Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 1. Понятие и признаки дисциплинарной ответственности государственных служащих




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра государственного управления

Дисциплинарная ответственность

Государственных служащих

 

 Курсовая работа

 

                                                   Зенькович Марк Олегович

                                                   студента 3 курса, 2 группы

                                                   специальность «Правоведение»

                                                   заочная форма обучения

                                                     

                                                   _____________________________

                                                         (подпись студента)

 

 

                                                           Научный руководитель:

                                                           Махнач Михаил Михайлович

                                                        

 

 

                                               

 

                                   

Минск 2018

Содержание

Введение…………………………………………………………..…………... 3
Глава 1: Понятие и признаки дисциплинарной ответственности государственных служащих.……………………..……………………………………   5
Глава 2: Основания дисциплинарной ответственности государственных служащих ……………………………………………….……………………..   10
Глава 3: Дисциплинарные взыскания, применяемые к государственным служащим ………………………………………………….………………….   14
Глава 4. Особенности наложения дисциплинарных взысканий на отдельных государственных аппаратных служащих……………………………….   17
4.1 Дисциплинарная ответственность судей……………………………... 17
4.2 Дисциплинарная ответственность прокурорских работников……… 18
4.3 Дисциплинарная ответственность сотрудников Следственного комитета и его структурных подразделений………………………………...   21
Заключение……………………………………………………………………. 26
Список использованных источников…………………………...…………… 28
   
   
   
   
   
   

 

Введение

Актуальность исследования института дисциплинарной ответственности государственных служащих определяется возрастанием роли дисциплины и правопорядка среди государственных служащих, а также необходимостью дальнейшего совершенствования института дисциплинарной ответственности служащих. Следует отметить, что трудовое законодательство к аппаратным государственным служащим применяется в случаях неурегулирования данных отношений Законом «О государственной службе».

Существенной составляющей проблемы дисциплинарной ответственности являются отношения, связанные с реализацией запретов, которые обусловлены режимом государственной службы. Институт административных запретов присутствует в системе гражданской и военизированной службы. Однако количество административных запретов в каждом из вышеназванных видов государственной службы различно. Кроме того, данные запреты касаются различных аспектов служебной деятельности государственных служащих. Исследование административных запретов имеет важное практическое значение для развития института государственной службы, поскольку административные запреты находятся в диалектической взаимосвязи с другими составляющими института государственной службы.

Вопросам дисциплинарной ответственности и дисциплинарного производства в системе государственной службы посвящены отдельные работы таких авторов, как Д.Н. Бахрах, К.И. Кеник, Л.А. Киселёва, А.Г. Тиковенко, В.В. Подгруша, О.И. Чуприс, Г.Б. Шишко, К.Л. Томашевский, А.Н. Крамник, Д.М. Овсянко и др.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением государственным гражданским служащим дисциплинарного проступка и привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Предметом являются нормы права, регламентирующие вопросы дисциплинарного производства в системе государственной службы.

Целью работы ставится комплексное исследование института дисциплинарной ответственности государственных служащих.

В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи исследования:

1) рассмотреть понятие и признаки дисциплинарной ответственности государственных служащих;

2) выявить основания дисциплинарной ответственности государственных служащих;

3) охарактеризовать дисциплинарные взыскания, которые могут применяться к государственным служащим в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При написании работы использованы следующие методы исследования: диалектический метод, системный анализ, сравнительный анализ, формально - юридический и исторический методы.

Нормативной базой исследования являются: Конституция Республики Беларусь, законодательные акты Республики Беларусь и ведомственные нормативные акты.

Данная курсовая работа состоит из введения, 4 глав, 4 глава в свою очередь включает 3 параграфа, заключения и списка использованных источников. Полный объем курсовой работы – 31 страница. Список использованных источников состоит их 17 наименований.



Глава 1. Понятие и признаки дисциплинарной ответственности государственных служащих

Дисциплинарная ответственность является сложной и многогранной категорией административного, трудового права, которая требует углубленного изучения и исследования по ряду причин.

Во-первых, дисциплинарная ответственность является разновидностью государственного принуждения, регулируемого дисциплинарно-правовыми нормами. Меры дисциплинарной ответственности в сфере правового регулирования находят применение наряду с дисциплинарно-пресекательными, дисциплинарно-восстановительными мерами, мерами обеспечения производства по делам о дисциплинарных правонарушениях.

Уяснение юридической природы дисциплинарной ответственности, умение соотносить меры дисциплинарной ответственности с иными видами дисциплинарно-правового принуждения являются важнейшей задачей административно - правовой науки и юридической практики.

Во-вторых, правовые нормы, устанавливающие меры дисциплинарной ответственности, составы дисциплинарных правонарушений, порядок применения мер дисциплинарной ответственности, составляют обособленную часть административного права и именуются институтом дисциплинарной ответственности, который стоит на стыке наук административного и трудового права.

Стоит начать с того, что государственные служащие являются специфической категорией работников. Эта специфика определяется своеобразием деятельности государственных органов, в которых государственные служащие работают. Они выполняют функции государственного органа, возложенные на этот орган государством, решают задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (законодательная, исполнительная и судебная, финансовая деятельность, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, защита прав и законных интересов граждан и др.). Все действия государственных служащих осуществляются ими от имени государства и по его поручению. Юридическая ответственность - это особая, связанная с правонарушением,  субъективная обязанность правонарушителя претерпеть предусмотренные законодательством неблагоприятные, карающие его последствия совершенного им противоправного виновного деяния [1; с.483]. Различают уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую и материальную ответственность. Государственный служащий может быть привлечен к тому или иному виду ответственности в зависимости от вида правонарушения и степени тяжести этого правонарушения.

Дисциплинарная ответственность рассматривается в правовой науке как одна из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя. В отличие от других видов юридической ответственности, дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения. Тем не менее обычно меры дисциплинарной ответственности применяются не «над ведомственными» органами (судом, арбитражем, инспекциями и т.д.), а органами (должностными лицами) организаций, учреждений, предприятий, где работает нарушитель дисциплины, либо вышестоящим органом (должностным лицом).

Можно констатировать, что ответственность государственных служащих характеризуется следующими признаками:

1) за правонарушения вне службы государственные служащие несут ответственность на общих основаниях и наравне со всеми лицами. В этом случае на государственных служащих распространяются все виды юридической ответственности в порядке осуществления служебной деятельности. Тоесть, дисциплинарная ответственность применяется к государственным служащим в случае ненадлежащего исполнения своих трудовых обязанностей (они написаны в должностной инструкции государственного служащего), совершения такого поступка, который несовместим с нахождением данного лица на государственной службе и т.д.

2) правовые нормы об ответственности государственных служащих за правонарушения по службе учитывают особенности государственной службы как вида трудовой деятельности и особенности служебных правонарушений:

а) ряд специальных мер ответственности за служебные правонарушения (предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение квалификационного класса и др.), которые не могут быть применены к остальным работникам, поскольку государственный служащий – это особая категория работников, осуществляющих государственные функции в процессе осуществления своей служебной деятельности;

б) привлечение служащего к ответственности за правонарушение не исключает того, чтобы это же деяние было квалифицировано как другой вид правонарушения и влекло соответствующую юридическую ответственность. К примеру, наряду с дисциплинарной ответственности могут применяться и иные виды юридической ответственности: административная, уголовная, гражданско-правовая, материальная. К примеру, статьей 427 Уголовного кодекса предусмотрена ответственность за служебный подлог. Согласно данной статье, Внесение должностным или иным уполномоченным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, либо подделка документов, либо составление и выдача заведомо ложных документов, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, при отсутствии признаков более тяжкого преступления - наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок, или лишением свободы на срок до двух лет [5]. К данному лицу наряду с применением мер уголовной ответственности будут применены и меры дисциплинарного воздействия (увольнение). К примеру, статьей 23.25 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение порядка ведения государственного кадастра. Согласно данной статье, Нарушение должностным лицом порядка ведения государственного кадастра либо умышленное искажение им сведений государственной регистрации, учета и оценки объектов, подлежащих включению в государственный кадастр, - влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин [6]. Наряду с мерами административного воздействия, наниматель (вышестоящее должностное лицо) может применить нему одну из мер, предусмотренных статьей 57 Закона «О государственной службе».

3) следует отметить, что привлечение к дисциплинарной ответственности производится во внесудебном порядке. Также возможно такое обжалование в судебном порядке: к примеру, можно обжаловать увольнение государственного служащего непосредственно в суде. Об этом нам говорит пункт 3 части 2 статьи 241 Трудового кодекса [4].

4) субъектами привлечения к дисциплинарной ответственности являются должностные лица, руководители государственных органов, где осуществляет свою работу государственный служащий (т.е. применяется дисциплинарная ответственность по непосредственной подчиненности).

Исходя из признаков дисциплинарного проступка, мы можем говорить об основных признаках дисциплинарной ответственности, а именно:

1) дисциплинарная ответственность – выражается в наложении на служащего дисциплинарного взыскания;

2) дисциплинарное взыскание – применяется уполномоченным должностным лицом, находящимся в одном государственном органе с привлекаемым к ответственности;

3) ответственность применяется по служебной подчиненности;

4) применение взысканий в соответствии со специальными правовыми нормами [2, с. 296].

В то же время, дисциплинарную ответственность следует отличать от административной ответственности, которая наступает за совершение лицом административного проступка, состоящего в нарушении установленных полномочными органами государственного управления общеобязательных правил поведения (правил дорожного движения, противопожарных правил и т.п.). Административная ответственность применяется органами или должностными лицами, с которыми нарушитель не связан отношениями подчиненности по работе и службе (например, органами милиции, судьями, государственными инспекторами по охране труда и др.). Нередко у них один и тот же объект посягательства – служебные (трудовые отношения), субъект правонарушения – работник организации (юридического лица).

С другой стороны, административные и дисциплинарные проступки имеют и существенные различия. У них разная нормативная правовая база. Административные правонарушения формулируются и описание их составов дается в нормах административно-деликтного права. Дисциплинарные проступки называются в нормах дисциплинарного законодательства: ТК, уставах и положениях о дисциплине и т.д. [3, с. 99].

В Республике Беларусь отсутствует специальный нормативный акт о дисциплинарной ответственности государственных служащих. Положения дисциплинарной ответственности государственных служащих содержатся в Законе «О государственной службе в Республике Беларусь». Вместе с тем в отдельных отраслях и сферах государственной деятельности действуют уставы и положения о дисциплине отдельных категорий государственных служащих, например, в судах, в органах прокуратуры, таможенных органах и др.

Трудовое право различает два вида дисциплинарной ответственности: общую и специальную. Общая дисциплинарная ответственность предусмотрена Трудовым кодексом и Правилами внутреннего трудового распорядка. Она распространяется на всех работников.

Специальная дисциплинарная ответственность считается наиболее строгим видом дисциплинарной ответственности, поскольку, во-первых, здесь нередко предусматривается возможность привлечения к дисциплинарной ответственности за совершенные за пределами службы позорящие и дискредитирующие публичную власть аморальные и административные проступки, во-вторых, предусматриваются некоторые специфические меры дисциплинарных взысканий, например, лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры», в-третьих, за грубое нарушение должностных обязанностей возможно в качестве меры дисциплинарного взыскания исключение не только из конкретного учреждения, но и из системы данной отрасли (например, из органов прокуратуры, МВД, таможенных органов и т.д.).

Специальная ответственность в свою очередь делится на ответственность государственных служащих, осуществляющих управленческие функции; ответственность по уставам о дисциплине; ответственность судей, прокуроров, иных работников по специальным положениям, ответственность лиц, занятых в воинской внутренней и военизированной службах.

Таким образом, дисциплинарная ответственность - это ответственность, применяемая к государственному служащему руководителем государственного органа, в котором он работает, за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него служебных обязанностей. Дисциплинарная ответственность заключается в применении к виновному одного из видов дисциплинарного взыскания, предусмотренных соответствующим законодательным актом. Дисциплинарная ответственность может быть применена при наличии следующих условий:

1) неисполнение государственным служащим возложенных на него служебных обязанностей;

2) наличие вины государственного служащего (умысел или неосторожность);

3) противоправность действий государственного служащего.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...