Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5: Рынок и механизм его функционирования




 

5.1 Сущность, виды и инфраструктура рынков

5.2  Спрос, предложение и факторы их определяющие

5.3 Эластичность спроса и предложения и их факторы

5.4 Сущность, функции и формы конкуренции

 

Сущность, виды и инфраструктура рынка

 

Рынок - это система отношений товарного и денежного обращения. Субъектами рынка выступают с одной стороны производители (продавцы), а, с другой потребители (покупатели).

Субъектами рынка выступают домохозяйства, фирмы, государство как национальной, так и зарубежной экономики. Объектами рыночных отношений являются товары и деньги.

Объективной основой рынка является существование товарного производства, для которого в свою очередь, характерно наличие высокого уровня общественного разделения труда и экономическое обособление производителей.

Условия функционирования рынка следующие: Разделение труда и специализация; Достаточная емкость рынка (платежеспособный спрос) Способность цен динамично изменяться под воздействием спроса и предложения; Свободный обмен товарами и услугами; Конкуренция между товаропроизводителями; Развитая кредитно-денежная система.

Функции рынка:

 Регулирующая - регулирует производство товаров и услуг;

Контролирующая - определяет общественную значимость произведенного продукта и затраченного на их изготовление труда;

Информационная - информирует о состоянии дел в хозяйственной жизни. Посредническая; Санирующая; Ценообразующая.

Преимущества рынка:

1. эффективное распределение экономических ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров и услуг;

2. возможность функционирования при наличии ограниченной информации;

3. гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям;

4. оптимальное использование результатов НТР, умение предпринимателей идти на риск;

5. свобода действий потребителей и предпринимателей;

6. способность удовлетворять разнообразные потребности, повышать качество товаров и услуг.

Недостатки рынка:

1. не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

2. не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;

3. не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного потребления;

4. не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода;

5. не обеспечивает фундаментальных исследований;

6. подвержен нестабильному развитию;

7. ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

Структура и виды рынков.

Рынок как системное экономическое явление характеризуется специфической структурой. Структура, в свою очередь определяется в соответствии с тем или иным критерием выделения отдельных его элементов.

В экономической теории выделяют следующие виды структур.

По территориальному признаку выделяют местный или локальный рынок, национальный или внутренний рынок и мировой или внешний.

Локальный или местный рынок - это взаимоотношения продавцов и покупателей в границах территории, определяемой экономической целесообразностью доставки товара. Примеры: рынок печеного хлеба, парного молока, цветов, зелени, жилищно-коммунальных услуг и т.п.

Национальный рынок - это взаимоотношение продавцов и покупателей, при котором товар экономически целесообразно перемещать по территории страны, т.к. за время перевозки не ухудшаются его потребительские свойства, а затраты на перевозку могут быть возмещены ценой товара. Примеры: рынок металлов, машин, стройматериалов и т.п.

Мировой рынок - это взаимоотношение продавцов и покупателей товара, который экономически целесообразно перемещать по различным странам, в силу их отсутствия или же различной производительности при их производстве. Пример: рынок топливно-энергетических ресурсов, минерального сырья, драгоценных металлов и т.п.

По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

1.  Рынок средств производства. Особенности: на нем меньше покупателей, они крупнее и сконцентрированы географически, спрос на средства производства определяется спросом на соответствующих предметы потребления, торговые операции осуществляются в основном посредством биржевой торговли.

2.  Рынок потребительских товаров и услуг для личного потребления. Особенности: значительное влияние культурных, этнических, религиозных, географических и иных социальных факторов. Учет факторов личного порядка: возраст, экономическое положение, профессия и т.п. Большое влияние психологических факторов: мотивация, величина потребления, знание полезности и т.п.

3. Рынок рабочей силы или рынок труда. Продажа рабочей силы осуществляется в форме найма на работу и сопровождается заключением договора.

4. Рынок капитала, валютный рынок и рынок золота. Рынок капитала выступает в виде рынка ссудного капитала. На рыке валютном осуществляются операции по покупке, продаже или обмену валюты и платежных документов (чеки, векселя, аккредитивы). Параллельно с валютным рынком функционирует рынок золота.

По типу конкуренции

- рынок совершенной конкуренции, на котором один продавец или покупатель не могут существенно влиять на цену, и рынки несовершенной конкуренции, где имеется возможность воздействовать на уровень цены.

- рынок несовершенной конкуренции, в свою очередь, разграничивается на рынок чистой монополии, рынок олигополии и рынок монополистической конкуренции:

- Рынок, на котором действует несколько фирм и вступление в который новых фирм затруднено, называется олигополией. Производители могут сотрудничать или конкурировать;

- Рынок, на котором действует много фирм и проникновение новых не ограничено, а предлагаемый товар или услуга дифференцированы по качеству, оформлению называется рынком монополистической конкуренции. На таком рынке каждая фирма предлагает особую марку или вариант товара, отличный от других товаров данного вида;

- Рынок, имеющий только одного продавца и множество покупателей называется чистой монополией. Продукт, предлагаемый монополистом не имеет близких заменителей, а вступление в отрасль других производителей заблокировано.

- Рынок, имеющий только одного покупателя и множество продавцов называется монопсонией. Рынок, на котором единственному продавцу противостоит единственный покупатель, т.е. монополисту противостоит монопсонист называется двусторонней монополией.

Выделяют следующие виды рынков:

По уровню насыщения:

1) Равновесный;

2) Дефицитный;

3) Избыточный;

По степени зрелости:

1) Неразвитый;

2) Развитый;

3) Формирующийся;

По действующему законодательству: Официальный и теневой.

По характеру продаж: рынок оптовой торговли, розничной торговли, рынки госзакупок сельскохозяйственной продукции

Экономическая теория рассматривает различные рынки. Так, например, политический рынок рассматривается как аналогия с товарным. Государство – арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к перераспределению ресурсов. Однако государство — это рынок особого рода, где участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты — принимать законы, чиновники — следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями. В той и другой сфере отношений делается выбор и принимается решение. И индивидуальный, и общественный выбор выявляют, учитывают и реализуют предпочтения индивидов в процессе их хозяйственного, экономического взаимодействия. И тот и другой помогают достичь Парето-улучшений. Однако между ними есть и довольно значительные различия (табл. 5.1).

 

Таблица 5.1 – Сравнение рыночного и общественного выбора

Критерий Рыночный (индивидуальный) выбор Политический (общественный) выбор
Предварительные условия Цены Регламент голосования
Влияние на других агентов Независимое Зависимое
Отношение к спросу Обратное (чем меньше, тем лучше) Прямое (чем больше, тем лучше)
Характер взаимодействия Купля-продажа Голосование в обмен на обещания политиков
Принципы обмена Эквивалентность Возмездность
Результаты Присвоение (отчуждение) частных благ Присвоение (отчуждение) общественных благ и антиблаг (налогов)

 

Политика есть сложная система обмена между индивидами, в которой последние коллективно стремятся к достижению своих частных целей, так как не могут реализовать их путем обычного рыночного обмена. Здесь нет других интересов, кроме индивидуальных. На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике — соглашаются платить налоги в обмен на необходимые всем и каждому блага: от местной пожарной охраны до суда". Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики — одни, а блага за счет налогов получают другие. Суть рационального выбора состоит в том, чтобы более четко и строго регламентировать этот обмен. Критерием справедливости и эффективности политической системы должно послужить распространение правил экономической игры на политический процесс.

Одной из особенностей экономического подхода является применение общих идей об экономических принципах человеческого поведения (максимизация благосостояния или полезности при ограниченных ресурсах) к заключению брака, что приводит к концепции «брачного рынка» , под которым понимается пространство потенциальных партнеров — мужчин с одной стороны и женщин — с другой, между которыми должно установиться соответствие (т. е. брак). На этом пространстве происходит поиск контрагентов (будущих супругов), определяются формы контракта (брака) и его продолжительность. При таком подходе как детерминанты выбора партнера и заключения брака рассматриваются, во-первых, экономические параметры потенциальных супругов (доход, статус занятости, профессиональные позиции и т. д.), и во-вторых — их социальные, физические, демографические характеристики, которые могут повлиять на «полезность» партнеров при заключении брака и в семейной жизни.

В своем труде «Выбор партнера на брачном рынке» лауреат нобелевской премии Гэри С. Беккер рассматривает экономический подход к созданию семьи (домашнего хозяйства), обеспечивающий максимальный суммарный доход эффективного брачного рынка. За основу автор взял следующие характеристики эффективного брачного рынка:

- Каждый участник эффективного брачного рынка имеет свой вмененный доход или «цену», которые служат идентификаторами при выборе партнера.

- Каждый участник ориентируется на брачном рынке исходя из своих эгоистических интересов.

- Эффективный брачный рынок подразумевает составление пар по сходству имеющихся у них качеств: «высококачественные» субъекты имеют предрасположенность выбирать «высококачественных» партнеров для создания семьи, аналогично с «низкокачественными».

Состояние дел на каждом рынке характеризуется таким понятием как конъюнктура. Конъюнктура рынка - это совокупность условий и обстоятельств, воздействующих на ход осуществления и результаты функционирования рынка.

Сегмент рынка – часть рынка, группа потребителей продуктов, имеющих общие признаки

Сегментация рынка – разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. 

Инфраструктура рынка

Постоянное функционирование рынка предполагает наличие ряда организаций, которые обеспечивают постоянное движение товаров, денег и рабочей силы.

Слово «инфраструктура» означает основу, фундамент (лат. инфра - ниже, под и структура). Инфраструктура заполняет широкое пространство между производством и потреблением. Поэтому сущность инфраструктуры рынка можно определить следующим образом: совокупность учреждений, предприятий и организаций, обеспечивающих эффективное взаимодействие между субъектами рынка.

Инфраструктура – совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определённые функции по обеспечению нормального режима его функционирования

Функции рыночной инфраструктуры:

- сбор и распространение информации о конъюнктуре рынка;

- упорядочение торговли и разрешение торговых противоречий;

- осуществление государственного и общественного регулирования рыночных отношений.

- подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка

Виды рыночной инфраструктуры: общая, т.е. обслуживающая всю экономическую систему (денежная, финансовая, кредитная, налоговая) и специализированная, т.е. обслуживающая отдельные виды рынков.

· Инфраструктура рынка труда включает:

- законодательство о труде, о занятости; о социальной защите; об охране труда;

- Министерства труда и социальной защиты РФ;

- местные органы регулирования занятости и социальной защиты;

- государственные и частные биржи и центры по трудоустройству;

- агентства по найму (рекрутинговые агентства);

- государственные и частные центры и системы повышения квалификации и переподготовки кадров;

- учебные заведения

- профессиональные союзы;

- коллективные и индивидуальные трудовые соглашения;

- специальные информационные и профессиональные периодические издания.

· Инфраструктура рынка капитала - это прежде всего:

- банковское законодательство;

- валютное законодательство;

- законодательство об иностранных инвестициях;

- биржевое законодательство;

- Центральный банк;

- государственные займы и государственный долг;

- коммерческие банки;

- фондовые биржи;

- страховые компании;

- сберегательные банки;

- пенсионные фонды;

- инвестиционные банки;

- ипотечные и земельные банки;

- строительные общества;

- финансовые компании;

- венчурные компании;

- консалтинговые;

- аудиторские фирмы – комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности фирмы;

- предпринимательские союзы и профессиональные ассоциации;

- специальные информационные и профессиональные периодические издания.

· Инфраструктура рынка земли предполагает следующие элементы:

- земельное законодательство (Земельный кодекс);

- законодательство о защите окружающей среды;

- земельный кадастр;

- Министерство природных ресурсов и экологии РФ;

- Министерство имущественных и земельных отношений;

- государственные региональные земельные комитеты;

- агентства по торговле недвижимостью;

- консалтинговые и информационные агентства на рынке недвижимости;

- ипотечные и земельные банки;

- профессиональные ассоциации фирм по торговле недвижимостью;

- специальные информационные и профессиональные периодические издания.

· Инфраструктура рынка товаров и услуг включает следующие элементы:

- торговое законодательство;

- законы о рекламе;

- законодательство о защите прав потребителя;

- санитарно-гигиенические нормы;

- предприятия оптовой торговли;

- предприятия розничной торговли;

- товарные биржи;

- транспортные предприятия;

- складское хозяйство;

- консалтинговые фирмы;

- рекламные агентства;

- информационные периодические издания.

- Супермаркет – магазин самообслуживания с преимущественно продовольственным ассортиментом

- Суперонтер – перспективный магазин по торговле скоропортящимися товарами, расположен чаще всего вне городе;

- Конвинненс онтор – небольшой магазин с ограниченным числом продуктов высокой степени готовности(дополнение к крупным магазинам);

- Супертриадо – модель крупного магазина, имеющая современный торговый центр с реализацией высококачественных дорогостоящих товаров, зона склада, зона продажи товаров улучшенного качества.

- Драгонтер – розничное предприятие с высокой степенью автоматизации операций

· Макроэкономическая инфраструктура в рыночной экономике состоит из следующих важнейших институтов:

- бюджетное устройство и бюджетный процесс (бюджетный кодекс);

- налоговое законодательство (Налоговый кодекс);

- федеральный бюджет;

- Министерство финансов РФ;

- бюджетно-финансовая политика;

- Центральный банк;

- денежно-кредитная политика;

- государственный арбитраж;

- Министерство экономического развития РФ;

- структурная политика;

- Министерство промышленности и торговли РФ;

- внешнеэкономическая политика;

- государственные и частные институты экономического анализа и прогнозирования;

- институт экономических советников президента.

Основным элементом рынка выступает биржа. Под биржей понимают крупный торговый центр или непосредственно сами торги.

Биржа - это посредническая организация, соединяющая продавцов и покупателей и получающая вознаграждение в виде определенного процента от стоимости продаж.

Первая товарная биржа была создана в Антверпене в 1531 году.

Организационное строение биржи: информационно-справочный комитет; котировальный; регистрационный; маклериат; арбитраж; расчетную палату.

Структура биржи не является жесткой.

Классификация бирж: а) открытые и закрытые; б) универсальные и специализированные; в) частные и государственные.

Функции биржи: посредническая; определение стандартов биржевых товаров; разработка типовых контрактов; информационная.

Виды операций: а) на реальный товар; и б) фьючерсные сделки.

Сделки на реальный товар могут быть с немедленной поставкой (не более двух недель) или с обязательной поставкой товара в будущем - форвардные сделки.

Фьючерсные сделки - это сделки по фьючерсным контрактам - соглашения между покупателями и продавцами о поставке товаров в будущем по согласованной в настоящее время цене.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 296.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...