Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лингвистические и психолингвистические основы связной речи




ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….   3
1 ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР В СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ ……………………. 1.1 Лингвистические и психолингвистические основы связной речи….   1.2 Формирование связной речи в онтогенезе…………………………... 1.3 Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи…….. 1.4 Особенности связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………………………………     5 5 7 9   12
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР…………………………………………................................................... 2.1 Задачи, методика, организация исследования………………………. 2.2 Анализ результатов исследования особенностей составления рассказа дошкольниками с ОНР……………………………... 2.3 Методические рекомендации по формированию связной речи детей с ОНР…………………………………….....................................       16 16   18   28  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..……………………………………………………….   34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….   ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………   35   38

 ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевое недоразвитие, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

Поэтому обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи, относится к числу актуальных, но все еще не до конца исследованных проблем.

Большое внимание вопросу развития связной речи уделили Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Миронова С.А., Чиркина Г.В., Лопатина Л.В., Ефименкова Л.Н. и др.

Так, С.А. Миронова раскрывает содержание и методы работы по развитию прямой речи. В.К. Воробьевой разработана методика поэтапного формирования умений и навыков связной речи с использованием картинно-графического плана. Обучение творческому рассказыванию нашло отражение в работах В.П. Глухова, Б.М. Гриншпуна, В.И. Селиверстова. Т.Б. Филичева выделяет направления и методы коррекционного обучения детей с ОНР IV уровня речевого развития.

Однако особенности составления рассказа дошкольниками с ОНР до настоящего времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для школьников и социальной адаптации детей с ОНР.

 Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с ОНР.

Цель исследования – выявление особенностей формирования связной речи у дошкольников с ОНР.

Задачи исследования:

1. Проанализировать лингвистическую, психологическую, психолого-лингвистическую литературу по проблемам развития связной речи у дошкольников с ОНР.

2. Выявить особенности связной речи старших дошкольников с ОНР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

3. В ходе экспериментального изучения выявить и проанализировать уровень сформированности связной речи у детей с ОНР.

4. Разработать практические рекомендации специалистам и родителям по оптимизации условий, способствующих овладению связной речью дошкольниками с ОНР.

Объект исследования связная речь дошкольников с ОНР.

Предмет исследования: особенности составления рассказа дошкольниками с ОНР.

Методы исследования:

– анализ общей и специальной педагогической, психологической, а также медицинской литературы по проблеме исследования;

– анализ психолого-педагогической и медицинской документации.

– констатирующий эксперимент.

– метод математической статистики.

Исследование проводилось на базе ГОУ «Ясли-сад №29 г. Мозыря». В исследовании приняли участие 20 дошкольников в возрасте 5,5-6 лет, из них 10 детей с ОНР III уровня (экспериментальная группа) и 10 детей с нормальным речевым развитием (контрольная группа).

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР В СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Лингвистические и психолингвистические основы связной речи

 

Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и психологической методической литературы [5; 6; 16; 20; 25 и др.]. Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах: психологическом          (С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский), психолингвистическом (А.А. Леонтьев, Т.В. Ахутина и др.) и логопедическом (В.П. Глухов,              А.В. Ястребова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева и др.).

По мнению В.П. Глухова [11], под связной речью в широком смысле слова следуют понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи» [11, c. 65].

Из анализа литературных источников [2; 4; 7; 10; 14 и т.д.] следует, что понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.

А.Р. Лурия [24], С.Л. Рубинштейн [30], В. П. Глухов [9] считают, что диалогическая (диалог) – первичная по происхождению форма речи, возникающая при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном обмене репликами [9, c. 4]. Отличительными чертами диалогической речи являются:

– эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса;

– ситуативность [23, c. 7].

По сравнению с диалогической, монологическая речь (монолог) – это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности [9, c. 4].

А.Р. Лурия [24], С.Л. Рубинштейн [30], А.А. Леонтьев [23] к основным свойствам монологической речи относят: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическую последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации [30, c. 402]. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется.

А.А. Леонтьев [23] отмечает, что, являясь особым видом речевой деятельности, монологическая речь отличается спецификой выполнения речевых функций. В ней используются и обобщаются такие компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо- и словообразующие, а также синтаксические средства. Вместе с тем в монологической речи реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, заранее спланированном изложении. Реализация связного развернутого высказывания предполагает удерживание в памяти составленной программы на весь период речевого сообщения, задействование всех видов контроля за процессом речевой деятельности с опорой, как на слуховое, так и на зрительное восприятие. По сравнению с диалогом, монологическая речь более контекстна и излагается в более полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и использованием разнообразных синтаксических конструкций. Таким образом, последовательность и логичность, полнота и связность изложения, композиционное оформление являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстного и непрерывного характера.

Л.В. Лопатина [29] выделяет ряд разновидностей устной монологической речи («функционально-смысловые» типы). В дошкольном возрасте основными видами являются описание, повествование и элементарные рассуждения [29, с. 117].

Однако А.Р. Лурия [24] и ряд других авторов [8; 17; 18; 20; 25] наряду с существующими различиями отмечают определенное сходство и взаимосвязь диалогической и монологической форм речи. Прежде всего, их объединяет общая система языка. Монологическая речь, возникающая у ребенка на основе диалогической, впоследствии органично включается в разговор, беседу [18, с. 79].

Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний [8, с. 96].

А.А. Леонтьев определяет термин «высказывание» как коммуникативную единицу (от отдельного предложения до целого текста), законченную по содержанию и интонации и характеризующуюся определенной грамматической или композиционной структурой [23, с. 31]. К характеристикам любого вида развернутых высказываний относятся: связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

В специальной литературе выделяются следующие критерии связности устного сообщения: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями (членами) предложения и законченность выражения мысли говорящего [9, с. 79].

Другая важнейшая характеристика развернутого высказывания – последовательность изложения. Нарушение последовательности всегда негативно отражается на связности сообщения.

Логико-смысловая организация высказывания включает предметно-смысловую и логическую организацию. Адекватное отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организации высказывания; отражение же хода изложения самой мысли проявляется в его логической организации [9, с. 80].

Таким образом, из сказанного следует, что связная речь – это самостоятельное использование ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Развитие связной речи способствует успешному становлению личности ребенка.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...