Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Полномочия суда кассационной инстанции, принятие жалобы, сроки и порядок рассмотрения дела, основания для отмены/изменения судебных актов




В день поступления в суд кассационной инстанции дело передается судье-докладчику. В течение трех дней после поступления дела судья-докладчик решает вопрос об открытии кассационного производства.

Судья-докладчик отказывает в открытии кассационного производства по делу в случае: 1) дело не подлежит кассационному рассмотрению в порядке арбитражного судопроизводства;

2) имеется определение о закрытии кассационного производства в связи с отказом лица от кассационной жалобы;

3) имеется определение об отказе в удовлетворении кассационной жалобы этого лица или об отказе в открытии кассационного производства по кассационной жалобе.

Об открытии или отказе в открытии кассационного производства по делу судья- докладчик постановляет определение, которое направляется сторонам и прокурору, принимавшему участие в рассмотрении дела или вступившему в его рассмотрение.

Копия определения о возврате кассационной жалобы или об отказе в открытии кассационного производства вместе с приложенными к жалобе материалами направляется лицу, подавшему кассационную жалобу, а кассационная жалоба остается в материалах дела. Иным лицам, участвующим в деле, направляется копия определения.

При поступлении ненадлежаще оформленного дела с нерассмотренными письменными замечаниями на неправильность и неполноту протокола судебного заседания или без рассмотрения вопроса о постановлении дополнительного решения судья-докладчик возвращает дело суду первой инстанции, о чем постановляет определение с указанием срока, в течение которого суд первой инстанции должен устранить недостатки.

В течение десяти дней со дня получения дела судья-докладчик совершает такие действия:

1) выясняет вопрос о составе лиц, принимающих участие в деле;

2) определяет характер спорных правоотношений и закон, который их регулирует;

3) выясняет обстоятельства, на которые ссылаются стороны и иные лица, принимающие участие в деле, как на основания своих требований и возражений;

4) выясняет, какие обстоятельства признаются или не признаются сторонами и иными лицами;

5) решает вопрос об уважительности причин непредставления доказательств в суд первой инстанции;

6) совершает другие действия, связанные с обеспечением кассационного рассмотрения дела.

После проведения подготовительных действий судья-докладчик докладывает о них коллегии судей, которая в случае необходимости решает вопрос о проведении дополнительных подготовительных действий и назначает дело к рассмотрению. Дело может быть назначено к слушанию в разумный срок, но не позднее семи дней после окончания подготовки дела к слушанию.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы принимается решение или определение. По результатам рассмотрения кассационной жалобы, протеста суд кассационной инстанции вправе:

1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, кассационные жалобу, протест – без удовлетворения;

2) отменить решение суда первой инстанции полностью или частично и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей;

3) изменить решение или постановить новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права;

4) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части.

Верховный Суд Донецкой Народной Республики отклоняет кассационную жалобу, протест и оставляет решение без изменений, если признает, что суд первой инстанции принял решение с соблюдением норм материального и процессуального права. Не может быть отменено правильное по сути и справедливое решение суда по одним только формальным соображениям.

Основаниями к отмене решения суда в кассационном порядке и передаче дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции являются:

1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Неправильным применением норм материального права являются:

1) неприменение закона, подлежащего применению;

2) применение закона, не подлежащего применению;

3) неправильное истолкование закона.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием к отмене решения лишь при условии, если нарушение привело или могло привести к неправильному разрешению дела.

Решение во всяком случае подлежит отмене, если:

1) дело рассмотрено неправомочным составом суда; 2) дело рассмотрено с нарушением тайны совещательной комнаты;

3) дело рассмотрено с нарушением правил исключительной подсудности;

4) решение не подписано кем-либо из судей или подписано не теми судьями, которые указаны в решении;

5) решение постановлено не теми судьями, которые входили в состав суда;

6) протокол судебного заседания отсутствует в деле или не подписан председательствующим и секретарем судебного заседания;

7) дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, не извещенных о времени и месте судебного заседания;

8) суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Решение суда подлежит отмене в кассационном порядке с прекращением производства по делу или оставлением заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным законом. Суд кассационной инстанции в случае неоднократной отмены решения суда первой инстанции может обсудить вопрос о принятии дела к своему рассмотрению по первой инстанции, о чем указывает в определении.

Определения суда первой инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции отдельно от решения суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, а Председателем Верховного Суда Донецкой Народной Республики, его заместителями, прокурором может быть принесен протест в случае, если это предусмотрено процессуальным законом, определение суда исключает возможность дальнейшего движения дела.

На остальные определения суда первой инстанции кассационные жалобы, протест Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики, его заместителей, прокурора не подаются, но возражения относительно них могут быть включены в кассационную жалобу, протест.

Кассационная жалоба, протест Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики, его заместителей, прокурора могут быть поданы в течение пяти дней со дня вынесения определения судом первой инстанции.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу, протест Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики, его заместителей, прокурора на определение суда первой инстанции, вправе:

1) оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу, протест прокурора – без удовлетворения, если судом первой инстанции постановлено определение с соблюдением требований закона;

2) отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу, если оно было постановлено судом первой инстанции с нарушением норм процессуального права или при правильном решении были ошибочно сформулированы суть процессуального действия или основания ее применения;

3) отменить определение и передать вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции, если последний нарушил порядок, установленный для его решения.

Определение, решение суда кассационной инстанции, вынесенное по кассационной жалобе, протесту Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики, его заместителей, прокурора, вступает в законную силу со дня его вынесения.

В порядке надзора могут быть обжалованы:

1) вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Донецкой Народной Республики и постановления судебной палаты по арбитражным делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики, принятые по результатам кассационного рассмотрения решений суда первой инстанции;

2) вступившие в законную силу определения, указанные в статье 106 ХПК и постановления судебной палаты по арбитражным делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики, принятые по результатам кассационного рассмотрения определений суда первой инстанции;

3) судебные решения, принятые судебной палатой по арбитражным делам Верховного Суда Донецкой Народной Республики, как судом первой инстанции.

Пересмотр судебных решений в порядке надзора является исключительным способом исправления ошибок нижестоящих судов.

 На вступившие в законную силу судебные решения по арбитражным делам протест в порядке надзора может быть принесён Председателем Верховного Суда Донецкой Народной Республики и его заместителями.

Генеральным прокурором Донецкой Народной Республики может быть принесён протест в порядке надзора, только в случаях, когда прокурор принимал участие в рассмотрении дела в судах первой или кассационной инстанций, в порядке, предусмотренном статьёй 29 Хозяйственного процессуального кодекса.

Жалоба в порядке надзора может быть подана сторонами, прокурором, третьими лицами, а также лицами, которые не принимали участия в деле, но в отношении которых суд решил вопрос об их правах и обязанностях. Жалоба должна соответствовать требованиям статьи 111 ХПК. Жалоба подается должностным лицам, которые имеют право принесения протеста в порядке надзора, в сроки, установленные статьей 110 ХПК.

Об отсутствии оснований для принесения протеста должностное лицо, которому подана жалоба, сообщает лицу, обратившемуся с жалобой, в письменном виде с указанием мотивов отказа. Протест на судебное решение в кассационном порядке, а также в порядке надзора, может быть принесен соответствующими должностными лицами, как на основании поданной жалобы, так и по собственной инициативе, без ограничения срока на его принесение.

Лицо, подавшее жалобу в порядке надзора, имеет право отказаться от нее до принесения протеста. Должностное лицо, принесшее протест в порядке надзора, вправе отозвать его до начала рассмотрения дела. Об отзыве протеста Президиум извещает лиц, участвующих в деле. В ходе рассмотрения дела протест не может быть ни отозван, ни изменен.

Президиум Верховного Суда Донецкой Народной Республики направляет копию протеста сторонам и другим лицам, участвующим в деле.

При рассмотрении дела в порядке надзора Президиум проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и кассационной инстанций по имеющимся в деле материалам в пределах доводов протеста.

Постановления Президиума Верховного Суда вступают в законную силу с момента провозглашения, являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Такой порядок обжалования является временным и действует до принятия Арбитражного процессуального кодекса Донецкой Народной Республики.

Временный порядок осуществления пересмотра судебных дел в порядке надзора

Настоящий Порядок регламентирует деятельность уполномоченных должностных лиц, направленную на проверку законности и обоснованности решений первой и кассационной инстанций, вступивших в законную силу; определяет процедуру подачи, учёта, изучения жалоб, принесения протеста в порядке надзора или отказа в принесении протеста, проверку надзорной инстанцией законности и обоснованности опротестованного судебного решения, принятие решения по делу.

Верховный Суд Донецкой Народной Республики осуществляет надзор за законностью судебных решений, вступивших в законную силу, постановленных судами Донецкой Народной Республики, путём рассмотрения протестов в порядке надзора Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики, его заместителей и Генерального прокурора Донецкой Народной Республики.

Верховный Суд Донецкой Народной Республики также осуществляет надзор за законностью судебных решений, постановленных судами Украины первой, апелляционной и кассационной инстанциями, вступивших в законную силу, по судебным делам, находящимся в производстве судов Донецкой Народной Республики на территории в пределах Государственной границы Донецкой Народной Республики, путём рассмотрения протестов в порядке надзора Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики, его заместителей и Генерального прокурора Донецкой Народной Республики.

 Пересмотр судебных решений в порядке надзора осуществляется Президиумом Верховного Суда Донецкой Народной Республики в качестве суда надзорной инстанции и является исключительным способом исправления ошибок судов первой и кассационной инстанций.

Обращение лиц с жалобами, принесение протеста прокурором в порядке надзора

По арбитражным делам жалобы в порядке надзора могут быть поданы Председателю Верховного Суда Донецкой Народной Республики, его заместителям или Генеральному прокурору сторонами, третьими лицами, а также лицами, которые не принимали участия в деле, но в отношении которых суд решил вопрос об их правах и обязанностях.

Жалоба должна соответствовать требованиям статьи 111 Хозяйственного процессуального кодекса.

Жалобы о пересмотре судебного решения в порядке надзора подаются непосредственно в отдел документационного оборота управления документационного оборота и архивного дела Судебного департамента при Верховном Суде (далее - отдел документационного оборота).

Принесение протеста прокурором в порядке надзора

Протест Генерального прокурора Донецкой Народной Республики вместе с материалами дела подаётся в отдел документационного оборота управления документационного оборота и архивного дела Судебного департамента при Верховном Суде с числом копий, соответствующим числу лиц, участвовавших в деле.

В случае принесения протеста на судебное решение прокурором, не имеющим на то права, указанный протест подлежит возврату прокурору, его подавшему, для рассмотрения вопроса о принесении протеста в порядке надзора Генеральным Прокурором Донецкой Народной Республики.

Поступившие в суд жалобы, протесты Генерального прокурора Донецкой Народной Республики регистрируются в отделе документационного оборота и не позднее следующего рабочего дня передаются в отдел обеспечения деятельности соответствующей судебной палаты управления обеспечения деятельности судебных палат Судебного департамента при Верховном Суде Донецкой Народной Республики (далее - отдел обеспечения деятельности соответствующей судебной палаты) для присвоения номера, заведения учётно-статистической карточки и надзорного производства, внесения данных в алфавитные указатели.

Надлежаще оформленное надзорное производство передаётся в Секретариат Президиума Верховного Суда Донецкой Народной Республики (далее - Секретариат Президиума) для учёта.

После регистрации надзорное производство передаётся в Секретариат Председателя Верховного Суда для решения вопроса о передаче соответствующей судебной палате.

После наложения резолюции Председателем Верховного Суда надзорное производство передаётся в Секретариат Президиума для передачи заместителю Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики - главе соответствующей судебной палаты.

Повторные жалобы регистрируются под номером первичных жалоб с индексом повторно.

В случае если доводы, приведенные в повторной жалобе, были предметом изучения судьей-докладчиком Верховного Суда, на основании чего судьей-докладчиком было подготовлено заключение об отсутствии оснований для принесения протеста в порядке надзора, судья-докладчик составляет докладную записку об отказе в принятии данной жалобы к рассмотрению на имя Председателя Верховного Суда.

Лицу, подавшему повторную жалобу в порядке надзора, направляется письменное сообщение об отказе в принятии данной жалобы к рассмотрению за подписью начальника Секретариата Президиума Верховного Суда.

 На каждую жалобу, протест прокурора заводится отдельное надзорное производство.

В случае поступления от разных участников по делу нескольких жалоб на одно судебное решение заводится одно производство.

 После внесения информации в учётно-статистическую карточку и алфавитный указатель жалобы, протесты прокурора передаются по Контрольному журналу передачи судебных дел и материалов судье-докладчику, назначенному заместителем Председателя Верховного Суда — главой соответствующей судебной палаты Верховного Суда Донецкой Народной Республики.

Изучение должностными лицами Верховного Суда ДНР жалоб

Должностное лицо Верховного Суда (судья-докладчик) изучает жалобу и принимает соответствующее решение об истребовании дела.

Должностное лицо Верховного Суда (судья-докладчик) не связан доводами жалобы в порядке надзора и обязан проверять законность и обоснованность принятых судебных актов в полном объёме.

В случае принятия решения об истребовании дела, не позднее следующего рабочего дня, в суд, постановивший обжалуемое судебное решение, направляется соответствующий запрос за подписью судьи-докладчика. Данная информация заносится в учётно-статистическую карточку с указанием даты истребования и предоставления дела.

При поступлении истребованного дела в Верховный Суд Донецкой Народной Республики отдел обеспечения деятельности соответствующей судебной палаты вносит информацию в учётно-статистическую карточку и передаёт его судье.

По результатам изучения жалобы о пересмотре в порядке надзора решений суда, вступивших в законную силу, при отсутствии оснований для принесения протеста судья-докладчик готовит заключение, а при наличии таковых - готовит проект протеста. Срок изучения жалобы судьёй – докладчиком Верховного Суда и подготовки по результатам изучения заключения либо проекта протеста в порядке надзора не может превышать 2 месяцев с момента поступления в Верховный Суд Донецкой Народной Республики жалобы в порядке надзора.

Судья-докладчик заключение либо проект протеста с изученными материалами передаёт заместителю Председателя Верховного Суда - главе соответствующей судебной палаты Верховного Суда Донецкой Народной Республики по соответствующему журналу.

Заместитель Председателя Верховного Суда - глава соответствующей судебной палаты Верховного Суда Донецкой Народной Республики передаёт по соответствующему журналу заключение или проект протеста с изученными материалами в Секретариат Президиума Верховного Суда для регистрации и подготовки на его основании докладной записки.

 Секретариат Президиума предоставляет в Секретариат Председателя Верховного Суда материалы надзорного производства, заключение либо проект протеста с подготовленной на их основании докладной запиской.

Председатель Верховного Суда при наличии оснований для принесения протеста либо отказа от принесения такового возвращает проект протеста с материалами либо заключение в Секретариат Президиума для подготовки дела к рассмотрению либо дачи соответствующего сообщения.

Председатель Верховного Суда в случае необходимости возвращает заместителю Председателя Верховного Суда - главе соответствующей судебной палаты Верховного Суда Донецкой Народной Республики для дальнейшей передачи по соответствующему журналу судье-докладчику заключение или проект протеста с материалами дела для дополнительного изучения.

Контроль за своевременным рассмотрением жалоб осуществляет заместитель Председателя Верховного Суда - глава соответствующей судебной палаты Верховного Суда.

По результатам изучения протеста прокурора о пересмотре в порядке надзора решений суда, вступивших в законную силу, судья-докладчик готовит проект постановления Президиума Верховного Суда.

Лицо, должностное лицо, подавшее жалобу, уведомляется о принятии его жалобы в порядке надзора к рассмотрению Верховным Судом Донецкой Народной Республики.

Контроль за своевременным рассмотрением протеста Генерального прокурора Донецкой Народной Республики осуществляет заместитель Председатель Верховного Суда - глава соответствующей судебной палаты Верховного Суда.

Принесение протеста или отказ в принесении протеста в Президиум Верховного Суда при рассмотрении жалоб

Председатель Верховного Суда или его заместители при наличии оснований приносит протест для рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда

Лицо, должностное лицо, подавшее жалобу, уведомляется о принятии его жалобы в порядке надзора к рассмотрению Верховным Судом Донецкой Народной Республики.

Лицо, подавшее жалобу в порядке надзора, имеет право отказаться от неё до принесения протеста в Президиум Верховного Суда. Отказ от жалобы не является препятствием к рассмотрению дела в Президиуме Верховного Суда Донецкой Народной Республики.

Должностное лицо, принесшее протест в порядке надзора, вправе отозвать, изменить и дополнить его исключительно до начала рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда.

После согласования заключения с Председателем Верховного Суда или его заместителями, в случае отсутствия оснований для принесения протеста в порядке надзора, начальник Секретариата Президиума за своей подписью по поручению Председателя Верховного Суда готовит соответствующее сообщение лицу, подавшему жалобу.

В надзорное производство подшиваются жалоба, копия доверенности или ордера, конверт, запросы, иная переписка по делу, заключение судьи, докладная записка, письменное сообщение с указанием мотивов отказа.

Если дело было истребовано, то сообщение об отказе в принесении протеста в Президиум Верховного Суда приобщается к материалам дела и подлежит возврату в суд, из которого оно истребовано по минованию надобности.

В случае отсутствия оснований для истребования материалов дела сообщение об отказе в принесении протеста в Президиум Верховного Суда направляется в суд первой инстанции для приобщения к материалам дела.

Подготовка и рассмотрение дела в порядке надзора Президиумом Верховного Суда, исполнение принятых решений

В случае принесения Председателем Верховного Суда, его заместителями или Генеральным прокурором Донецкой Народной Республики протеста дело назначается для рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда.

Дата, место и время заседания Президиума Верховного Суда согласовывается Секретариатом Президиума с членами Президиума Верховного Суда.

Повестка дня заседания Президиума Верховного Суда составляется Секретариатом Президиума Верховного Суда за 15 дней до заседания.

В случае необходимости включения в повестку дня заседания дополнительного вопроса Председателю Верховного Суда подаётся докладная записка с обоснованием причин и подготовленными проектами постановления, определения Президиума Верховного Суда не позднее, чем за 7 рабочих дней до заседания.

Судья Верховного Суда Донецкой Народной Республики по поручению Председателя Верховного Суда, его заместителей готовит дело к рассмотрению в порядке надзора и докладывает его на заседании Президиума Верховного Суда.

Подготовленный Судьёй-докладчиком проект постановления, определения Президиума Верховного Суда передаётся в Секретариат Президиума за 10 рабочих дней до рассмотрения, но не позднее, чем за 5 рабочих дней.

Секретариат Президиума передаёт повестку дня и представленные судьёй-докладчиком проекты постановления, определения членам Президиума Верховного Суда за 10 рабочих дней до рассмотрения, но не позднее, чем за 5 рабочих дней.

В случае если судья-докладчик по каким-либо причинам не может присутствовать на заседании Президиума Верховного Суда (отпуск, временная нетрудоспособность, по иным обстоятельствам), заместителем Председателя Верховного Суда – главой соответствующей судебной палаты для доклада назначается иной судья-докладчик Верховного Суда из числа судей Верховного Суда. Заместителем Председателя Верховного Суда – главой соответствующей судебной палаты на имя Председателя Верховного Суда подается докладная записка, в которой излагается причина отсутствия судьи-докладчика и предложения по назначению иного судьи-докладчика Верховного Суда из числа судей Верховного Суда.

Материалы дела и надзорного производства передаются вновь назначенному судье-докладчику для доклада обстоятельств дела на заседании Президиума, а в случае отсутствия проекта постановления, определения Президиума Верховного Суда – для его подготовки.

Отзыв, дополнения и изменения к жалобам, протестам, запросы или другие документы по делу передаются судье-докладчику.

Об отзыве, изменении и дополнении протеста уведомляются лица, которые участвуют в деле по поручению судьи-докладчика.

Должностные лица, которым предоставлено право принесения протеста в порядке надзора, могут приостановить исполнение соответствующих решений до окончания производства в порядке надзора, а в случаях, предусмотренных законами Донецкой Народной Республики, обязаны приостановить исполнение соответствующих решений до окончания производства в порядке надзора.

О дате, времени и месте заседания Президиума Верховного Суда его члены уведомляются заблаговременно Секретариатом Президиума.

Секретариат Президиума по согласованию с судьёй-докладчиком и начальником отдела обеспечения деятельности соответствующей судебной палаты назначает секретаря судебного заседания.

В случае необходимости лицам, перечисленным в пунктах 2.1.1., 2.1.2. и 2.1.3 настоящего Порядка направляются секретарём судебного заседания сообщение о дате, времени и месте рассмотрения протеста, а также копии протеста с таким расчётом, чтобы они имели возможность представить письменные объяснения (возражения) на протест и дополнительные материалы по делу.

Лицо, содержащееся под стражей, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещается секретарем судебного заседания сообщением через начальника соответствующего исправительного учреждения.

Лица, извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в случае их явки допускаются к участию в его рассмотрении. Неявка в судебное заседание этих лиц не препятствует рассмотрению дела.

Участие прокурора в заседании Президиума Верховного Суда при рассмотрении уголовных дел является обязательным.

За своевременность, полноту и качество подготовки материалов к рассмотрению в порядке надзора Президиумом Верховного Суда несёт ответственность судья-докладчик.

Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда протестов в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные решения регулируется процессуальным законодательством, Временным положением о судебной системе Донецкой Народной Республики, утверждённым постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.10.2014 № 40-2, Временным регламентом Верховного Суда Донецкой Народной Республики, утверждённым приказом Председателя Верховного Суда от 20.11.2014 № 6од, Временными порядками осуществления арбитражного, гражданского, уголовного судопроизводства, утверждёнными приказом Председателя Верховного Суда от 09.01.2015 №3од.

Протесты в порядке надзора на вступившие в законную силу судебные решения рассматриваются Президиумом Верховного Суда в срок не более 3 месяцев со дня их принесения в Президиум Верховного Суда.

Заседание Президиума Верховного Суда проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, и считается правомочным, если на нём присутствует не менее трёх членов Президиума Верховного Суда, имеющих право голоса при принятии решения.

 Постановления, определения Президиума Верховного Суда ринимаются большинством голосов членов Президиума Верховного Суда, участвующих в заседании, имеющих право голоса при принятии решения.

 На заседании Президиума Верховного Суда председательствует Председатель Верховного Суда Донецкой Народной Республики, а в его отсутствие - первый заместитель Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики.

Председательствующим на заседании Президиума Верховного Суда не может быть член Президиума Верховного Суда, принесший протест в порядке надзора.

 В случае отсутствия Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики заседание Президиума Верховного Суда открывает первый заместитель Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики, который после открытия заседания Президиума Верховного Суда ставит вопрос на голосование об избрании председательствующего на заседании Президиума Верховного Суда при наличии кворума.

 Председательствующий избирается большинством голосов членов Президиума Верховного Суда из числа присутствующих на заседании членов Президиума Верховного Суда.

Председательствующий на заседании Президиума Верховного Суда ведёт заседание, оглашает повестку дня и регламент работы заседания Президиума, обеспечивает выполнение регламента всеми присутствующими на заседании, вносит на обсуждение и организует рассмотрение вопросов повестки дня, сообщает о лицах, включённых в список для выступления, предоставляет слово для доклада выступления, оглашает перерыв, выносит вопросы на голосование, оглашает его результаты, принимает меры по поддержанию порядка на заседании, закрывает заседание Президиума Верховного Суда, осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики и настоящим Порядком.

Секретарь заседания Президиума Верховного Суда производит регистрацию явившихся лиц на заседание Президиума Верховного Суда и информирует об этом председательствующего.

Рассмотрение дел по протестам начинается с доклада судьи-докладчика, в ходе которого излагаются обстоятельства дела, позиции сторон по делу, мотивы принятия судебных решений соответствующими судебными инстанциями, доводы протеста.

Члены Президиума Верховного Суда могут задавать вопросы докладчику, прокурору, лицам, участвующим в деле.

Участники судебного процесса, участие которых признано обязательным, могут дать свои пояснения.

Присутствующие на заседании Президиума и приглашённые лица обязаны вести себя сдержано, проявлять взаимное уважение, исполнять распоряжения председательствующего и указания секретаря заседания по поддержанию порядка на заседании Президиума Верховного Суда, воздерживаться во время заседания от перемещений по помещению, воздерживаться от разговоров, реплик в любой форме, не создавать других препятствий для нормального проведения заседания Президиума Верховного Суда.

В Президиуме Верховного Суда все вопросы, возникающие при разбирательстве дела, решаются членами Президиума Верховного Суда по большинству голосов. При равном количестве голосов, поданных за протест и против протеста, он считается отклонённым.

При разрешении каждого вопроса никто из членов Президиума Верховного Суда не вправе воздерживаться от голосования. Председательствующий голосует последним. Лицо, принесшее протест, и судья-докладчик не участвуют в голосовании.

Голосование и принятие решения членами Президиума Верховного Суда проводится в отсутствие лиц, приглашённых на заседание Президиума Верховного Суда, а также в отсутствие лиц, не участвующих в голосовании.

Отсутствие по каким-либо причинам на заседании Президиума Верховного Суда должностного лица, принесшего протест в порядке надзора, не препятствует его рассмотрению на заседании Президиума Верховного Суда.

Ведение протокола на заседании Президиума Верховного Суда является обязательным.

Протокол заседания Президиума Верховного Суда должен быть составлен секретарём судебного заседания и подписан не позднее чем через три рабочих дня после окончания заседания.

Протокол заседания Президиума Верховного Суда составляется в письменной форме и должен отражать все существенные моменты разбирательства дела.

В протоколе заседания Президиума указываются:

- число, месяц, год и место заседания Президиума Верховного Суда;

- время начала и окончания заседания Президиума Верховного Суда, а также время начала и окончания рассмотрения вопроса согласно повестке дня;

- Ф.И.О. лица, которое открывает заседание;

- состав Президиума Верховного Суда (наличие кворума);

- порядок избрания председательствующего на заседании Президиума Верховного Суда и результаты голосования;

- повестка дня заседания Президиума Верховного Суда с указанием докладчика по каждому вопросу;

- регламент работы заседания Президиума (очерёдность рассмотрения вопросов);

- суть рассматриваемого вопроса;

- сведения о явке лиц, участвующих в деле;

- суть доклада судьи, выступление лиц, участвующих в деле;

- суть вопроса (фамилия, имя, отчество лица принесшего протест);

- результаты голосования и принятого постановления, определения Президиума Верховного Суда.

Секретарь заседания Президиума Верховного Суда обязан вести протокол полно, чётко и в той последовательности, в которой проводится заседание Президиума Верховного Суда.

Протокол подписывается председательствующим и секретарём заседания Президиума Верховного Суда.

При рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и кассационной инстанций по имеющимся в материалах дела доказательствам.

При рассмотрении гражданских и арбитражных дел в порядке надзора Президиум Верховного Суда по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам проверяет законность и обоснованность решения, определения как в опротестованной, так и в неопротестованной части, а равно в отношении лиц, не указанных в протесте. При этом Президиум Верховного Суда не связан доводами протеста и обязан проверить дело в полном объёме.

Президиум Верховного Суда, рассмотрев дело в порядке надзора, своим постановлением, определением вправе принять судебное решение в соответствии с процессуальным законодательством.

При рассмотрении гражданских и арбитражных дел в порядке надзора Президиум Верховного Суда по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам проверяет законность и обоснованность решения, определения как в опротестованной, так и в неопротестованной части, а равно в отношении лиц, не указанных в протесте.

Президиум Верховного Суда не связан доводами протеста и обязан проверить дело в полном объёме.

 Президиум Верховного Суда, рассмотрев арбитражное дело в порядке надзора, своим постановлением, определением вправе:

 оставить решение, определение без изменения, а протест — без удовлетворения;

 отменить решение, определение полностью или частично и направить дело на новое рассмотрение в суд первой или кассационной инстанции;

 отменить решение, определение полностью или частично и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения;

 оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу решений или определений;

 изменить решение, определение или вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно и правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права.

 Основаниями к отмене в порядке надзора решений, определений суда по арбитражным делам являются их необоснованность или существенные нарушения норм материального или норм процессуального права.

Решение, определение суда подлежит отмене Президиумом Верховного Суда в порядке надзора с прекращением производства по делу или оставлением заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом Украины и Хозяйственным процессуальным кодексом Украины.

 Постановления, определения Президиума Верховного Суда выносятся с соблюдением правил, предусмотренных соответствующими процессуальным законодательством и временными порядками осуществления уголовного, гражданского, арбитражного судопроизводств, утверждёнными приказом Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики № Зод от 09 января 2015 года.

В постановлении, определении Президиума Верховного Суда Донецкой Народной Республики должны быть указаны: время и место рассмотрения дела; состав суда, участвовавшего в рассмотрении дела; фамилия прокурора, фамилия докладчика; обстоятельства дела; содержание решения, определения суда первой инстанции, а также все другие определения по делу; содержание протеста; мотивы определения, а в случае передачи дела на новое рассмотрение – также суд, в который передается дело.

Постановления, определения Президиума Верховного Суда подписываются председательствующим на заседании Президиума Верховного Суда.

Президиума Верховного Суда принимает постановление, определение именем Донецкой Народной Республики после окончания рассмотрения судебного дела в порядке надзора, вступительная и резолютивная части которых провозглашаются после совещания членов Президиума Верховного Суда немедленно и публично, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.

Председательствующий разъясняет содержание судебного решения, порядок его вступления в законную силу и сообщает лицам, участвующим в деле, о том, что они смогут ознакомиться с полным текстом судебного решения через пять рабочих дней с момента его провозглашения.

В исключительных случаях в зависимости от сложности дела изготовление полного текста судебного решения может быть отложено на срок не более 10 рабочих дней с момента его провозглашения, о чем председательствующий сообщает лицам, участвующим в деле, после провозглашения вступительной и результативной частей судебного решения.

 Постановления, определения Президиума Верховного Суда вступают в законную силу с момента провозглашения, являются окончательными и обжалованию не подлежат.

 Секретарь заседания Президиума Верховного Суда направляет копию постановления, определения Президиума Верховного Суда по письменному заявлению лиц. После возвращения судебного дела в суд первой инстанции выдача копий постановлений, определений Президиума Верховного Суда возлагается на суд, в котором хранится судебное дело.

Надлежаще оформленная копия постановления, определения Президиума Верховного Суда заверяется заместителем Председателя Верховного Суда – главой соответствующей судебной палаты Верховного Суда, скрепляется подписью и гербовой печатью для заверения копий судебных решений и исполнительных документов.

Указания Президиума Верховного Суда, изложенные в постановлении, обязательны для суда, вновь рассматривающего данное дело. Эти указания обязательны в пределах, предусмотренных соответствующими временными порядками, утверждёнными приказом Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики № Зод от 09 января 2015 года.

Президиум Верховного Суда, отменяя кассационное определение, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны кассационной инстанцией при повторном рассмотрении дела.

Председательствующий на заседании Президиума Верховного Суда может по собственной инициативе или по заявлению лица, участвующего в деле, или другого заинтересованного лица исправить допущенные в решении Президиума Верховного Суда описки, очевидные арифметические ошибки.

Вопрос о внесении исправлений в постановление, определение Президиума Верховного Суда председательствующий решает единолично по письменному согласованию с членами Президиума Верховного Суда, а в его отсутствие – заместитель Председателя Верховного Суда – глава соответствующей судебной палаты в том же порядке.

Проект постановления, определения Президиума Верховного Суда об исправлении описки готовит судья-докладчик по данному делу, а в случае его отсутствия заместителем Председателя Верховного Суда – главой соответствующей судебной палаты определяется иной судья-докладчик Верховного Суда из числа судей Верховного Суда.

Принятие решения об исправлении описки, очевидной арифметической ошибки в постановлении, определении Президиума Верховного Суда по заявлению лиц не может превышать 10 рабочих дней с момента подачи такого заявления.

 В надзорное производство по судебному делу подшиваются надзорная жалоба, запросы, иная переписка по делу, заключение судьи-докладчика, сообщение либо копия протеста Председателя Верховного Суда, его заместителей, Генерального прокурора Донецкой Народной Республики, информация об уведомлении лиц, участвующих в деле, протокол заседания Президиума Верховного Суда, заверенная копия постановления Президиума Верховного Суда, а также соответствующее сопроводительное письмо о возвращении дела по минованию надобности.

Листы надзорного производства нумеруются и вносятся в опись.

Оригинал протеста и постановления (определения) Президиума Верховного Суда приобщаются к материалам судебного дела.

 Секретарь Президиума Верховного Суда передаёт надлежаще оформленное надзорное производство в отдел обеспечения деятельности соответствующей судебной палаты для заполнения учётно-статистической карточки о движении и результатах рассмотрения дела в порядке надзора.

Отдел обеспечения деятельности соответствующей судебной палаты передаёт надзорное производство в Секретариат Президиума Верховного Суда, а материалы судебного дела передаёт для отправки в сектор экспедиции под подпись в соответствующем журнале.

 Ознакомление лиц с материалами надзорного производства осуществляется отделом обеспечения деятельности соответствующей судебной палаты.

На ознакомление с материалами судебного дела и материалами надзорного производства имеют права члены Президиума Верховного Суда Донецкой Народной Республики, Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики, прокурор, принимающий участие в рассмотрении дела в Президиуме Верховного Суда Донецкой Народной Республики.

Дата возвращения судебного дела в суд первой инстанции указывается в учётно-статистической карточке.

Накопление базы постановлений, определений Президиума Верховного Суда, предоставление информации о результатах работы Президиума Верховного Суда для размещения в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Верховного Суда осуществляется Секретариатом Президиума по поручению Председателя Верховного Суда.

 Надзорные производства хранятся в Секретариате Президиума, а по окончании календарного года передаются в архивный отдел.

Настоящий Временный порядок действует до принятия Арбитражного процессуального кодекса Донецкой Народной Республики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...