Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Логистика в системе современных экономических наук .




Отечественная наука трактует логистику более широко, на наш взгляд, это более справедливо и перспективно, однако, следует заметить. что опередив западных специалистов в широте дефиниции логистики, мы серьезно отстаем от практической реализации. В первой обобщающей отечественной коллективной монографии указывается, что "логистика прежде всего включает организацию и осуществление товаропередвижения в сфере обращения". А.А.Смехов, с точки зрения менеджера и бизнесмена, функционирующего в сфере маркетинга, интерпретирует логистику следующим образом: "это организация планирования и управления целенаправленной подготовкой и целесообразным использованием средств и услуг, необходимых для решения определенных задач. Логистика преследует цель предварительной подготовки определенного товара в определенное время при минимально возможных затратах". Б.К.Плоткин предлагает краткое, но достаточно точное определение: "Логистика - это научная дисциплина об управлении потоками в системах" А.И.Семененко обращает внимание на то, что "логистика - это прежде всего, определенное прогрессивное мышление, методология, наиболее эффективная в масштабной производственно-хозяйственной (отраслевой, региональной, народнохозяйственной) организации и в крупномасштабных предпринимательстве и коммерческой деятельности (применительно к "свободной" рыночной экономике)". А.Н.Родников попытался в одном определении дать понятие не только о логистике как сфере деятельности, но и раскрыть ее содержательную сторону. Вследствие этого определение получилось достаточно объемным: "Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации" Автором настоящего исследования применялось определение логистики как "теории планирования, управления и контроля процессов движения; материальных, финансовых, трудовых, энергетических, информационных потоков в человеко-машинных системах" . Несмотря на то, что теперь это определение (как. впрочем, и другие) не может нас полностью удовлетворять, мы не спешим отказываться от него окончательно. Иногда приходится жертвовать точностью определения из-за следования уже установившейся научной традиции. Свою точку зрения мы обоснуем далее, сейчас же априорно предложим следующую трактовку: Логистика - теория и практическая деятельность планирования, организации, функционального управления и контроля процессов движения совокупности материальных, финансовых, трудовых, правовых и информационных потоков в системе рыночной экономики.

Итак, логистика стремится к регулированию всего процесса изготовления продукции, указания услуг от поставщика ресурсов до потребителя конечной продукции. Следует заметить, что рыночная экономика в целом и сфера распределения и обращения в особенности чрезвычайно чувствительны к инородным структурам, искусственно привнесенным в экономическую систему. Логистика непротиворечиво вписалась в современную рыночную экономику, то есть она оказалась востребована нынешним этапом развития экономики. Если перефразировать А.Тойнби, утверждавшего, что история - это диалог человека с божественным законом Логосом, а ход истории, его истина состоит в Ответе человека на вызов Логоса, то можно сказать, что логистика - ответ ученых и практиков на вызов комплекса проблем современной экономики, неразрешимых в старой системе координат. Сколь велика доля материально-технического обеспечения и транспортировки в затратах времени на доставку товаров от первичного поставщика ДО-КОНЕЧНОГО потребителя, доказывают данные, согласно которым лишь 2% суммарного времени всего цикла приходится собственно на производство,5% - на транспортировку,8% - оставляёт подготовительно- заключительное время 85% - время прослеживания матёриалов и изделий. В западных странах и Японии доля расходов на материально-техническое обеспечение и транспортировку составляет до 20% валового национального продукта или 30-40% стоимости конечного продукта. Почти половина из них приходится на хранение и содержание запасов материальных ресурсов. Основной экономический эффект логистики достигается за счет сокращения объёмов запасов материальных ресурсов и времени доставки товаров. В отличие от прежних методов изолированного управления грузовыми перевозками и складским хозяйством главным преимуществом комплексного управления является оптимизация суммарных затрат по продвижению и хранению ресурсов. По экспертным оценкам, применение методов логистики позволяет снизить уровень запасов на 30-50% и сократить время движения продукции на 25-45Ж.

Из вышеизложенного следует, что оптимизация издержек заготовки и распределения - важнейшая проблема повышения эффективности экономической системы. Рассматривая однопорядковую проблему на уровне основного звена экономики мы указывали, что "на сегодняшний день главные резервы производства находятся не только и не столько в основном, сколько во вспомогательном производстве" , фонды которого в значительной мере составляют материальную базу логистической системы фирмы.

Если раньше операции и технологии, которые теперь называют логистическими являлись составляющими других сфер организационной деятельности, то ныне концепция логистики получила широкое распространение и выделилась в самостоятельную научную дисциплину и сферу практической деятельности. Так, в области коммерческой деятельности - логистика представляет собой новое направление в организации движения ресурсов и продуктов в сфере производства и обращения. Специалисты по логистике стремятся обеспечить интеграцию материально-технического обеспечения, транспорта и передачи информации о движении товаров в единую систему, что должно повысить эффективность работы в каждой из этих областей в отдельности и межотраслевую эффективность в целом. Теоретические положения логистики широко недряются в практическую деятельность фирм, что дает ощутимый экономический эффект в виде сокращения издержек и времени обращения. При этом основная экономия издержек обращения формируется за счет уменьшения объемов складских запасов материальных ресурсов, а экономия времени - за счет повышения скорости их доставки.

Макроэкономический аспект логистики заключается в повышении эффективности общественного производства за счет сокращения затрат в сфере обращения, прежде всего материально-технического обеспечения и транспорта, с которыми связано, как мы уже указывали до 98% времени и до 40Ж ресурсов, возникающих в процессе воспроизводства. Практически поиск путей сокращения затрат осуществляется по следующим направлениям:

- совершенствование управления сферой обеспечения, хранения и сбыта продукции:

- оптимизация хозяйственных связей путем улучшения маркетинговой деятельности и взаимодействия поставщиков, потребителей и посреднических структур;

- положительные изменения технологии движения материальных, потоков.

В практическом плане под логистикой часто понимают интеграцию новых технологий хранения и доставки товаров с применением инновационных технологических процессов в области информатики и коммуникаций.

Резюмируя вышеизложенное, мы можем определить общую задачу логистики следующим образом: реализация конкурентных преимуществ фирмы путем ее максимальной и оперативной адаптации к изменяющейся рыночной конъюнктуре посредством создания комплексной интегрированной системы регулирования и контроля материальных, трудовых, финансовых и информационных потоков, обеспечивающих максимально достижимое качество поставок продукции.

Для решения этой главной логистической задачи или возможного приближения к этому решению необходимо выполнение целого ряда условий и снятия совокупности проблем, которые могут быть обозначены как частные задачи логистики :

- обеспечение адекватности, взаимного соответствия овеществленных (материальных, трудовых) и информационных потоков;

- диспетчирование материального потока, отслеживание информации о нем в структуре логистического управления;

- оптимизация стратегии и технологии физического перемещения ресурсов и товаров;

- стандартизация форм полуфабрикатов и упаковки;

- определение необходимых объемов ресурсов на стадиях заготовки, производства, складирования и транспортировки;

- оптимизация производственных запасов:

- максимально возможное сокращение времени хранения и транспортировки грузов. Логистика может разрешить целый ряд проблем сферы обращения, важнейшими из этих проблем являются:

- определение системы оптимальных пропорций между объемами производства, складирования и перевозок;

- снижение затрат издержек от лавинообразного роста потерь при сбоях и простоях;

- установление рационального уровня кооперации в системе собственно производства, хранения и перевозок;

- формирование рациональной структуры потоков управленческой информации без запаздывания по отношению к производственному процессу.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 534.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...