Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Почерковедческая экспертиза. Возможности экспертного исследования. Подготовка материалов для экспертизы. 7 страница




 

 

Психологический контакт - это создание благоприятных условий для взаимоотношений и взаимных действий следователя с участниками процесса расследования, характеризующий стремлением следователя поддержать процесс общения в целях получения правильных (достовреных, полных, объективных) показаний.

Источником налаживания отношений является следователь.

Цель получение информации.

Функции установления контакта:

1-информационно-комуникативная

2-регуляцонно-комуникативная. В процессе общения осуществляется регуляция.

3-эмоционально-коммуникативнная. Устанавливаются эмоциональные завязки.

Психологический контакт в следственной практике носит локальный характер, т.е. ограничен темой допроса и носит временный характер, т.е. не выходит за рамки сроков расследования.

Развитие психологического контакта проходит три стадии:

-стадия взаимного оценивания, это и внешнее восприятие друг друга и формирование первого впечатления. Результатом данной стадии является принятие решения о вступлении в процесс общения или отказ от общения.

-стадия взаимной заинтересованности.

-стадия обособления (ограничение количества общающихся).

При установлении контакта могут возникнуть психологические проблемы общения и коммуникавные барьеры. Коммуникативные барьеры - это некое препятствие на пути передачи информации между партнерами по общению.

Выделяют три группы коммуникативных барьеров:

1-барьеры понимания (например, фонетическое непонимание, когда чел передает информацию быстро скороговоркой; семантические барьеры, разное значение одних и тех же слов; стилистический барьер; логический барьер)

2-социально-культурного развития (различия религиозные, культурные)

3-барьеры отношения являются чисто психологическим феноменом (неприязнь, недоверие)

Психологический барьер - это психическое состояние, переживаемое как неадекватная пассивность, препятствующие общению, это препятствие, преграды, которые могут возникнуть как в связи с эмоциональным состоянием общающихся, так и в связи с несоответствием смысла высказывания, просьб, приказов, состояние субъекта при возникновении данных барьеров наблюдается усиленные отрицательные переживания.

Приемы нейтрализации психологических барьеров и установление психологического контакта:

1-правила накопления согласий, данный прием заключается в изначальной постановке таких вопросов, на которые допрашиваемый естественным образом отвечает "да", таких вопросов должно быть не меньше трех.

2-демонстрация общности взглядов, оценок, интересов, по некоторым вопросам.

3-психологически приемы, призанниие и понимание следователем положительных моментов личности и в поведении допрашиваемого.

4-создание благоприятных психологических условий допроса, общения.

5-правило теологичности.

6-Правило внимания к собеседнику.

7-Правило активного слушания и поддержания речевой активности собеседника.

 

Для каждого периода допроса характерны свои методы установления и поддержания контакта. Для вводной части характерна неформальная беседа с целью уточнения демографических данных, фрагментов биографии, жизненного и трудового пути допрашиваемого.

В главной части допроса идет закрепление контакта и его поддержание. Это достигается постановкой перед допрашиваемым вопросов, предъявлением доказательств, сопоставлением показаний с уже имеющейся по делу информацией.

Поддерживать должный уровень психологического контакта с допрашиваемым нужно не только в период допроса, но и на заключительном его этапе.

В установлении контакта с допрашиваемыми не может быть шаблона, штампа. Здесь нужен индивидуальный подход, учет свойств личности допрашиваемого. Следователь обязан помнить, кто сидит по другую сторону стола.

Выбор способа установления психологического контакта с допрашиваемым во многом зависит также от того, какое положение в процессе занимает данное лицо.

Процесс установления контакта зависит, в основном, от следователя, его профессиональной подготовки, опыта, авторитета и личностных качеств.

К качествам, которыми должен обладать следователь, относится также эмоциональная устойчивость, душевное равновесие, самообладание. Умение разговаривать с людьми - одно из важных коммуникативных качеств. Чтобы воздействовать на разум, волю и чувства допрашиваемого лица, верно, воспринимать и понимать его роль и быть, в свою очередь, понятым им, следователь должен заботиться о культуре речи.

Большое значение для установления психологического контакта имеет форма предупреждения допрашиваемого об уголовной ответственности за отказ или уклонение о дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний. Очень важно, как следователь изложит требования норм УПК: в форме разъяснения, доведения до сведения, предупреждения и т.д.

 

 

78. Тактика допроса свидетелей и потерпевших.

 

Предметом допроса свидетелей являются любые обстоятельства, подлежащие установлению по делу, в том числе относящиеся к личности обвиняемого и потерпевшего и к взаимоотношениям с ними свидетелей.

Любое лицо, которое способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, может быть свидетелем. Возраст, по достижении которого лицо может быть допрошено в качестве свидетеля, законом не установлен. Способность малолетнего или несовершеннолетнего свидетеля правильно воспринять событие и дать о нем показания зависит, помимо общих факторов, которые упоминались ранее, от степени развития ребенка или подростка, понимания им происходящего, что необходимо учитывать при оценке его показаний.

Свидетелем может быть как человек, непосредственно воспринимавший событие преступления или другие значимые для дела обстоятельства, так и тот, кто знает о них со слов других лиц или из документов. В последнем случае он должен сообщить источник своих сведений.

Потерпевший, т. е. лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, как и свидетель, может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию по делу, а также о своих взаимоотношениях с обвиняемым. Однако его заинтересованность, а также возможность ошибочного восприятия фактов в силу обстановки события и опасности, которой он подвергался, должны быть учтены при допросе и оценке показаний. В остальном тактика допроса потерпевшего и свидетелей настолько близки, что их можно рассматривать совместно.

Допрос свидетелей и потерпевшего можно разделить на четыре этапа: установление психологического контакта;

свободный рассказ;

постановка вопросов;

ознакомление допрашиваемого с протоколом и магнитной записью показаний.

На установление контакта влияют обстановка допроса, манера поведения следователя, умение владеть собой, его тон, внешний вид. Определенное значение имеет также и форма предупреждения допрашиваемого об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу ложных показаний. Выполнять это требование закона нельзя шаблонно. В зависимости от личности допрашиваемого и его ожидаемого поведения следователь и выбирает форму предупреждения: от строго официальной с акцентом на возможную ответственность перед законом до осторожного разъяснения с подчеркиванием того, что эти требования относятся ко всем свидетелям и потерпевшим и не обусловлены недоверием.

В целях установления контакта с допрашиваемым может быть использована и та беседа, которую ведет с ним следователь при заполнении анкетной части протокола допроса. При этом следователь может выходить за рамки протокола, интересоваться не только анкетными, но и иными данными, его окружением, условиями жизни и работы, психофизическими качествами. Таким образом следователь получает и дополнительную информацию о личности допрашиваемого.

При затрудненном контакте рекомендуется:

а) проявить подчеркнуто чуткое, внимательное, уважительное отношение к допрашиваемому, спокойствие и уравновешенность в обращении с ним;

б) выразить потерпевшему сочувствие и понимание;

в) провести беседу на второстепенную, нейтральную тему; подробно расспросить об образе жизни, связях, увлечениях, круге интересов и т. п.;

г) помочь советом, сообщить номер служебного телефона для срочной связи в случае необходимости;

д) выяснить мотивы, по которым допрашиваемый отказывается давать показания, и попытаться преодолеть их; об этом будет сказано подробнее.

Далее следователь предлагает допрашиваемому рассказать все известное по делу. Начинается этап допроса, именуемый свободным рассказом.

Свободный рассказ — это изложение лицом известных ему фактов в той последовательности, которую ему рекомендует следователь или которую он избирает сам.

Этот этап допроса является необходимым по следующим основаниям:

следователь не всегда представляет себе, какими данными и в каком объеме располагает свидетель или потерпевший. При свободном рассказе он может сообщить такую важную информацию, о характере и наличии которой следователь и не предполагал и которую не стремился бы получить путем постановки вопросов;

изложение допрашиваемым тех или иных данных в удобной для него последовательности облегчает их припоминание, способствует более полному воспроизведению запечатленного;

свободный рассказ помогает следователю составить более полное и правильное, представление о взаимоотношениях допрашиваемого с другими проходящими по делу лицами, об избранной им линии поведения на следствии, о степени его фактической осведомленности.

Следователь может рекомендовать определенный порядок (последовательность) изложения, когда допрашиваемому предстоит дать показания по большому количеству эпизодов или обстоятельств и сам он затрудняется в выборе такого порядка (иногда даже спрашивает, с чего ему начать рассказ). В некоторых случаях следователь из тактических соображений может предложить допрашиваемому сначала осветить определенный факт, а уж потом рассказать обо всем остальном.

Как правило, следователь не должен прерывать свободный рассказ репликами или вопросами. Подобное вмешательство может сбить допрашиваемого, порядок его изложения окажется нарушенным, и, как следствие, он может запутаться в показаниях, упуская при этом важные для дела данные

По ходу свободного рассказа протоколирование не рекомендуется, поскольку неминуемо приводит к перерывам, отвлекает допрашиваемого, ослабляет его усилия по припоминанию тех или иных фактов, нарушает возникшие у него ассоциативные связи. На этом этапе допроса следователь должен делать лишь заметки о соображениях, возникших у него по ходу свободного рассказа, пропусках в нем, вопросах, которые нужно будет задать впоследствии. Допрашиваемый должен постоянно чувствовать заинтересованность в его показаниях.

Если полученные показания, по оценке следователя, являются ложными, то на этом этапе допроса он должен:

при добросовестном заблуждении допрашиваемого — помочь ему исправить ошибки, при умышленной даче ложных показаний — изобличить его и побудить дать правдивые показания.

В целях "оживления" памяти свидетеля или потерпевшего применяются следующие тактические приемы допроса.

1. Допрос с использованием ассоциативных связей. Представления, возникающие в сознании свидетеля или потерпевшего в связи с воспринимавшимся событием, вступают друг с другом в определенные связи, называемые ассоциативными.

2. Допрос на месте.

3. Повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств.

 

 

79. Тактические приемы допроса обвиняемого (подозреваемого) в условиях конфликтных ситуаций. Тактика допроса при проверке алиби.

 

В процессе допроса между его участниками складываются следующие ситуации: конфликтные и бесконфликтные.

Бесконфликтная ситуация характеризуется полным или частичным совпадением интересов участников взаимодействия, отсутствием противоречий в целях, к достижению которых направлены их усилия на данном этапе расследования. Ситуации конфликтов различной длительности и остроты возникают тогда, когда между участниками процесса складываются отношения соперничества и противодействия".

Тактическая борьба в конфликтной ситуации в свою очередь делится на нестрогое и строгое соперничество.

Строгое - стойкая установка на дачу ложных показаний; полный отказ от дачи показаний.

 

Виды Вербального Противодействия Расследованию:

 

Лжесвидетельство - умышленная дезинформация следо­вателя в форме дачи заведомо ложных показаний.

Свидетели дают заведомо ложные показания по следую­щим мотивам:

  • боязнь мести со стороны подозреваемого или обвиняемо­го;
  • желание помочь виновным в силу дружеских или родствен­ных отношений избежать наказания или смягчить вину или, на­ оборот, усугубить вину из мести и других низменных и корыст­ных побуждений;
  • стремление скрыть свои собственные неблаговидные по­ступки, аморальное поведение, трусость;
  • отрицательное отношение к правоохранительным органам и нежелание в последующем выступать в качестве свидетеля,опознающего или участника иного следственного действия, быть вызванным в суд.

Для потерпевшего эти мотивы несколько иные:

  • неверие в возможности органов дознания и предваритель­ного следствия раскрыть преступление, возместить материаль­ный ущерб, обеспечить личную охрану, боязнь коррупции;
  • желание скрыть собственное неблаговидное поведение,
    источник приобретения утраченных ценностей;
  • преувеличить из чувства мести материальный ущерб, за­низить причиненный материальный ущерб в силу дружеских впрошлом, родственных или семейных отношений.

 

Мотивами ложных показаний подозреваемых и обвиняемых:

  • страх перед разоблачением и наказанием, желание избежать ответственности;
  • стыд, боязнь позорящей огласки со стороны лиц, занимающих высокие посты, соответствующее положение, а также тех, кто совершает преступления на сексуальной почве, против несовершеннолетних;
  • желание как можно дольше продолжать преступную деятельность, иметь деньги, жить сообразно желаниям;
  • по групповым преступлениям - чувство ложно понимаемо­го долга, круговой поруки.

Сговорявляется наиболее активным и опасным видом вер­бального противодействия расследованию. Он характерен для преступлений, совершаемых организованными преступными группами. Согласованность в показаниях должна настора­живать следователя, и действенным средством их проверки и разоблачения в них лжи будет детальный допрос и логически правильно увязанная между собой серия вопросов.

Самооговора, не гак уж редко встречающегося на практике.

Его мотивы:

  • желание быть осужденным за преступление менее тяжкое, чем то, которое совершено в действительности;
  • уберечь от уголовной ответственности близких людей, вы­городить соучастников;
  • показать себя бывалым преступником;
  • ввести следовате­ля в заблуждение;
  • попасть в места заключения и тем самым избавиться оталкоголизма, наркомании.

 

Ложное алиби - одна из форм противодействия расследованию и уклонения от ответственности за совершенное преступление. Оно создается преступником с целью не допустить в уголовно-процессуальном доказывании информации, адекватно отражающей его роль в совершении преступления, нейтрализовать возможные против него улики, а также, используя возможности рефлексивного управления, направить следствие по ложному пути.

Существует несколько способов создания ложного алиби.

В первом случае, преступник, предвидя возможность своего ареста, договаривается с близкими о даче ими ложных показаний. В этом случае опровержение достигается путем детального допроса этих лжесвидетелей с целью обнаружить существенные противоречия в их показаниях, поскольку невозможно согласовать все детали вымышленного события; к тому же ложь запоминается плохо и при повторном допросе нередко воспроизводится в другом варианте.

Другой способ создания ложного алиби более изощрен и разоблачается с трудом. Преступник проводит с избранными им лицами какое-то время, например участвует в совместном чаепитии и т. п., но условливается, что время будет указано иное, нежели в действительности. Средством установления истины в этом случае служит также детальный допрос плюс тщательное исследование того, где в действительности могли находиться эти лица в названное следователю время.

Наконец, преступник может ввести лиц, подтверждающих его алиби, в заблуждение относительно того времени, когда он с ними был. В этом случае свидетели будут искренне считать, что говорят правду. Следователь должен выяснить, как определяют такие свидетели время, о котором дают показания, обнаружить причину их заблуждения и таким образом опровергнуть ложное алиби.

 

Криминалистические средства и методы преодоления конфликтной ситуации.

 

Приемы, применяемые для предупреждения, установления и разоблачения лжи, по характеру используемых наук и направ­ленности принято делить на три группы приемов воздействия:

психологические;

логические;

тактические.

Такое деление условно, так как чисто тактических приемов не существует.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Правомерное психологическое воздействие достигается путем рефлексивного управления, которое стиму­лирует дачу правдивых показаний. Рефлексивное управление осуществляется за счет передачи допрашиваемому основании для принятия желательного, объективно обоснованного ре­шения.

В целях разоблачения лжи, получения от допрашиваемого правдивых показаний в следственной практике могут приме­няться лишь следующие методы психологического воздействия:

изобличения;

убеждения;

метод эмоционального воздействия;

примера.

 

МЕТОД ИЗОБЛИЧЕНИЯ

Сущность метода - в активном воздействии на допрашивае­мого, в демонстрации несостоятельности его утверждений, про­тиворечий между этими утверждениями и обстоятельствами расследуемого уголовного дела. Изобличение достигается пу­тем предъявления доказательств, постановкой перед допраши­ваемым вопросов.

 

 

МЕТОД УБЕЖДЕНИЯ

Метод заключается в передаче сообщений с целью склонить к определенному мнению или поступку человека, воздействуя на его эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы.

Метод убеждения возможен только в том случае, если лич­ность желает воспринимать доводы, заинтересована выслу­шать собеседника.

В следственной практике могут применяться следующие виды ре­чевого убеждения:

Приказание.«Сядьте приличнее!», «Выньте руки из карманов!»

Требование. Просьба сопровождается вежливым обра­щением, чтобы побудить к выполнению какого-либо действия или, наоборот, воздержаться от его выполнения.

Упрек. Это деликатная, завуалированная просьба не совер­шать или прекратить какое-либо действие или отказаться от ка­кого-нибудь общественно нецелесообразного намерения.

Предложение. Побуждает допрашиваемого совершить ка­кой-либо конкретный поступок, например дать правдивые по­казания, объяснить какой-то факт и т.д.

Советкак вид внушения очень близок к предложению. В зависимости от его содержания и авторитета следователя, вы­сказывающего совет, последний принимается допрашиваемым как предложение, которое необходимо исполнить.

Предостережение и предупреждение - разновидности пред­ложения, которые в речи выделяются интонационно.

 

МЕТОД ПРИМЕРА

Проявляется или в форме личного примера следователя, или в форме сообщения допрашиваемому о положительных действи­ях других лиц.

 

ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

При допросе в процессе свободного рассказа допрашивае­мому предоставляется полная возможность изложить факты в той логической последовательности, в которой он их наблюдал. Такой порядок допроса оправдан, во-первых, потому, что при свободном рассказе допускается меньше ошибок и труднее бы­вает солгать, чем при ответах на вопросы.

Во-вторых, следователь не всегда знает, чем располагает до­прашиваемый. Последний же знает гораздо больше того, что может спросить у него следователь. В

Приемы, используемые при допросе, должны быть логичны, увязаны между собой, служить достижению одной цели.

Если в деле имеются доказательства, то следует применить метод прямого логического убеждения в бесполезности ложных показаний, для чего доказательства анализируют, устанавли­вают между ними связь, определяют их значение для дела.

С помощью приемов прямой и обратной аргументации мо­гут быть выявлены ложные утверждения, для чего надо:

выслушать аргументацию партнера, проанализировать, найти противоречия и предъявить их для последующего обсуж­дения;

позитивно оценить аргументы, отличающиеся правдивос­тью, что будет способствовать контакту и демонстрации объек­тивности следователя. Ни один позитивный аргумент партнера не должен остаться без внимания и положительной оценки;

провести дробление аргументов партнера на более мелкие, чтобы извлечь максимум информации из фрагментов, недоста­точно защищенных партнером;

из каждого своего аргумента или аргумента партнера сле­дователь может извлечь выводы на перспективу.

В том случае, если доказательств для прямого изобличения допрашиваемого недостаточно, могут применяться приемы, до­пускающие создание у допрашиваемого определенных представ­лений (например, убеждения в том, что у следователя достаточно доказательств, полностью изобличающих его, оставление до­прашиваемого в неведении об объеме доказательств). Чтобы со­здать у допрашиваемого преувеличенное представление об осведомленности следователя, может быть использована ин­формация о прошлом допрашиваемого и его поведении в период, предшествовавший вызову на допрос. Осведомленность следо­вателя об этих фактах логически распространяется допрашиваемым и на обстоятельства совершенного им преступления. У него создается впечатление, что следователь столь же хорошо знает о нем и все остальное.

Доказательства желательно предъявлять обвиняемому с по­степенно нарастающей изобличающей силой, чтобы логика фак­тов, совокупность доказательств привели допрашиваемого к вы­воду о необходимости дать правдивые показания.

 

В рассматриваемой нами конфликтной ситуации возможны три варианта поведения допрашиваемого:

 

Допрашиваемый колеблется, не избрал определенной ли­нии поведения - Задача следователя в данной ситуации - создать ат­мосферу доверительности, чтобы допрашиваемый дал правиль­ные показания.Тактически важно на первом допросе предупредить дачу ложных показаний, потому что допрашиваемому позже от них труднее будет отказаться, так как к прежним мотивам лжи прибавляется еще мотив нежелания признаться в лжесви­детельстве.

 

Допрашиваемый проявляет стойкую установку на ложь- возможны следующие тактические приемы:

подробный допрос с последующим выявлением противо­речий;

допущение легенды допрашиваемого;

последовательное использование доказательств;

форсированный и замедленный темп допроса;

косвенный допрос;

создание определенного представления у допрашиваемого об осведомленности следователя;

повторный допрос в иной последовательности.

 

Отказ допрашиваемого давать показания -  рекомендуется применять приемы, осно­ванные на разъяснении этому лицу всей неблагоприятности последствий занятой им позиции. Полезно умышленно вызвать возражения со стороны допрашиваемого, что может побудить его занять активную защитную позицию, для чего ему придется дать показания.Назначение этого приема состоит в том, чтобы вызвать у допрашиваемого стремление вести логические рассуждения.

 

 

80. Особенности допроса несовершеннолетних (обвиняемых, подозреваемых, свидетелей и

потерпевших).

 

 При подготовке к допросу несовершеннолетних учитывается процессуальное положение допрашиваемого, а также данные, характеризующие его личность. И то и другое значимо для определения круга участников допроса, места, времени и наиболее целесообразных тактических приемов его проведения, о способе вызова на допрос.

В соответствии с законом несовершеннолетний свидетель в возрасте до 14 лет допрашивается только в присутствии педагога, выступающего в данном случае в роли специалиста. По усмотрению следователя педагог может присутствовать и при допросе свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет. Указанное положение распространяется и на допрос несовершеннолетних потерпевших. При допросе обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, педагог может присутствовать по усмотрению следователя или прокурора, а также по ходатайству защитника

Вызов несовершеннолетних на допрос осуществляется, как правило, через их родителей или законных представителей. Если же у следователя имеются достаточные основания полагать, что эти лица причастны к преступным действиям подростка или способны склонить его к отрицательной линии поведения, то реализуются иные варианты. Следователь может вызвать подростка через посыльного, приехать в школу (профтехучилище, на работу) и допросить его в привычной обстановке. Нежелательно вызывать телефонограммой, так как это повлечет ненужную огласку. Крайне нежелательно доставлять подростка приводом, так как это может его травмировать и затруднит установление психологического контакта.

Многое в тактике допроса определяется процессуальным положением несовершеннолетнего.

 

 

Допрос подозреваемого несовершеннолетнего.

 

Необходимо собрать хотя бы минимальную информацию о подростке, допросив его родителей, учителей (бригадира или мастера), соседей. Запросить участкового инспектора по делам несовершеннолетних, нет ли у него нужных сведений.

При выборе момента и тактики допроса необходимо учитывать психологическое состояние подростка. Обычно это — эмоциональное возбуждение в сочетании с угнетенностью от непривычной обстановки. К этому добавляется страх перед наказанием, перед родителями, перед разоблачением. В такой момент важно побудить подростка к осознанию серьезности его положения и важности допроса, целесообразности сотрудничества со следствием. Для этого необходимо постараться снять (хотя бы частично) его нервное напряжение, успокоить, принять меры к установлению психологического контакта.

Первый допрос очень важен. Нередко он остается основным и решающим, если в ходе допроса удалось получить объективные и полные показания. Начать следует с. беседы об условиях жизни, учебы (работы) и воспитания подростка, о круге его интересов, увлечений. Подросток может охотно рассказывать о себе и своих друзьях, полагая, что эти вопросы не имеют отношения к совершенному преступлению. После подробной беседы по биографическим данным ему необходимо очень подробно и доходчиво объяснить, в совершении какого преступления он подозревается.

 

Очень важно правильно формулировать вопросы. Они должны быть конкретны, не сложны и не содержать фактических данных, способных что-то подсказать подростку. Не следует забывать о такой его черте, как внушаемость.

Если подозреваемый признается в совершенном преступлении и готов подробно рассказать об этом, необходимо, постоянно анализируя его показания, допросить по каждому из обстоятельств. При этом желательно максимально детализировать излагаемые им факты и по возможности дословно занести их в протокол. Полученные подобным образом сведения позволят в дальнейшем установить, насколько они правдоподобны, действительно ли подросток совершил преступление или почерпнул информацию из других источников. В случае достоверности показаний они помогут установить новые сведения, отыскать похищенное, орудия преступления, выявить сообщников.

Немаловажным при допросе будет демонстрация следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления. Однако это должны быть подлинные сведения, полученные из протокола осмотра места происшествия, показаний очевидцев и т. п. Использование элемента внезапности при предъявлении подозреваемому пусть не очень значительного, но убедительного доказательства способно склонить к необходимости говорить правду. Вместе с тем, предъявляя подростку те или иные доказательства, не следует забывать, что он в силу своего возраста и развития не всегда способен оценить их по достоинству. Поэтому целесообразно разъяснять ему истинное значение предъявляемых фактических данных.

При ссылке на алиби следует учитывать, что подростки обычно заранее его не подготавливают. Поэтому детализирующие вопросы и ответы на них подозреваемого о месте, времени, свидетелях, совместных действиях и т. п. сведения, зафиксированные в протоколе допроса, помогут в дальнейшем выявить несостоятельность его ссылок на алиби.

При допросе подозреваемого (14—16 лет) может присутствовать педагог, однако решать этот вопрос всегда надлежит с учетом многих факторов: характер преступления, роль подозреваемого в его совершении, личностные качества подростка и многое другое. В отдельных случаях присутствие педагога, которого знает и уважает подросток, поможет снять напряжение, успокоить допрашиваемого. В других случаях, например при расследовании половых преступлений, участие педагога, знакомого подозреваемому, нецелесообразно. Лучше пригласить его из другой школы (училища). Что касается родителей, то на этой стадии их присутствие нежелательно. Как показывает практика, подозреваемый несовершеннолетний, допрашиваемый в присутствии родителей, испытывает повышенное чувство стыда, теряется, замыкается.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...