Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Среднее профессиональное образование.




Одной из  важных задач государства являетсяпредоставление молодым людям возможности получения конкурентоспособногопрофессиональногообразования, обеспечение максимального соответствия кадровых ресурсов требованиям современной экономики.

Векторы реализации этой задачи включают создание условий для подготовки высококвалифицированных работников, их профессиональной мобильности, готовностипри необходимости освоить новые для себя функции.

На протяжении последних 10 лет в России последовательно увеличивается интерес к профессиональному образованию. Если в первой половине нулевых годов траекторию «11-й класс– вуз» выбирало около 66% школьников, тосегодня около 44% молодёжи идёт получать профессии после школы. Исключительно важно, что почти 60% из них (по данным, собранным в 2014 году) трудоустраиваются по специальности.

В Российской Федерации функционирует около 4 тыс. профессиональных образовательных организаций, в том числе около 1,1 тыс. профессиональных образовательных организаций, которые реализуют только программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а также порядка 400 государственных вузов,реализующих образовательные программы среднего профессионального образования.

Тенденция последних двух лет – перераспределение сети бывших организаций начального профессионального и среднего профессионального образования в профессиональные образовательные организации с реализацией преимущественно программ подготовки специалистов среднего звена.

Общий контингент обучающихся в системе среднего профессионального образования составляет 2,8 млн человек, в том числе в профессиональных образовательных организациях – 2,3 млн человек, в образовательных организациях высшего образования – 0,5 млн человек.

В 2014 году 45 субъектов Российской Федерации получили государственную поддержку комплексных региональных программ развития профессионального образования. Общий объём финансирования соответствующих проектов составил около 4,6 млрд. рублей. Следует отметить, что доля софинансирования за счёт средств предприятий и организацийсоставила40%.

В регионах созданы 186 ресурсных центров; 138 многопрофильных региональных (территориальных) колледжей, ведущих подготовку кадров для муниципальных образований, субъектов малого и среднего бизнеса; 135 отраслевых (высокотехнологичных) центров профессионального образования для приоритетных отраслей экономики; сформировано 115 территориально-отраслевых экономических (образовательных) кластеров; в учебный процесс внедрено 8 040 единиц современного оборудования; создано 8 615 новых ученических мест.

По итогам 2014 года в 150 городах и населённых пунктах 74 субъектов Российской Федерации созданы и действуют 262 многофункциональных центра прикладных квалификаций. Их особенность: практико-ориентированные образовательные программы подготовки высококвалифицированных кадров, в том числе на основе профессиональных стандартов и «подстройки» под требования конкретного заказчика (работодателя), опора на современные технологии обучения, высокий уровень подготовки преподавательских кадров.

Особое вниманиеуделяетсяразвитию инженерно-технического образования,усилился прикладной характер подготовки инженерных кадров, обучение «встраивается» в процессы технологического развития предприятий.

На федеральном уровне в рамках Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров в 2014году реализованы 248 программ, по которым прошли повышение квалификации 5 тыс. человек, стажировки на территории России – 1 038 человек, за рубежом – 501 человек.

В 2012 году Российская Федерация вступила в международную организацию WorldSkills International, миссией которой является повышение статуса профессионального образования и развитие стандартов профессиональной подготовки молодёжи, внедрение инновационных процессов в области профессионального образования.

В течение двух лет существования международного движения в России порядка 60 субъектов Российской Федерации выразили готовность участвовать в конкурсах профессионального мастерства в рамках WorldSkills Russia, 39 из них уже приняли участие во Втором Национальном чемпионате WorldSkills Russia в Казани в мае 2014 года.

Высшее образование.

Российскую системувысшего образованияпредставляет масштабная сеть государственных и негосударственных вузов.Направления подготовкиспециалистов включают более 350 специальностей.

Профессорско-преподавательский состав вузовпревышает27,0 тыс. человек. Общий контингент обучающихся по образовательным программам высшего образования составляет 5,6 млн человек, из них 2,9 млн человек обучаются по программам бакалавриата, 0,2 млн человек – по программам магистратуры, 2,3 млнчеловек – по программам специалитета.

В 2014 году продолжилось внедрение новых принципов распределения контрольных цифр приема граждан (далее – КЦП) с учетом потребности регионов и отраслей в подготовке кадров. Общий объём при установлении КЦП на 2015/16 учебный год составил 506 521 человек, при этом увеличены бюджетные места по востребованным в регионах направлениям подготовки и специальностям и сокращены по экономическим, педагогическим и гуманитарным направлениям подготовки.

В 2014 году началось активное развитие программ прикладного бакалавриата: вузы получали в 6 раз больше бюджетных мест на соответствующие программы, чем в предшествующем году.

По итогам приёмной кампании 2014 года на обучение в образовательные организации по этим программам принято 29,5 тыс. человек, в т. ч. за счёт федерального бюджета — 23,4 тыс.человек. Это 7,1% от приёма на обучение по программам бакалавриата за счёт средств федерального бюджета.

Особое внимание уделяется поддержке развития лучших вузов. В 2014 году 10,5 млрд. рублей было выделено на реализацию мероприятий по повышению международной конкурентоспособности наших университетов; 13,1 млрд. рублей направлено на программы развития ведущих университетов; 4,5 млрд. рублей – на программы стратегического развития региональных вузов; в объеме 4,48 млрд. руб.

Так, с 2005 года началось развитие новой территории МГУ. Построены Шуваловский и Ломоносовский учебные корпуса и медицинский центр. Апогеем развития новой территории станет создание к 2018 году научно-технологического кластера «Воробьевы горы», который должен стать аналогом Силиконовой долины в США.

За последний год организованы и работают продвинутые научные лаборатории и научные центры, показатели научно-публикационной активности научно-педагогических работников улучшились на 25%.

В 2014 году проведён очередной мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, по результатам расчёта показателей которого сформирован список из 1 006 образовательных организаций высшего образования и филиалов, в которых выявлены признаки неэффективности.По итогам этого мониторинга уже реорганизовано 20 образовательных организаций высшего образованияи 216 филиалов вузов, подведомственных Минобрнауки России.

В 2014 году подготовлена новая редакция федеральных государственных образовательных стандартовпо всем направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры и специальностям высшего образования. В них установлены требования прямого участия работодателей в разработке и реализации основных профессиональных образовательных программ, устранены ограничения по формированию модульных образовательных программ.

Впервые разработаны федеральные государственные стандарты для третьего уровня высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации. Введены требования, обеспечивающие доступность получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Несмотря на сложную внешнеполитическую обстановку,не только не ослаблены, но иактивизированы международные контакты. Существенно возросло число участников молодёжных обменов с КНР. В полтора раза возросло число иностранных студентов, принимаемых в вузы страны за счет бюджетных средств. Дан старт программам развития славянских университетов. Продолжена работа по признанию документов об образовании. Подготовлен к подписанию договор о совместном признании школьного образования.

Интересы российского образовании и наукипредставлены более чем в 220 рабочих органов международных организаций идвухсторонних отношений со странами мира.

Говоря о значимых проектах, в реализации которых участвуютроссийские вузы, следует отметить работу по продвижению русского языка. Запущен и набирает популярность портал «Открытое образование на русском».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...