Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определение, общие принципы, признаки и правила классификации.




Курсовая работа

По курсу «Теоретические основы товароведения»

на тему:

«Классификация продовольственных товаров»

 

Выполнила:

Студентка 2 курса

Группа № ТД – 1501

Решетникова Чарина Николаевна

Научный руководитель: к.т.н., профессор

Прокопенко Станислав Тимофеевич

 

 

г. Санкт-Петербург

2016 год


Содержание

Введение. 3

Глава 1. Классификация и кодирование товаров. 5

1.1. Определение, общие принципы, признаки и правила классификации. 5

1.2. Кодирование товаров. 9

Глава 2. Классификация продовольственных товаров. 17

2.1. Способы классификации продовольственных товаров. 17

2.2. Классификация зерновых культур. 23

Заключение. 26

Список использованных источников и литературы.. 28

 


 


Введение

Актуальность исследования.

Товароведение –наука и учебная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров, определяющих потребительские свойства, и факторах обеспечения этих характеристик[1].

Товар – это материальный объект, предназначенный для купли-продажи.

Товар характеризуется двумя свойствами – потребительной и меновой стоимостью. Потребительная стоимость товара определяется его способностью удовлетворять какую-либо потребность человека, его полезностью. Меновая стоимость – свойство товара обмениваться в определенных соотношениях на другие товары.

Продовольственные товары – продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки[2].

Современный ассортимент потребительских товаров разнообразен и различается происхождением, назначением, условиями хранения различных видов товаров.

Рыночные отношения обусловили предъявление повышенных требований не только к формированию и рациональному управлению ассортиментом потребительских товаров в розничной торговой сети, но и к качеству товаров, реализуемых на потребительском рынке.

Объект исследования.Продовольственные товары в товароведении.

Предмет исследования. Классификация продовольственных товаров.

Целью данной работы является изучение классификации продовольственных товаров для определения её роли в товароведении.

В работе были поставлены задачи:

Изучить определение, общие принципы, признаки и правила классификации

Систематизировать товары по методам классификации и кодирования.

Изучить способы классификации продовольственных товаров.

Показать классификацию продовольственного товара.

Структурно работа состоит из введения, двух основных глав, где рассматриваются классификация, ассортимент и кодирование товаров, способы классификации продовольственных товаров, классификация зерновых культур, заключения, списка использованных данных.

Информационной базой для написания курсовой послужили учебная литература по товароведению, таких авторов, как Елисеева Л. Г., Кажаева О. И., Коник Н. В., Шевченко В. В; нормативно-правовые документы РФ: решение Комиссии Таможенного Союза,ГОСТ Р 51303 – 2013, Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ; коды ОКП из сайта Центра сертификации РОСПРОМТЕСТ.


 


Глава 1. Классификация и кодирование товаров

Определение, общие принципы, признаки и правила классификации.

Классификация – это разделение объектов на группы, основанное по каким-либо общим признакам.

Классификация должна фиксировать закономерные связи между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойство.

Принципами классификации являются: установление цели, выбор метода классификации, установление числа классифицируемых признаков.

Признак классификации – характеристика или свойство товара, являющегося основой классификации (вид сырья, назначение, конструкция, структура, технология изготовления и т.д.).

Признаки – сырьевой, технологический, конструкторский, рецептурный, компонентный, структурный. Признаки могут иметь количественное или качественное выражение, называемое значение признака классификации. Из перечисленных признаков назначения – сырьевой и технологический, чаще всего выражаются качественно, а компонентный и структурный – количественно и качественно.

Правила классификации заключаются в распределении товаров по отдельным категориям или ступеням от высших к низшим, начиная с наиболее общих признаков. На каждой ступени используется один отличительный и существенный признак; на последних ступенях могут быть задействованы более общие признаки.

Ступенями классификации являются раздел, класс, группа, вид. Могут быть использованы вспомогательные термины: подраздел, подкласс, подгруппа, подвид.

Вид – один из основных категорий товароведения; он стабилен и представляет собой конечный продукт производства и название, соответствующее его внутреннему содержанию и внешнему оформлению. Вид может подразделяться на подвиды, а последние – на артикулы в соответствии с разнообразными изменчивыми признаками.

Разделение множества товаров на подмножества осуществляют в соответствии с принятым методом. Различают иерархический и фасетный методы классификации.

Рассмотрим каждый из методов.

Иерархический метод классификации характеризуется последовательным делением множества товаров на подчиненные подмножества, при этом каждая последующая ступень должна конкретизировать признак вышестоящей ступени.

Ступенью классификации по иерархическому методу называют этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков.

Иерархическая система имеет число ступеней, соответствующее количеству используемых признаков общности объектов.

В зависимости от числа ступеней, т.е. от количества используемых признаков, классификация характеризуется глубиной. Большая глубина классификации затрудняет её использование и чаще всего не превышает 10.

Иерархический метод характеризуется следующими преимуществами и недостатками.

Выделяют следующие преимущества: возможность группировки объектов по большому количеству признаков, характеризующих то или иное подмножество; обладает высокой информационной насыщенностью.

Недостатки: многоступенчатость, большое число взаимосвязанных подразделений, сложность использования, а при небольшой глубине – информационная недостаточность и неполный охват объектов и признаков.

Фасетный (от фр. faccette– грань отшлифованного камня) метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов на отдельные, независимые классификационные группировки (фасеты) по одному признаку в каждой из них. Отдельные фасеты не зависят друг от друга и не подчиняются друг другу; каждая фасета, относясь к одному и тому же множеству, характеризует одну из сторон особенностей этого множества.

Фасетный метод имеет определенные преимущества и недостатки.

К преимуществам относят: гибкость и удобство использования; возможность применения ограниченного количества фасет, представляющих интерес в конкретном случае.

Недостатки: невозможность выделения общих и конкретных признаков между объектами в разных классификационных группировках.

Знание особенностей иерархического и фасетного методов позволяет использовать их при практическом решении задач классификации в зависимости от поставленной цели[3].

Необходимо определить, что такое ассортимент товара. Ассортиментом называют совокупность товаров, объединенных по какому-либо признаку. Различают ассортимент промышленный и торговый.

Промышленный ассортимент объединяет изделия, вырабатываемые на данном предприятии (ассортимент предприятия) или определенной отраслью промышленности (ассортимент отрасли).

Торговый ассортимент – это номенклатура товаров, реализуемых через оптовую и розничную сеть.

Он подразделяется на ассортимент предприятия (магазина, базы) и ассортимент товарной группы (кондитерских, молочных, мясных и т.д. товаров).

Все товары подразделяются в зависимости от их характеристик на товары простого и сложного ассортимента.

К товарам простого ассортимента относятся виды товаров, наименования которого имеют небольшое количество ассортиментных признаков и насчитывает относительно немного разновидностей (соль, сахар).

К товарам сложного ассортимента относятся виды товаров, имеющих большое количество разновидностей (вины, сыры).

В зависимости от спроса различают товары частого (хлеб, молоко), периодического (деликатесы из мясной, рыбной, молочной продукции) и редкого спроса (чёрная икра, экзотические фрукты).

Показатель ассортимента – количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров.

Единицей измерения показателей ассортимента является наименование товара или торговый артикул, который может включать название вида и/или торговой марки.

Следует рассмотреть показатели ассортимента.

Во-первых, широта ассортимента – количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Действительная широта – фактическое количество наименований товаров, имеющихся в наличии. Базовая широта – широта, принятая за основу для сравнения. Коэффициент широты выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных к базовому.

Во-вторых, полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворить одинаковые потребности.

Показатель действительной полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей, наименований товаров однородной группы, а базовой – регламентируемым или планируемым количеством товаров.

В-третьих, глубина – количество торговых марок товаров одного вида, и/или их модификация и/или товарных артикулов.

В-четвертых, устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Коэффициент устойчивости – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп.

В-пятых, новизна ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Наконец, рациональность ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей[4].

Кодирование товаров

Кодирование – это образование условного обозначения (кода) и присвоение его объектам классификации и ее группировкам.

Код – обозначение классификационной группировки и/или объекта классификации в виде знака или группы знаков.

Коды, или кодовые обозначения, объектов образуются из цифровых или буквенно-цифровых знаков в соответствии с принятым методом кодирования.

Кодирование товаров способствует упорядочению объектов классификации (построению классификаторов), облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ.

Различают последовательный, параллельный и порядковый методы кодирования товаров.

Последовательный и параллельный методы отвечают соответственно иерархическому и фасетному методам классификации; порядковый метод – образование кода из чисел натурального ряда и его присвоение.

Код должен обладать структурой, основными элементами которой являются алфавит, основание, разряд и длина.

Алфавит кода – система букв, цифр или их сочетаний, принятых для его обозначения. Штриховой алфавит кода – система штрихов и пробелов, ширина которых считывается сканером в виде цифр.

Основание кода – число знаков в алфавите. Разряд кода – позиция знака в коде, характеризующая определённый признак товара. Длина кода – число, знаков в коде.

Методы кодирования, наряду с методами классификации, используются при построении классификаторов.

Разнообразные классификаторы, включающие перечни товаров, продукции и услуг, разрабатываются с целью использования в народном хозяйстве России и международной торговле.

Различают следующие категории классификаторов: общероссийские, отраслевые и предприятий.

Внутри страны наиболее широко применяется Общероссийский классификатор продукции (ОКП), состоящий из двух частей: классификатор (К-ОКП) и ассортиментный (А-ОКП).

В товароведении наиболее распространены общегосударственная, торговая и учебная классификация.

Общегосударственная классификация товаров зафиксирована в ОКП, построенном по иерархическому методу и имеющем пять ступеней с десятичной системой кодирования (класс, подкласс, группа, подгруппа, вид). На первой ступени классификации располагаются классы продукции (xx…); они кодируются двухразрядными кодами – от 01 до 99. На второй ступени – подклассы (xxx…) Они конкретизируют содержание классов; на третьей ступени – группы (xxxx..); на четвертой – подгруппы (ххххх.); на пятой (виды продукции (xxxxxx).

Пищевые продукты в ОКП имеют коды от 916000 до 93000, сельскохозяйственная продукция растительного происхождения – от 97 0000 до 97 7000[5].

Глубина классификации продукции определяется её целью, количеством используемых признаков и завершается на четвертом, пятом и шестом разряде кода.

В ассортиментной части А-ОКП используются все последующие разряды кода; она включает полную характеристику продукции конкретных артикулов. Каждая позиция А-ОКП характеризуется десятиразрядным кодом изделия и двухразрядным контрольным числом, а также наименованием изделия по нормативному документу.

Торговая классификация рассчитана на товары широкого потребления и применяется для ускорения и облегчения торгово-оперативных процессов. В основе классификации лежат такие признаки, как используемое сырьё, химический состав, происхождение, назначение, способ производства и др.

Продовольственные товары подразделяют на следующие группы: хлебобулочные, плодоовощные, кондитерские, винно-водочные, молочные, мясные, рыбные, табачные изделия, чай, кофе, соки, воды.

Каждую из товарных групп подразделяют на виды и разновидности в зависимости от специфических особенностей товаров[6].

Пищевые продукции в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП) относятся к классам:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 668.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...