Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Достоин ли человек порицания за своё стремление к благосостоянию?




– «Благосостояние есть желание естественное; Бог запрещает лишь злоупотребление, потому что злоупотребление противоречит самосохранению; нет никакого преступления в том, чтобы искать для себя благосостояния, при том условии, если оно достигается не в ущерб кому-то другому и не должно ослабить ни ваши нравственные, ни ваши физические силы.»

Добровольные лишения с целью добровольного искупления, имеют ли они заслугу в глазах Божьих?

– «Делайте добро другим – и вы заслужите большего.»

– Но всё-таки, похвальны ли добровольные лишения?

– «Да, если это лишение себя бесполезных удовольствий, потому что оно отмежает человека от материи и возвышает его душу. Что похвально, так это сопротивление искушению, каковое побуждало бы к излишествам или наслаждению вещами бесполезными; это также отъятие у себя необходимого, чтобы дать тем, у кого недостаточно. Если же лишение лишь суетная видимость, то это насмешка.»

Жизнь, полная аскетических терзаний, практиковалась с глубокой древности и у совершенно разных народов, похвальна ли она с какой-либо точки зрения?

– «Спросите самих себя, кому она приносит пользу, – и получите ответ. Если на пользу она идёт единственно тому, кто её практикует, и мешает ему творить добро, то это эгоизм, каков бы ни был повод, которым её расцвечивают. Ограничивать себя и трудиться ради других – вот настоящее умерщвление плоти в согласии с христианским милосердием.»

Воздержание от некоторых родов пищи, предписанное у различных народов, имеет ли оно разумное основание?

– «Всё то, чем человек может питаться без ущерба своему здоровью, дозволительно; но законодатели могли запретить некоторую пищу, преследуя определённую и полезную цель, и чтобы придать более веса своим законам, они представили их исходящими от Бога.»

Мясная пища, не противоестественна ли она для человека?

– «В вашем физическом устроении плоть питает плоть, иначе человек хиреет. Закон самосохранения делает для человека долгом поддерживать свои силы и здоровье своё, дабы исполнять закон труда. Он должен, стало быть, питаться в согласии со своей организацией.»

Воздержание от мясной пищи или какой-то иной в качестве искупления, похвально ли оно?

– «Да, если лишать себя ради других; но Бог не может усмотреть искупления там, где нет лишения серьёзного и полезного; поэтому мы и говорим, что те, кто лишают себя лишь видимости ради, суть лицемеры.»

Что думать об увечьях, причиняемых телу человека или животных?

– «К чему подобный вопрос? Спросите лучше ещё раз, полезна ли та или иная вещь. То, что бесполезно, не может быть угодно Богу; то, что вредоносно, Ему всегда неугодно; ибо, знайте это, Господь восприимчив лишь к чувствам, поднимающим душу к Нему; только следуя Его закону, вы сможете стряхнуть с себя бремя вашей земной материи, а отнюдь не нарушая его.»

Если страдания этого мира возвышают нас в зависимости от того, как мы их переносим, то не возвышают ли нас также и те, которые мы добровольно создаём себе сами?

– «Единственные страдания, которые возвышают, суть страдания естественные, потому что они идут от Бога; добровольные же страдания ничего не значат, когда они ничего не делают для блага ближнего. Думаешь ли ты, что те, кто укорачивают свою жизнь в сверхчеловеческих суровостях, как то делают бонзы, факиры и некоторые фанатики разных сект, тем продвигаются на своём пути? Лучше бы им работать на благо ближних своих. Пусть они оденут раздетого; пусть утешат плачущего; пусть трудятся ради немощного; пусть терпят лишения ради утешения несчастных – тогда их жизнь будет полезна и угодна Господу. Когда в претерпеваемых добровольно страданиях имеют в виду лишь себя, то это эгоизм; когда же страдают ради других, это милосердие: таковы суть заветы Христовы.»

Если мы не должны создавать себе добровольных страданий, не несущих с собой никакой полезности другим, то должны ли мы оберечься тех, которые предвидим и которые нам угрожают?

– «Инстинкт самосохранения был дан всем существам, дабы они береглись опасностей и страданий. Бичуйте дух свой, а не тело, умерщвляйте свою гордыню, удушайте свой эгоизм, подобный змее, гложущей ваше сердце, – и вы тем больше сделаете для продвижения вашего, нежели строгостями, которые не принадлежат более к этому веку.»

 

Глава Шестая

ЗАКОН РАЗРУШЕНИЯ

 

Разрушение необходимое и разрушение злостное – Бедствия и разрушения – Войны – Убийство – Жестокость – Дуэль – Смертная казнь

Разрушение необходимое и разрушение злостное

Разрушение, является ли оно законом природы?

– «Нужно, чтобы всё разрушилось, для того чтобы возродиться; ибо то, что вы называете „разрушением“, есть лишь преобразование, целью имеющее обновление и улучшение живых существ.»61

– Стало быть, инстинкт разрушения был дан живым существам по замыслу Провидения?

– «Твари Божьи суть орудия, коими Господь пользуется, дабы достичь своих целей. Чтобы питаться, живые существа разрушают друг друга, и это позволяет достичь сразу двух целей: поддерживать равновесие в воспроизводстве живых существ, которое без этого могло бы стать чрезмерным, и употреблять в дело остатки их внешней оболочки. Но разрушается всегда только эта внешняя оболочка, она же – вспомогательная, но отнюдь не главная часть мыслящего существа; главная часть его – это разумное начало, коие неразрушимо и создаётся в различных преображениях, каковые это существо претерпевает.»

Но если разрушение необходимо для возрождения существ, зачем тогда природа наделяет их средствами защиты и самосохранения?

– «Это за тем, чтобы разрушение не наступило раньше определённого для него времени. Всякое преждевременное разрушение препятствует развитию разумного начала; поэтому Господь дал каждому существу жажду жизни и продления рода.»

Поскольку смерть должна вести нас в жизнь лучшую, ибо она освобождает нас от бедствий земной нашей жизни, и её, таким образом, скорее следовало бы желать, чем страшиться, то почему же у человека перед ней инстинктивный ужас, понуждающий его смерти бояться?

– «Мы сказали, что человек должен стремиться к тому, чтобы продлить свою жизнь ради исполнения её задач; поэтому Бог дал ему инстинкт самосохранения, и инстинкт этот поддерживает его в испытаниях; без этого он слишком часто бы поддавался унынию. И таинственный голос, заставляющий его отвергать смерть, говорит ему, что он может сделать что-то ещё для своего продвижения. Когда ему угрожает опасность, то это ему предупреждение о том, что он должен с толком использовать отсрочку, данную ему Господом; но, неблагодарный! он чаще благодарит за это свою звезду, а не Создателя!»

Почему бок о бок с охранительными силами природа одновременно поместила и силы разрушительные?

– «Лекарство всегда рядом с недугом; мы сказали уже, что это делается ради поддержания равновесия и чтобы служить противовесом.»

Надобность в разрушении, та же ли она во всех мирах?

– «Она соразмерна состоянию большей или меньшей матерьяльности миров и сходит на нет по мере очищения их физического и нравственного состояния. В мирах более продвинутых, нежели ваш, условия существования совершенно иные.»










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...