Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Международной опыт развития молодёжной политики




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по делам молодежи

ДОКЛАД

О ПОЛОЖЕНИИ МОЛОДЁЖИ И РЕАЛИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«Молодёжь и молодёжная политика в России в контексте глобальных тенденций»

Москва

Год


Содержание:

 

Введение................................................................................................................. 3

Международной опыт развития молодёжной политики..................................... 5

Особенности нормативно-правового обеспечения развития российской молодёжной политики.............................................................................................................. 11

Социально-демографические характеристики молодёжи в Российской Федерации 17

Образование, трудоустройство, занятость молодёжи: мировой опыт, российские реалии, современные тенденции......................................................................... 22

Развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию государственной молодёжной политики.............................................................................................................. 36

Государственная поддержка молодёжных общественных объединений.......... 39

Ценностно-мотивационные ориентации, досуг и самоопределение молодёжи 41

Государственная политика по формированию культуры безопасности жизнедеятельности молодёжи............................................................................. 49

Государственная поддержка молодых семей..................................................... 54

Государственная поддержка молодёжи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.............................................................................................................................. 57

Государственная поддержка молодёжи с ограниченными возможностями здоровья 65

Государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.............................................................................................................................. 68

Выводы и рекомендации..................................................................................... 71

 


 



Введение

 

Доклад о положении молодёжи и реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации: «Молодёжь и молодёжная политика в России в контексте глобальных тенденций» (далее – Доклад) содержит анализ реализации политики в отношении молодёжи Российской Федерации и рекомендациипо её совершенствованию.

В Докладе отражены состояние и основные тенденции процессов в молодёжной среде, мировой опыт; выявлены проблемные аспекты; сформулированы новые подходы к развитию российской нормативно-правовой базы молодёжной политики.

В документе представлены социально-демографические характеристики российской молодёжи, приоритетные направления развития её потенциала. Пристальное внимание уделено ценностно-мотивационной ориентации, образованиюи здоровью молодёжи. Обозначенымеры по развитию инфраструктуры, обеспечивающей реализацию молодёжной политики.

В Докладе уделено внимание решению проблем занятости, социальной защиты, добровольчеству, досугу,мерампо поддержке талантливой молодёжи, молодых семей, молодёжных общественных объединений, а также по содействию социализации особых категорий молодых людей.

В Докладе использована информация, полученная в рамках федерального статистического наблюдения, ведомственных мониторингов и результатов социологических исследований, данные мониторинга системы образования, и иных источников.

Доклад подготовленс целью информирования широкой общественности о состоянии государственной молодёжной политики в Российской Федерации.

Молодёжь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основевозрастных особенностей, социального положения, места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.

Отличительное социальное качество молодёжи обусловлено её способностью наследовать, воспроизводить (на качественно новой основе) и передавать следующим поколениям всю систему социальных отношений.

Реализуя свои собственные устремления,молодёжь объективно становится главным фактором сохранения и развития России, её исторического и культурного наследия и выработки новых способов деятельности.

Представляя собой значимый социальный потенциалпрогресса, молодёжь является предметом особого внимания со стороны государства, роль которого в становлении молодёжи усиливается в условияхсоциальных изменений глобального мира, частью которого является российское общество.

Особое значение приобретает создание условий для развития молодых граждан, раскрытия их инновационного потенциала, успешной интеграции в общество.

Столь же важным факторомявляется готовность молодёжи активно включаться в созидательную деятельность на благо Отечества, себя и своей семьи.Основой для этого становитсяформированиеу молодых людей общечеловеческих ценностей, российской культурной идентичности.

Современная модель государственной молодёжной политики базируетсянавзаимной ответственности государства и молодёжи, на признании молодёжи участником её формирования и реализации, содержит установку на развитие партнерских отношений с молодёжью.

Следует учитывать, чтоныне российское общество переживает период столкновения с глобальными тенденциями и вызовами. В их числе: неравномерность экономического роста, демографические дисбалансы, миграционные потоки.

Остро стоят проблемы обеспечения международной безопасности,борьбы с международным терроризмом. К этому следует добавить глобальные экологические проблемы, изменение климата, ростчисла природных катастроф.

Возрастает неопределенность мирового развития.Напряженность между мировыми центрами силы, накопление диспропорций в мировой торговле и финансовой системе повышает риск замедления темпов роста мировой экономики.

Очевидно, что для снижения таких рисков требуется эффективноеиспользованиенаучно-технического потенциала и всех ресурсов – труда, капитала, знаний.

Всё это предъявляет новые требования к качеству человеческого потенциала.Междисциплинарные знания и навыки работников становятся ключевыми компетенциями для любой отрасли экономики. Подготовка специалистов требуетнепрерывного образования(в течение всей жизни).

В социокультурной сфересущественным вызовом является столкновение традиционных и современных ценностей, что усиливает необходимость сохранения значимости основ российской культуры, знания и уважения к истории, духовным ценностям многонационального народа России, уникального опыта ответственности российских граждан за свою страну, её будущее и будущее всего мира.

В информационной сфере тревожная тенденция проявляется в нарастании угроз манипуляции массовым сознанием, навязываниизнаний и представлений,норм и ценностей, чуждых российскому менталитету,

Важнейшим условием противодействия этим угрозам является формирование у российской молодёжиподлинных духовно-нравственных ориентиров на основетысячелетней российскойкультуры и традиций.

Таким образом, необходимость реакции на цивилизационные вызовы придаёт особую остроту проблеме социального развития молодёжи и становится отправной точкой ванализереализации государственной молодёжной политики.

 

Международной опыт развития молодёжной политики

 

Большинство тенденций в развитиимолодёжной сферы носят транснациональный характер. Поэтому для их правильной оценки необходим анализ международного опыта молодёжной политики.

Его результатысвидетельствуюто наличии различных подходов не только к разработке и реализации молодёжной политики в различных странах, ноиксамомуопределениюмолодёжи.

Организация Объединенных Наций (далее – ООН) относит к молодёжи категорию молодых людей от 15 до 24 лет.Всемирная организация здравоохранения (далее – ВОЗ) и Детский фонд ООН (далее-ЮНИСЕФ)используют термин «подростки» для тех, кому от 10 до 19 лет, «молодёжь» — для тех, кому от 15 до 24 лет, а также термин «молодые люди» — для тех, кому от 10 до 24 лет.

Общую цель молодёжной политики различных странможно обозначить как содействие бесконфликтной интеграции молодых людей вобщество и повышение их самостоятельности.

В развитых странах Запада реализуются две основные стратегии молодёжной политики. Первая предусматривает государственную помощь отдельным, наименее социально защищенным и «неблагополучным» категориям молодёжи при жесткой регламентации расходования средств и категорий, нуждающихся в помощи.

Вторая исходит из ответственности государства за интеграцию всей молодёжи и предусматривает разработку социальных программ, доступных для всех молодых людей. В любом случае участие (втом числе финансовое) в реализации стратегических целей принимает как государство, так и различные структуры гражданского общества.

Наработан и ряд успешных практик.Так, реализацию японской молодёжной политики характеризуют совместные взаимовыгодныедействия государственных органов иобщественных институтов, а такжечёткое распределениеих ответственности.В этой стране пристальное внимание уделяется влиянию интернет-ресурсов и иных средств массовой информации на молодёжное сознание. Проводится политика по ограничению доступа молодёжи к небезопасным и нежелательным интернет-сайтам.

В азиатских странах особое внимание уделяется образованию и трудоустройству молодёжи. Государственная молодёжная политика Китайской народной республики (далее–КНР), к примеру, осуществляется в полном соответствии с решениями Коммунистической партии Китая, которая уделяет внимание всем сферам жизни молодёжи.

В Германии существует свыше 90 надрегиональных молодёжных союзов, в которых организовано около четверти всей молодёжи.

В США внедрены механизмы государственно-частного партнерства,к участию вреализации молодёжных программ привлекаются благотворительные частные организации и коммерческий сектор.В американских учреждениях образования развиты органы самоуправления, которые помогаютподросткам приобрести необходимые социальные, культурные, коммуникативные, управленческие навыки.

Во многих странах эффективно действуют специальныемолодёжные центры и службы на основе государственного обеспечения.

Например, в Турции в крупных городах работают информационные икультурные молодёжные центры, в Германии – консультативные бюро молодёжной информации. Данные центры объединены в сети, имеют стандартный базовый пакет услуг, систему обмена информацией и её обновления.В Испании, Португалии, скандинавских странах также внедрена разветвлённая общественно-государственная система служб социальной помощи молодёжи.

Несмотря на схожесть форм и методов реализации европейских концепций молодёжной политики, можно условно выделить две её приоритетные стратегии развития.Первая основана на ведущей роли государства в сфере молодёжной политики (Франция, Германия).

Вторая – на паритете государства и структур гражданского общества в сфере молодёжной политики (Великобритания, Швеция).

В качестве главной  задачи современной государственной молодёжной политики выступает выравнивание социального статуса различных групп молодёжи.Тем не менее, в последние несколько лет по самым разным странам мира прокатилисьпротестные молодёжные движения. И хотя поводы для их возникновения, длительностьипоследствиябыли различными, представляется, что восновележитнеустроенность жизнимолодых людейиих беспокойство о своем будущем.

В 2011 годутунисскаямолодёжь положила начало «арабской весне». В Каире первыми заявили протест молодые люди, что в дальнейшем привело к падению режима в Египте[1]. В Европе выступления молодёжи Греции, Испании в период острого экономического кризиса были связаны с недовольством мерами, предпринимаемыми правительствами, и безработицей.

Движение «Оккупируй Уолл-стрит», начавшись в США, распространилось в 82 странах мира и осенью 2011 годаохватило около 1 тыс.городов.Студенческими волнениями ознаменовалось в2014 году начало учебного года в Гонконге.

При этом следует подчеркнуть, что события,получившие название «цветных революций»,далеко не случайны и стихийны. Чаще всего, это следствие реализации конкретных проектови экстремизм используется как инструмент геополитики.

Но этиявления придали импульс пересмотру в ряде государств основных приоритетов, в том числе в области молодёжной политикиинициирования новых молодёжных программ и проектов, создания и/или реорганизации молодёжных организаций.

Особоважным при формировании государственной молодёжной политикиявляетсязаконодательно-правовой аспект.

Первый документ, в котором ООН указала на необходимость формирования политики в отношении молодёжи и выделила её в отдельную группу, стала «Декларация о распространении среди молодёжи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» (1965г.).

Основополагающим документом ООН, который сформировал мировую молодёжную политику в нынешнем её виде, можно считать «Руководящие принципы для долгосрочного планирования и осуществления соответствующих последовательных мер, касающихся молодёжи», принятые в 1985 году[2].

В 1995 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята«Всемирная программа действий для молодёжи до 2000 года и на последующий период» (далее – Всемирная программа), котораяопределила молодёжную политику на последующие десятилетия. Онабыла призвана сформировать межсекторальный стандарт – «модельдля комплексных мероприятий на всех уровнях с целью более эффективного решения проблем, с которыми сталкиваются молодые люди в различных условиях, и расширения их участия в жизни общества»[3].

Всемирной программой были определены десять приоритетных направлений деятельности в сфере молодёжной политики: образование, занятость, борьба сголодом и нищетой, здравоохранение, окружающая среда, злоупотребление наркотическими средствами, преступность среди несовершеннолетних, организация досуга, гендерные вопросы, а такжеэффективное участие молодёжи в жизни общества и в процессе принятия решений.

Всемирная программа реализуется соответствующим отделом ООН. Одна из главных задач отдела –составление отчётов о глобальном положении молодёжи. Так, во «Всемирном докладе по вопросам молодёжи 2005год» было предложено сгруппироватьприоритетные области в 3 основные группы вопросов, а именно: молодёжь в мировой экономике, молодёжь в гражданском обществе и молодёжь, подверженная риску. Эти группы вопросов были представлены как отражающие главные контексты, в которых молодёжь занимается своими общими вызовами и проблемами.

Ещё одним важным документомООН стала Стратегия UN-Habitatрасширения участия молодёжи. Основные положения: молодёжное участие в форумах и деятельности организацийна глобальном, национальном и локальном уровнях, поселенческие программы, управление информацией, коммуникацией и знаниями, стратегии партнёрства и координации.

Подход ООН к работе с молодёжьюоснован на признании её прав и преследует четыре главные цели:обеспечить участиемолодых людей в процессе принятия решений, которые способны повлиять на их жизнь; предоставить им доступ к основным услугам и возможностям для развития; создать благоприятные, защищающие и безопасные условия для их проживания; обеспечить полное развитие их способностей и талантов.

Отличительной особенностью документов ООН является необходимость учитывать показатели и тенденции стран всего мира, вне зависимости от уровня их развития.

Вработе севропейской молодёжьюзаконодательную базус 1993 года обеспечивает Договор о создании Европейского Союза (далее – ЕС).

С момента вступления в силу Лиссабонского договора 1 декабря 2009 года законодательной основой для молодёжной политики является статья 165 Договора о функционировании ЕС. Особо следует отметить предусмотренное сотрудничествоЕС состранами-членами ЕС, третьими странами, а также компетентными международными организациями в области образования и спорта.

Новый импульсразвитию европейской молодёжипридала «Белая книга»по вопросам молодёжи2001 года. Данный документ привёл к принятию системы принципов европейского сотрудничества, основанной на четырёх конкретных приоритетах в целях содействия активному гражданскому участию молодёжи: информация; открытый метод координации; добровольная деятельность;повышение уровня знаний молодёжи.

В числезначимых документов следует отметить Европейский молодёжный пакт,принятый ЕС в2005 году. Все мероприятия и проекты, предпринимаемые в рамках данного международного соглашения, учитывают Европейские стратегии занятости и социального включения.Также в западных странах действует «Европейская хартия об участии молодёжи в общественной жизни на местном и региональном уровне» (новая редакция принята в 2003 году).

В 2009 году Европейской комиссией была утверждена новая Стратегия молодёжной политики «Молодёжь – инвестирование и предоставление возможностей» на 2010 – 2018 гг.Основными её целями стали:расширениевозможностей для молодёжи в образовании и занятости; улучшение доступа и участиямолодёжи в социальной жизни; содействие солидарности молодёжи с остальным обществом[4].

Эта Стратегия тожеоснована на межсекторном подходе и указывает на необходимость межведомственного и межотраслевого подхода к молодёжной политике на всех уровнях: европейском, национальном, региональном и местном. Причём такой подход должен быть обеспечен как горизонтальными, так и вертикальными связями. В документе подчёркивается, что успех открытого метода координации в молодёжной сфере зависит от политической ответственности государств-членов ЕС и эффективных методов работы на национальном и европейском уровнях.

Также в 2009 годуСовет Европейского союза принял Резолюцию о пересмотренных Основах европейского сотрудничества в молодёжной сфере на 2010 – 2018 гг. Среди других важных инициатив Европейской комиссии можно отметить программы «Новые навыки для новых рабочих мест» и «Европейская платформа по борьбе против бедности».

Главный орган, реализующий молодёжную политику Совета Европы, – Директорат по делам молодёжи и спорту (www.coe.int/vouth/). Он является частью Генерального директората по образованию, культуре и наследию, молодёжи и спорта Совета Европы.

Управление разрабатывает руководящие принципы, программы и правовые инструменты для формирования согласованной и эффективной молодёжной политики, обеспечивает финансирование и образовательную поддержку международных молодёжных мероприятий.

Руководящий комитет по делам молодёжи (CDEJ)объединяет представителей министерств и организаций, ответственных за молодёжную политику из 49 государств-участников Европейской культурной конвенции. Комитет способствует более тесному сотрудничеству между правительствами по вопросам молодёжи, исследует и обобщает опыт реализации молодёжной политики.

Консультативный совет по делам молодёжи (AdvisoryCouncilonYouth) состоит из 30 представителей молодёжных общественных организаций и сетей.

Объединенный совет по делам молодёжи (TheJointCouncilonYouth) совместно с руководящим комитетом по делам молодёжи и консультативным советом обеспечивает принятие решений, касающихся формирования приоритетов в молодёжной сфере и бюджетамолодёжного сектора.

Программный комитет по делам молодёжи (TheProgrammingCommitteeonYouth)состоит из 8 членов руководящего совета и 8 членов консультативного совета. Разрабатывает, контролирует и оценивает молодёжные программы.

Европейский молодёжный фонд Совета Европы (EYF) оказывает финансовую поддержкумолодёжным мероприятиям.

Европейские молодёжные центры (EYCs) Совета Европы содействуют развитию партнёрских взаимоотношений между молодёжными организациями.Они ежегодно реализуютпрограмму, которая включает 40-50мероприятий.

Совет Европы работает в тесном взаимодействии с Европейской комиссией (исполнительный орган ЕС).Причём,Совет Европы больше внимания уделяет исследовательской, образовательной деятельности и сотрудничеству со странами-членами ЕС, а Европейский Союз реализует централизованную программу.

Реформы молодёжной политики Совета Европы повлеклиструктурные изменения в управлении молодёжным сектором. В том числеЕвропейские молодёжные центры преобразованы в ресурсные центры по делам молодёжи;расширены полномочияряда комитетов.

Координации структур, занимающихся вопросами молодёжи,использованиемежсекторального подходапредполагают учёт интересов молодёжи в других направлениях деятельности Совета Европы, так называемое «молодёжное измерение» и обеспечивают его приоритетность.Так, на решение проблем молодёжи направленряд кардинальных целей и инициатив в рамках Стратегии «Европа–2020».

По оценке экспертов,Европейскаямолодёжная политикаявляетсядостаточно эффективной. Онапозволяет учитывать ключевые потребности молодёжи. Сюда входят потребности в качественном и доступном образовании и профессиональной подготовке, благоприятных условиях жизни, включая вопросы обеспеченности молодёжи льготным жильем, услугами здравоохранения, возможности трудоустройства для молодёжи и многие другие потребности молодых людей для жизни и успешной социализации в обществе в условиях глобализации. При этомсохраняются ключевые демократические ценности, такие, как уважение прав человека и признание верховенства права.

Реализация принципа совместного управления обеспечивает участиемолодёжи в принятии решений на общеевропейском уровне. Молодёжные лидеры и молодёжные организации привлекаются к процессу определения приоритетов,выступают как эксперты при оценке решений, принимаемых в рамках молодёжной политики.

Единое информационное пространство и территориальная мобильность позволяют наиболее полно реализовывать различные программы, направленные на обмены в различных сферах: образование и трудоустройство,добровольчество, культура и экология. Кроме фактической реализации программ обмена, Европейский Союз занимается предоставлением финансовой поддержки, благодаря которой в данных программах может принять участие молодёжь, принадлежащая ко всем социальным группам.

Анализируя нормативные акты, программы и инициативы Европейского Союза в области молодёжной политики, необходимоподчеркнуть,что основная их задача – наднациональная стратегия развития молодёжной политики в странах Европы.

С одной стороны, наднациональные стратегические документы Европы позволяют странам с разными традициями, национальным составом, религиозным укладом проводить общие программы и меры по развитию молодёжной среды,заниматься актуальными вопросами трудоустройства молодёжи на всем европейском пространстве.

С другой стороны, такая стратегия таит скрытую угрозу для национальной безопасности отдельных государств.И в каждой развитой европейской странемолодёжная политика основывается не только на общеевропейских документах,но и на собственных законодательных актах, включая Конституцию, разнообразные национальные стратегии изаконы, регламентирующие основные направления, инструменты и методы её реализации.Событие последних лет показывают, что правильные декларации не всегда подтверждаются делами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...