Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Научная и прикладная психология




Когда в 1892 г. была основана Американская психологическая ассоциация (American Psychological Association, АРА), в преамбуле ее устава было сказано, что ассоциация сформирована для того, чтобы «развивать психологию как науку». В 1945 г. АРА подверглась реорганизации (см. главу 12), после чего в новом уставе записали, что теперь ее миссия «развивать психологию как науку, профессию и средство повы­шения роста благосостояния людей». Новые фразы были не просто желанием воз­звать к американской общественности, которая ценила прикладную науку выше те­оретической. Они отражали фундаментальные изменения в природе психологии, в том числе появление фигуры прикладного психолога.

Основатели немецкой психологии рассматривали себя как ученых-теоретиков, изучающих функционирование разума, и не интересовались общественной полез­ностью своих открытий. Но как мы уже знаем, американской психологии было суждено интересоваться полезным применением больше, чем чистыми исследова­ниями. Американцы хотели получить такую психологию, которая учила бы их, как правильно действовать. Тем не менее, хотя первые американские психологи быст­ро обратились к практическому применению своей науки, они оставались акаде­миками и учеными. Например, когда в 1899 г. Дж. Дьюи говорил, что психологи должны поставить свою дисциплину на службу обществу, он отнюдь не имел в виду, что они сами должны заниматься практической деятельностью. Он хотел, чтобы психологи занялись изучением предметов, важных для педагогики, напри-" мер научением и чтением. Результаты научных исследований психологов должны были использовать специалисты в области образования, которым следовало раз­работать методики для учителей. Согласно этой схеме, прикладная психология ос­тавалась научной психологией.

Но уже тогда многие психологи предоставляли услуги организациям и отдель­ным гражданам. Они стремились не только разрабатывать тесты для определения интеллекта учащихся или отбора персонала, но и самостоятельно применять их и консультировать родителей или предпринимателей, переходя, таким образом, от научной работы к прикладной деятельности. В конце концов произошло разделе­ние на теоретиков и практикующих психологов, для которых психологические услуги стали основной деятельностью и источником дохода.

После того как психологи-теоретики и практикующие психологи разделились, у них обнаружились различные социальные и экономические интересы, порой противоречащие друг другу. Ученые стремились к дальнейшим теоретическимисследованиям и требовали от правительства их финансирования. В той мере, в какой практики зависели от прогресса научных исследований, они разделяли эти интересы, но не забывали и своих собственных. Практикующие психологи стреми­лись к установлению профессиональных стандартов, позволяющих определить, кого считать компетентным для занятий подобной деятельностью. Поэтому они требовали государственного лицензирования. Помимо этого, они хотели расши­рить сферу своей деятельности. Так, когда было введено медицинское страхование, клинические психологи потребовали своего включения в эту систему. В 1945 г. АРА пришлось реорганизовать, поскольку психологи-практики стали настолько много­численными, что их интересы стало невозможно игнорировать; этот факт получил отражение в пересмотренной преамбуле. Сегодня половину психологов США со­ставляют практикующие психологи; в основном это клиницисты (L. Benjamin, 1996). В этой и следующих главах мы проследим развитие прикладной психологии. Основное внимание будет уделено США. Дело в том, что, хотя основной инстру­мент прикладной психологии — тест интеллектуальных способностей — был изоб­ретен в Европе, в США прикладная психология достигла наибольшего расцвета. Более половины психологов мира работают в Соединенных Штатах (L. Benjamin, 1996).

Происхождение прикладной психологии










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...