Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Статистика себестоимости товаров и услуг




Статистика себестоимости товаров, услуг опирается на данные бухгалтерского учета, задачей которого является расчет общей суммы издержек, группировка их по видам и определение себестоимости единицы продукции. Анализируя данные учета и отчетности, статистика решает в этой области следующие основные задачи:

• осваивает структуру себестоимости по видам затрат и показывает влияние модифицирования структуры затрат на динамику себестоимости;

• итоговую характеристику выполнения производственных заданий по части динамики себестоимости продукции;

• рассматривает факторы, влияющие на динамику себестоимости.

Но для того чтобы решать эти задачи статистики себестоимости товаров, услуг, необходимо иметь четкое знание теоретического и практического содержания себестоимости как экономической категории и как средства воздействия на результаты хозяйственной деятельности.

Себестоимость товаров, услуг – это прямые издержки, объединенные с производством изделия, а также все виды затрат, понесенные в ходе производства и реализации определенного вида товаров и услуг. Себестоимость товаров, услуг включает в себя:

• затраты на материалы;

• затраты на рабочую силу;

• переменные издержки: материальные затраты, амортизация основных средств, заработная плата основного и вспомогательного персонала, накладные расходы, непосредственно связанные с производством и реализацией товаров, услуг.

Каждое предприятие при производстве товаров, услуг несет затраты. Сумма всех затрат в денежном выражении, связанных с производством и реализацией продукции, составляет издержки производства. Классификация издержек по элементам:

• сырье и материалы;

• покупные детали, полуфабрикаты и комплектующие;

• вспомогательные материалы;

• топливо и энергия со стороны;

• заработная плата (основная, дополнительная и т. д.);

• амортизация основных фондов;

• прочие денежные расходы.

Существует два вида подхода для классификации издержек производства по статьям затрат.

По целевому использованию: прямые, затраты одного вида (вся зарплата, все материалы и т. д.) и косвенные затраты на обслуживание оборудования. По характеру воздействия, постоянные и переменные. Постоянные не зависят от объема производства, а переменные зависят.

Издержки производства выступают как себестоимость продукции, которая определяется по статьям калькуляции. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, устанавливается законодательно, т. е. регулируется государством.

Изучение статистики себестоимости, выявление причин уклонения фактической себестоимости от нормативной, а также обоснование вероятных путей уменьшения издержек производства на одну единицу товарной продукции производится на основе применения индексного метода. Как уже говорилось, индекс – это показатель, который используется для обобщающей характеристики, а это значит, что сравниваемые товар, услуга должны быть одинаковыми по характеру их потребительской стоимости и технологии производства.

В условиях товарного производства необходимым условием процесса воспроизводства является обмен товарами. Довести товар от производителя к потребителю и удовлетворить тем самым его потребности – главная цель субъекта экономики, действующего в сфере торговли. Обмен товарами осуществляется при помощи денег, которые являются мерой стоимости товаров и служат средством обращения. Движение товара от производителя к потребителю в экономическом пространстве совершается в форме товарооборота.

Товарооборот представляет собой процесс купли-продажи, в основе которого лежит переход права собственности на товар в обмен на его денежный эквивалент. Важной задачей экономической статистики в этой области является определение товарооборота как объекта статистического исследования, а значит, определение его предмета и методов количественного и качественного анализа.

Предметом статистики товарооборота являются массовые процессы и явления передвижения товара от производителя к потребителю и обмена товаров на деньги, поддающиеся количественной оценке. Товарооборот в современном экономическом пространстве представляет собой комплексный экономический процесс обмена результатами деятельности обособленных субъектов экономики с присущими ему общими тенденциями и закономерностями. Целью статистики товарооборота является комплексная количественная характеристика процесса обращения товарной продукции, выявление основных тенденций и закономерностей его развития. Задачами статистики товарооборота являются сбор, обобщение и анализ информации о товарообороте предприятий разных форм собственности, каналов товародвижения по стране в целом и регионов; анализ объема, товарной структуры, динамики товарооборота.

При изучении товарооборота удобно пользоваться группировками. По категориям товарооборот делится на валовой и чистый, оптовый и розничный. По организационным формам торговли различают товарооборот розничных и оптовых, заготовительных и сбытовых организаций. По формам товародвижения товарооборот бывает складской и транзитный. По натурально-вещественному составу товарооборот изучают по товарным группам. Кроме того, изучают товарооборот предприятий различных форм собственности.

В методологии статистического анализа товарооборота выработана целая система показателей, его характеризующих. Валовым товарооборотом называется сумма всех продаж товаров в процессе продвижения от производителей к потребителям. Этот показатель зависит от числа продаж. Если из него исключить повторные перепродажи, то получится чистый товарооборот. Одним из показателей, характеризующим рациональность организации процесса товародвижения, является коэффициент звенности. Он рассчитывается как отношение валового товарооборота к чистому. Товарооборот на душу населения рассчитывается как отношение товарооборота к средней за период численности населения.

Важной качественной характеристикой товарооборота служат показатели его структуры. К ним относятся абсолютный показатель продажи отдельного товара или группы и относительные показатели: удельный вес (доля) каждого товара или группы в общем объеме товарооборота, показатель соотношения продажи двух товаров. Показатели товарных запасов на начало и конец периода и средний применяются при расчете показателя обеспеченности товарооборота товарными запасами. Товарооборот в днях обеспеченности рассчитывается как отношение произведения запасов на начало периода и количества дней к товарообороту. Показатель скорости товарооборота рассчитывается как отношение объема товарооборота за тот или иной период к величине среднего товарного запаса за этот период. Обратный показатель называется временем обращения товарных запасов.

В изучении товарооборота широко применяется индексный метод. Этот метод позволяет оценить вектор и скорость развития товарооборота. Изменение товарооборота за какой-то промежуток времени характеризуется отношением текущего товарооборота к базисному. В качестве базы сравнения избирается любой предыдущий период, сопоставимый с текущим. Индекс товарооборота – относительный показатель, который характеризует изменение стоимости совокупности проданных товаров, денежной выручки торговли или расходов покупателей на приобретение товаров в текущем периоде по сравнению с базисным, за счет совместного влияния изменений количества и цен.

В статистике товарооборота вычисляют следующие индексы. Индекс доли – показатель изменения товарной структуры – рассчитывается как отношение удельных весов отдельного товара или группы в текущем периоде к базисному. Индекс локализации товарооборота представляет собой отношение удельных весов товарооборота и факторного признака в общем объеме по всей территории. Индекс товарооборота на душу населения является отношением товарооборота на душу населения текущего периода к базисному. Он позволяет исключить влияние динамики численности населения. Индекс физического объема товарооборота отражает влияние изменения количества товаров и их ассортимента на динамику стоимости товаров. Территориальный индекс товарооборота сравнивает товарооборот различных регионов, рассчитывается как отношение среднедушевого товарооборота одного региона к другому.

Еще одним методом изучения товарооборота является метод изучения поставок товаров. Важными характеристиками товарооборота являются ритмичность и равномерность поставок товаров. Равномерность поставки – это поступление товаров равными партиями через равные промежутки времени. Ритмичность поставки – это соблюдение сроков и размеров поставки, оговоренных договором с учетом сезонных и цикличных особенностей производства, продажи и потребления. При этом рассматривается коэффициент аритмичности поставки, который характеризует степень отклонения фактической поставки от договорных размеров по согласованным периодам поставки. Коэффициент вариации поставки исчисляется как процентное отношение среднеквадратического отклонения фактической поставки от среднего уровня поставки к этому среднему уровню. Он является обратным коэффициенту равномерности.

В целом показатели товарооборота отвечают потребностям государственной и бизнес-статистики. Таким образом, статистическая характеристика товарооборота имеет экономическую и социальную направленность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...