![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методические рекомендации по формированию связной речи детей с ОНР
Формирование связной речи – это формирование и формулирование связных мыслей. Опираясь на принцип поэтапного формирования умственных действий (А.Н. Леонтьев) можно понять, что становление умственных действий – сложный и длительный процесс, который начинается с установления развернутых внешних операций с опорой на вспомогательные средства, а затем сокращается, свертывается и постепенно осуществляется во внутреннем плане [23, с. 107]. К таким вспомогательным средствам формирования связной речи детей с ОНР относятся: наглядность (по поводу которой происходит речевое высказывания) и моделирование плана высказывания, на значимость которого указывали Л.С. Выготский, В.К. Воробьева, В.П. Глухов [5; 4; 9; 10; 11]. Методические рекомендации разработаны с учетом работ следующих авторов: Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.И. Селиверстова и др., а также с учетом программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Цель: предложенная система логопедических занятий будет способствовать развитию связной речи. Если расположить используемые при обучении дошкольников виды рассказывания в порядке постепенного убывания наглядности и «свертывания» смоделированного плана высказывания, то можно выделить следующие этапы коррекционно-логопедической работы: I этап Цель: Формирование навыка связной речи с опорой на демонстрацию действий, включает следующие этапы работы: 1. Формирование навыка воспроизведения рассказа, составленного по демонстрируемым действиям. 2. Формирование навыка составления рассказа по демонстрируемым действиям. II этап Цель: Формирование навыка связной речи с опорой на картинный материал, включает следующие этапы работы: 1. Формирование навыка пересказа: – по серии сюжетных картинок; – по сюжетной картинке; – по набору предметных картинок. 2. Формирование навыка составления рассказа: – по предметно-графической схеме; – по серии сюжетных картинок; – по сюжетной картинке. 3. Формирование навыка составление рассказа-описания по картинке: – формирование навыка составления простого рассказа-описания; – формирование навыка составления развернутого рассказа-описания. III этап Цель: Формирование навыка связной речи без зрительной опоры, включает следующие этапы работы: 1. Формирование навыка пересказа литературного произведения. 2. Формирование навыка составления рассказа: – по опорным словам; – по сюжетам из личного опыта детей; – творческие рассказы. 3. Формирование навыка составления рассказа-описания по представлению. Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи: 1) закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации; 2) формирование навыков построения связных монологических высказываний; 3) развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний; 4) целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения. Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний, в свою очередь, включает: – усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями – фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения); – формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа сообщения; – обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка [12, с. 23] Система занятий построена с учетом общедидактических принципов и на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике: – принцип воспитывающего обучения; – принципы последовательности, преемственности, систематичности; – опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства; – овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений; – осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи грамматическим строем, словарем, звукопроизношением, связной речью. Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделяется при этом обучению тем видам связных высказываний, которые прежде всего используются в процессе усвоения ими знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения (развернутые ответы, пересказ текста, составление рассказа по наглядной опоре, высказывания по аналогии). Коммуникативный подход предполагает широкое использование форм и приемов обучения (включая игровые), способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка. Основное содержание занятий составляет развитие связной речи с применением средств наглядности. Логопедическая работа по развитию связной речи включает следующие направления: – обогащение словарного запаса; – обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов; – разучивание стихотворений; отгадывание загадок [22, c. 51]. Ведущее значение в данной системе играет применение различных наглядных приемов развития связной речи на логопедических занятиях. Успешность работы логопеда основывается на правильном использовании наглядности – это предметных, ситуационных, сюжетных картинок, демонстрируемых действий. Если применять наглядность правильно, с постепенным усложнением от картины до схематического изображения, систематически, то дети начинают легко в ней ориентироваться, находить опору для своих высказываний, устанавливать причинно-следственные связи и связно излагать изображенные события и их последовательность [27, c. 96]. Ожидаемый результат предложенной системы: на основе разработанной системы будет развиваться связная речь у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Структура системы логопедических занятий включает в себя: – Обучение рассказыванию. – Пересказ (по вопросам, по плану, с опорой на серии картин, на картины, схематические изображения – меловой рисунок). – Описание предметов (с опорой на муляж, на картину, по плану, по вопросам). – Рассказывание по картинкам (по серии с постепенным переходом к одной картине) и из опыта. – Продолжение рассказа по заданному началу (с опорой на картину, на схему). – Творческое рассказывание или рассказывание по воображению. Система занятий по развитию связной речи с использованием наглядности на логопедических занятиях будет способствовать лучшему усвоению программы. Программа предусматривает тесное сотрудничество различных специалистов дошкольного образовательного учреждения. При этом ведущая роль, конечно, отводится логопеду. Логопедическая работа включает в себя: Формирование высказывания на уровне фразы: – Показ и называние нового предмета (и его признаков) или действий. Показ должен сопровождаться пояснением, которое помогает понять сущность предмета. Новое слово обязательно проговаривается хором и индивидуально. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст. – Объяснение происхождения данного слова (хлебница – посуда, в которой хранят хлеб; кофейник – посуда, в которой варят кофе). – Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом – очень большой дом, тот, который выше всех других домов). – Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих («Это забор высокий или низкий?»), а затем требуют самостоятельных ответов. – Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов. – Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели. – Составление предложений по опорным словам. Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, представляет большие трудности. Они испытывает серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задании (составление небольшого рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого им текста. Все это определило необходимость особого внимания к организации занятий по обучению дошкольников с общим недоразвитием речи составлению рассказов с элементами творчества и применению адекватных приемов обучения с учетом особенностей этой группы. Обучение детей с общим недоразвитием речи составлению самостоятельных рассказов с элементами творчества проводится на последнем этапе коррекционной работы. Однако уже в занятия по пересказу, рассказыванию по картинам включаем отдельные, доступные детям задания [8, с. 23-25] Остановимся в качестве примеров на некоторых вариантах таких заданий. Так, после пересказа сказки «Хвосты» детям предлагается составить «творческий пересказ» с введением в сюжетное действие новых действующих лиц (корова, петух, павлин и др.), придумать какой-либо эпизод на основе ее сюжета. На занятиях по отдельным картинам и сериям картинок ребенку предлагается придумать на основе наглядного содержания завязку или продолжение изображенного сюжетного действия. Для составления рассказов по наборам игрушек используются следующие темы: «Как Вова и Миша ходили в зоопарк» Составлению рассказа предшествует называние предметов, изображаемых на картинках, и их краткая характеристика внешнего вида, деталей и др. Затем детям предлагается тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: «На рыбалке»; «Случай в лесу»; «Приключение на озере». Для облегчения выполнения задания применяется краткий план из трех-четырех вопросов, к составлению которого привлекаются дети (например: «Что взял с собой мальчик на рыбалку?»; «Кого он встретил на реке?»; «Что произошло во время рыбалки?»; «Что принес мальчик домой?»). При затруднениях дается образец начала рассказа. Обучение составлению рассказа на тему без использования словесных и наглядных опор, принимая во внимание сложность этого вида рассказывания, проводится на заключительном этапе работы [16, с.73] В структуру занятий по обучению составлению рассказа на заданную тему включены: – беседа-обсуждение предложенной темы (активизация и уточнение имеющихся у детей представлений, связанных с темой рассказа); – обсуждение (коллективное составление) плана будущего рассказа; – установочные указания к составлению рассказов (дети должны определить место, время действия, основных персонажей; дается установка, как можно начать рассказ и др.); – обсуждение и анализ детских рассказов (по магнитофонной записи). Итак, при специально организованной комплексной и систематической логопедической работе по развитию связной речи, уровень развития у детей с общим недоразвитием речи повышается. В приложении В представлен конспект занятия по развитию связной речи на тему: «Проделки Зимушки-зимы». Цель занятия: развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи. В результате проведенного занятия закреплялись навыки оптико-пространственной ориентировки, подбора синонимов, составления рассказа по картине, поэтому оно носило среднюю степень сложности для детей старшего возраста с диагнозом «Общее недоразвитие речи», все поставленные задачи были успешно решены. Таким образом, направления коррекционной работы по формированию связного речевого высказывания основываются на факторах облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина и других, является наглядность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства выделяется моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л.С. Выготский, а также педагоги В.К. Воробьева и В.П. Глухов. Учитывая вышеизложенное, мы проанализировали все используемые при обучении дошкольников виды самостоятельного рассказывания и обозначили следующий порядок работы: – воспроизведение рассказа, составленного по следам демонстрируемого действия; – составление рассказа по демонстрируемому действию; – пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок; – составление рассказа по серии сюжетных картинок; – составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием моделирования плана высказывания; – составление описательных рассказов с использование схемы описания. Очевидно, что подробный анализ трудностей, которые испытывают дети с ОНР при составлении рассказов и анализ результативности при использовании наглядного моделирования повысят эффективность коррекционной работы по преодолению подобных нарушений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов. 1 Связная речь является смысловым развернутым высказыванием, которое обеспечивает общение и взаимопонимание людей. Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий и форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка. 2 Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. 3 В результате экспериментального изучения особенностей связной речи у дошкольников с ОНР, представленного во второй главе, определено, что дети с ОНР испытывают значительные трудности при формировании связной речи в отличие от сверстников с нормальным речевым развитием. Очевидно, что трудности, мешающие дошкольнику с ОНР правильно выполнять экспериментальные задания, связаны с несформированностью всех компонентов языковой системы. 4 Анализ трудностей языкового оформления позволил сделать вывод о том, что наименьшие показатели имеет полнота объема высказывания, что свидетельствует об ограниченности и скудности словарного запаса детей изучаемой категории. Также можно отметить, что конструкции предложения у детей с ОНР зачастую простые, нераспространенные, они практически не используют сложные предложения, их речь не развернута, допускаются аграмматизмы. Сравнивая показатели по всем компонентам рассмотрения языкового оформления между двумя обследуемыми группами, можно говорить о том, что дети с ОНР оформляют свои выказывания намного беднее, чем дети без речевой патологии. Так же нами было отмечено, что при выполнении заданий связные речевые высказывания составлялись с некоторой помощью или после повторных наводящих и стимулирующих вопросов. 5 В работе предложены методические рекомендации по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Определено, что при обучении дошкольников различным видам самостоятельного рассказывания целесообразно применять следующий порядок работы: воспроизведение рассказа, составленного по следам демонстрируемого действия; составление рассказа по демонстрируемому действию; пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок; составление рассказа по серии сюжетных картинок; составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием моделирования плана высказывания; составление описательных рассказов с использование схемы описания.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 284. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |