Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные проблемы функционирования складов.




Классификация и функции складов в логистике.Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно безконцентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которыхпредназначены соответствующие склады. Движение через склад связано сзатратами живого и овеществленного труда, что увеличивает стоимость товара. Всвязи с этим проблемы, связанные с функционированием складов, оказываютзначительное влияние на рационализацию движения материальных потоков влогистической цепи, использование транспортных средств и издержек обращения.Современный крупный склад – это сложное техническое сооружение, котороесостоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определеннуюструктуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, атакже накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями. Приэтом в силу многообразия параметров, технологических решений, конструкцийоборудования и характеристик разнообразной номенклатуры, перерабатываемыхгрузов склады относят к сложным системам. В то же время склад сам являетсявсего лишь элементом системы более высокого уровня – логистической цепи,которая и формирует основные и технические требования к складской системе,устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктуетусловия переработки груза.Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированнаясоставная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечитьуспешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровнярентабельности. При этом необходимо иметь в виду, что в каждом отдельновзятом случае, для конкретного склада, параметры складской системызначительно отличаются друг от друга, так же как ее элементы и самаструктура, основанная на взаимосвязи этих элементов. При создании складскойсистемы нужно руководствоваться следующим основным принципом: лишьиндивидуальное решение с учетом всех влияющих факторов может сделать еерентабельной. Предпосылкой этого является четкое определение функциональныхзадач и основательный анализ переработки груза как внутри, так и вне склада.Любые затраты должны быть экономически оправданными, т.е. внедрение любоготехнологического и технического решения, связанное с капиталовложениями,должно исходить из рациональной целесообразности, а не из модных тенденций ипредлагаемых технических возможностей на рынке.Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение и обеспечениебесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. К основнымфункциям склада можно отнести следующие:1.  Преобразование производственного ассортимента в потребительский всоответствии со спросом – создание необходимого ассортимента для выполнениязаказов клиентов. Особое значение данная функция приобретает враспределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромныйперечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, поконструктивности, размеру, цвету и т.д. Создание нужного ассортимента наскладе содействует эффективному выполнению заказов потребителей иосуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуетсяклиенту.2.  Складирование и хранение позволяет выравнивать временную разницумежду выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлятьнепрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов.Хранение товаров в распределительной системе необходимо также и в связи ссезонным потреблением некоторых товаров.3.  Унитизация и транспортировка грузов. Многие потребители заказываютсо складов партии «меньше чем вагон» или «меньше чем трейлер», чтозначительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Длясокращения транспортных расходов склад может осуществить функцию объединения(унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полнойзагрузки транспортного средства.4.  Предоставление услуг. Очевидным аспектом этой функции являетсяоказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровеньобслуживания потребителей. Среди них:–    подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнениеконтейнеров, распаковка и т.д.);–    проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;–    придание продукции товарного вида, предварительная обработка(например, древесины);–    транспортно-экспедиционные услуги и т.д.Литература:Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. – М.: Маркетинг, 1996.-54-33.Организация работы складов на предприятии.Первый вопрос, который должен быть рассмотрен фирмой при решении проблемыобеспечения складской площадью, - это владение складом. Существуют две основныеальтернативы: приобретение складов в собственность или использование складов общего пользования (СОП). Возможна и третья альтернатива – лизинг,т.е. взятие в аренду здания и оборудования за определенную ежегодную плату.Однако этот вариант близок к приобретению склада и в данном случае можетрассматриваться как первая альтернатива.Выбор между этими вариантами или их комбинацией – одна из самых главныхпроблем в складировании. Комбинация собственного склада и СОП особеннопривлекательна и экономически оправдана, если фирма реализует свою продукциюво многих различных регионах и в случае сезонного спроса на товар. Эторешение должно быть направлено на поиск компромисса. Оба случая имеют ипреимущества, и недостатки. При выборе одного из них обычно решающим являетсяусловие минимума затрат.Критическим фактором экономичности склада фирмы (собственного склада)является стабильно высокий оборот. В пользу выбора собственного склада можноотнести постоянный спрос с насыщенной плотностью рынка сбыта на обслуживаемойтерритории. На собственных складах лучше поддерживаются условия хранения иконтроля за продукцией. Руководству фирмы в таких условиях легчекорректировать стратегию сбыта и расширять перечень предлагаемых клиентууслуг, что дает ему возможность укреплять свои позиции в конкурентной борьбе.Складам общего пользования следует отдавать предпочтение при низком объемеоборота фирмы или сезонности хранимого товара. К выбору СОП прибегают вслучаях, когда фирма внедряется на новый рынок, где уровень стабильностипродаж либо неизвестен, либо непостоянен. СОП не требуют инвестиций фирмы вразвитие складского хозяйства. К тому же сокращаются финансовые риски отвладения собственными складами, увеличивается гибкость использованияскладской площади (можно изменять арендованные складские мощности и сроки ихаренды).Малые и средние фирмы, ограничивающие сбыт своей продукции одним илинесколькими близлежащими регионами, имеют, как правило, один склад. Длякрупных же фирм с большим национальным и межнациональным рынком этот вопросоказывается очень сложным, в его решении приходится преодолевать значительныетрудности. Здесь должен применяться метод поиска компромисса и анализпотребности складской площади в различных регионах сбыта. При этом наиболеераспространены два варианта размещения складской сети – централизованное(наличие в основном одного крупного склада) и децентрализованное –рассредоточение ряда складов в различных регионах сбыта. Естественно, вопрособ увеличении числа складов связан с изменением затрат.                                 -55-                                 Территориальное размещение складов и их количество определяются мощностьюматериальных потоков и их рациональной организацией, спросом на рынке сбыта,размерами региона сбыта и концентрацией в нем потребителей, относительнымрасположением поставщиков и покупателей, особенностями коммуникационныхсвязей и т.д. Следует иметь в виду, что задача размещения и формированияскладской сети, как и почти любая логистическая задача, - оптимизационная,поскольку, с одной стороны, строительство новых и покупка действующих складови их эксплуатация связаны со значительными капиталовложениями, а с другойстороны – нужно обеспечить (наряду с повышением уровня обслуживанияпотребителей) сокращение издержек обращение за счет максимального приближенияскладов к клиентам. рафик (рис.1) показывает зависимость затрат от увеличения количестваскладов в логистической системе сбыта. При увеличении числа складов всистеме транспортные затраты и упущенная выгода от продаж уменьшаютсяпропорционально увеличению загрузки транспортного средства. Увеличение числаскладов приближает их к потребителю, а значит, сокращается расстояниедоставки, что и приводит к уменьшению транспортных расходов. Стоимостьскладирования возрастает, так как расходы на эксплуатацию при хранении грузана складе будут увеличиваться пропорционально числу складов. Аналогичнопроисходит и увеличение общих запасов, хранящихся на складах, и связанных сэтим затрат.При максимальном приближении складов к потребителям появляется возможностьболее четко выполнять заказы клиентов, быстрее реагировать на изменения ихпотребностей, что в итоге позволяет сократить расходы от упущенных продаж.Это тем более актуально в распределительной системе, где клиентом выступаетрозничная сеть, стремящаяся к сокращению собственных складских площадей ипредпочитающая заказы мелкими партиями, но с более частой периодичностьюпоставки.При определении складских мощностей необходимо учитывать требования,предъявляемые к условиям и срокам хранения конкретного вида сырья,материалов, готовой продукции и т.д. Для хранения таких видов сырья, какуголь или песок, требования к складским мощностям могут быть удовлетвореныпредоставлением открытой площадки, содержание которой связано снезначительными затратами. При этом учитывается, что ущерб, который можетбыть нанесен сырью, оценивается в соответствии с тем, что стоимость самогосырья ниже стоимости готовой продукции. В то же время для хранениякомплектующих, незаконченной и готовой продукции, стоимость которых высока,требуются специальные складские здания и сооружения, обеспечивающие ихсохранность от внешних атмосферных воздействий, порчи, кражи. Естественно,что эксплуатация таких площадей обходится во много раз дороже.Точность в расчетах складского пространства во многом зависит от правильногопрогноза спроса на продукцию данного склада и определения необходимых запасов(выраженных в натуральных величинах). Эта задача достаточно просто решается спомощью существующих компьютерных программ, которые анализируют множествовозможных ситуаций.                                 -56-                                 При выборе места расположения склада из числа возможных вариантов оптимальнымсчитается тот, который обеспечивает минимум суммарных затрат на строительствои дальнейшую эксплуатацию склада и транспортных расходов по доставке иотправке грузов.Затраты на транспорт включают первоначальные капиталовложения на развитиетранспортной сети (на строительство и реконструкцию подъездных дорог,приобретение подвижного состава, строительство гаражей, объектов ремонтногохозяйства и т.д.) и эксплуатационные расходы по доставке и отправке грузов(расходы, связанные с транспортировкой груза, содержанием и ремонтомтранспортных средств, устройств и объектов). Расходы на строительство иэксплуатацию складов включают в первую очередь затраты на строительствоздания (сооружения) и приобретение оборудования, а также затраты, связанные сих дальнейшей эксплуатацией (содержание и ремонт здания и оборудования,расходы на заработную плату, электроэнергию и т.д.). При увеличении мощностии размеров складов удельные капитальные затраты на 1т грузооборота и запасыхранения сокращаются, что говорит в пользу строительства более крупныхскладов. Однако, с другой стороны, это чаще всего влечет за собой сокращениечисла складов, а, следовательно, увеличение транспортных расходов придоставке.








Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 406.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...