Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Доход: сущность, структура и источники формирования




 

Экономические ресурсы имеют своих собственников. Те сами их потребляют или продают на рынках ресурсов и получают за это плату в виде доходов. Покупатели ресурсов (преимущественно фирмы) имеют возможность оплатить их, так как продают на товарных рынках произведенную на базе экономических ресурсов продукцию и также получают за это плату в виде доходов. Таким образом, доходаминазываются поступления от продажи экономических ресурсов и продукции. Доходы от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами.

Виды факторных доходов

от природных ресурсов — рента (земельная, горная, плата за воду и т.д.);

 от трудовых ресурсов — заработная плата;

 от капитала — процент (как доход собственников денежного капитала) и прибыль (как доход собственников реального капитала);

 от предпринимательских способностей — предпринимательский доход;

 от знаний — доход от интеллектуальной собственности.

В хозяйственной жизни, особенно у фирмы, не всегда есть возможность разграничивать эти виды факторных доходов, тем более что они часто совмещаются с доходами от продажи продукции.

То, что является доходом для владельца фактора производства, выступает как издержки для покупателя этого фактора.

В экономической теории различают доход как понятие чисто хозяйственное (на микроуровне) и как понятие народнохозяйственное (на макроуровне). Если рассматривать доходы в зависимости от субъекта присвоения (кто получает), то в этом случае доходы делятся:

- доходы населения;

- доходы предприятия (фирмы);

- доходы государства;

- доходы общества (национальный доход как вновь созданная в течение года стоимость).

Совокупность этих доходов определяет максимальный спрос на блага, услуги, производительные ресурсы.

По итогам хозяйственной деятельности владельцы факторов производства получают доход в денежной форме - номинальный доход. По поводу этого дохода между его владельцем и государством возникает система сложных экономических отношений. Государство через налоги отбирает большую или меньшую часть этого дохода. Оставшаяся после уплаты налогов и процентов по ссудам часть представляет собой чистый доход.

При анализе доходов предприятия оперируют такими понятиями как валовой доход, средний доход, предельный доход.

Совокупный доход(total revenue - TR)– это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага:

    

TR = P x Q,                                               (8.1)

 

где TR (total revenue) – совокупный доход;

P (price) - цена;

Q (quantity) - проданное количество благ.

 

Средний доход (average revenue - AR) – доход, приходящийся на единицу проданного блага.

 

В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене:

 

                                     AR = TR/Q = P x Q/Q = P.                       (8.2)

 

Предельный доход(marginal revenue - MR) – приращение дохода

 

MR = dTR/dQ = d(P x Q)/dQ = PdQ/dQ = P.                    (8.3)

Если отложить на оси абсцисс количество продукта, а на оси ординат — совокупную выручку (доход), то зависимость дохода от продукции изображается в форме луча, выходящего из начала ко­ординат (см. рис. 8.1).

                                      Рис. 8.1 - Совокупная выручка (доход)

Согласно графику

AR = TR/Q = MN/0N = MR = P.

В условиях совершенной конкуренции, когда производителей бесконечно много, никто из них не может оказать существенного влияния на цену производимой продукции.

Для фирм цена склады­вается объективно, независимо от их воли и желания, в результате чего каждая из фирм выступает как ценополучатель.

Поэтому если отложить на оси абсцисс количество продукции Q, а на оси орди­нат — цену Р, тоих взаимосвязь изображается прямой, парал­лельной оси абсцисс (см. рис. 8.2). С экономической точки зрения это означает, что эластичность спроса по цене бесконечно велика.

                  

Рис. 8.2 -  Цена, средний и предельный доход в условиях совершенной конкуренции

 

Совместив эти графики, мы получаем элементарные условия равновесия для отдельной фирмы: пересечение кривой предельно­го дохода с совокупной выручки показывает равновесный объем производства при данной цене (см. рис. 8.3).

                                         О       Требуемое количество продукции (продано)

Рис. 8.3. Спрос, предельный и совокупный доход в условиях совершенной конкуренции

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 311.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...