Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Исследования разума в начале нового тысячелетия




Научное исследование разума в своей новой форме когнитивной неврологии про­цветало в конце второго тысячелетия и, похоже, добьется еще больших успехов в третьем. Популярное изложение когнитивной неврологии — книга Стивена Пин-кера «Как работает разум» стала бестселлером. Постоянно поступают новые сооб­щения о прорывах в исследовании головного мозга. Мечты поколения основопо­ложников о всесторонней естественной науке о сознании были восприняты пси­хологами, вооруженными такими средствами, о которых основатели психологии могли только мечтать. Не согласен с этим лишь известный историк науки Джон Хорган (J. Horgan, 1999a, b). Он высказал предположение о том, что когнитивис-тика является наукой «одобрительных восклицаний», которая рапортует об одном прорыве за другим, но не в состоянии дать общую картину человеческого разума. В этом отношении Хорган повторяет сожаления, которые высказывались в адрес когнитивной психологии и которые мы обсудили ранее, и примыкает к тем мыс­лителям, которые считают, что человеческий мозг/сознание не способен понять сам себя. Он также неоднократно утверждал, что психология (и психиатрия) потерпели провал в попытках найти эффективное применение своим теориям. Наполовину пуст или наполовину полон стакан когнитивистики?

Библиография

Доступное обсуждение логического бихевиоризма можно найти в: J. A. Fodor (1981); Arnold S. Kaufman, «Behaviorism», Encyclopedia of the Social Sciences, vol. I (New York: Macmillan, 1967), pp. 268-273; Arnold B. Levison, ed., Knowledge and Society: An Introduction to the Philosophy of the Social Sciences (Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1974), ch. 6; и Norman Malcolm, Problems of Mind: Descartes to Wittgenstein (New York: Harper Torchbooks, 1971), ch. 3. Книга Дж. Райла (G. Ryle) Concept of Mind (1949) хоро­шо написана и легко читается даже теми, кто не обладает никакими знаниями по философии. С другой стороны, Л. Витгенштейн очень трудный для понимания философ. Для наших целей важнее всего следующие его работы: The Blue and Brown Books (1958), опубликованная версия лекций, прочитанных в Кембридже в 1933 и 1934 гг., которые также легли в основу опубликованной посмертно книги: Philosophical Investigations (1953). Л. Витгенштейн писал в форме диалога, споря с безымянным собеседником, и, подобно Платону, стремился подавать аргументы косвенно, а не в виде прямых утверждений. Дальнейшие трудности понимания его философии проистекают из того, что, собственно говоря, он не сказал ничего пози­тивного, стремясь, подобно Сократу, убрать ложные представления, а не предло­жить свои собственные концепции. Как утверждал Н. Малкольм(№ Malcolm, 1971) в своей книге, цитировавшейся выше: «Философская работа надлежащего сорта всего лишь распутывает узлы нашего понимания. Результатом является не теория, а отсутствие узлов!» Поэтому не следует браться за Л. Витгенштейна без руковод­ства. Самая лучшая вводная книга — Anthony Kenny, Wittgenstein (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1973). Лучшее изложение философии разума Л. Витгештейна принадлежит Н. Малкольму:М. Malcolm, 1970. Для понимания отношения Л. Витгенштейна к бихевиоризму полезной окажется и книга К. Дж. Лакхардта (С. G. Luckhardt, 1983), также отличающаяся ясностью изложения.

Статьи, излагающие позитивистские взгляды на построение психологических
теорий, составляли основную часть публикаций Psychological Review в конце 40-х
и начале 50-х гг. Некоторые из них собраны в книге: Melvin Marx, ed., Theories In
Contemporary Psychology
(New York: Macmillan, 1963). Остроумный ответ Кендлеру
с позиции реализма дал коллега Э. Ч. Толмена Бенбоу Ф. Ричи (Benbow F. Ritchie):
«The Circumnavigation of Cognition», Psychological Review, 60 (1953): 216-221. Он
уподобил Кендлера географу, который дает определение проблемам мореплавания
в терминах того, как добраться из одной точки в другую по суше, и таким образом
относит спор между «теоретиками плоской Земли» и «теоретиками шара» к псев­
допроблемам, поскольку обе теории можно операционально свести к утвержде­
ниям о движении по поверхности Земли и считать не относящимися к делу лю­
бые «дополнительные замечания», касающиеся ее формы. Спор о том, «что изуча­
ется», был глубоко исследован философом Роном Амундсеном (Ron Amundson)
в статье: «Psychology and Epistemology: The Place versus Response Controversy»,
Cognition, 20 (1985): 127-55. Если вас интересуют многочисленные эксперименты,
проведенные в рамках изучения этой проблемы, то вам следует обратиться к обзо­
рам под заголовком «Научение» в Annual Review of Psychology, который выходит в
свет с 1950 г. Полезной окажется и книга Эрнста Хилгарда (Ernest R. Hilgard) Theories
of Learning,
первое издание которой появилось в 1948 г. (New York: Appleton-Century-
Crofts). Более широкий обзор проблем, связанных с операционализмом, дан в работе:
Thomas H. Leahey, «Operationism and Ideology», Journal of Mind and Behavior, 4
(1983): 81-90.                                           "•*.-'

Все работы Б. Ф. Скиннера перечислены в ссылках к главе 9. Основным его трудом является книга: Science and Human Behavior (New York: Macmillan, 1953), поскольку в ней автор обсуждает философию науки, объясняет свою научную ра­боту и продолжает критиковать общество в свете своих выводов, предлагая бихе­виористское лекарство против социальных болезней.

Нил Миллер (Neal Miller, 1959) дает введение в неформальный бихевиорализм, хотя основное внимание он уделяет своим собственным исследованиям и прене­брегает работами многих бихевиористов — сторонников опосредования, которые были важными фигурами в 50-х гг. Н. Миллер и его сотрудники, особенно Джон Доллард (John Dollard), на протяжении многих лет разрабатывали свою теорию со­циального научения: John Dollard, Leonard Doob, Neal Miller, O. Hobart Mowrer, and Robert Sears, Frustration and Aggression (New Haven, CT: Yale University Press, 1939). Их наиболее значительные книги: Neal Miller and John Dollard, Social Learning and Imitation (New Haven, CT: Yale University Press, 1941), и John Dollard and Neal Miller, Personality and Psychotherapy (New York: McGraw-Hill, 1950). Как видно из загла­вия последней книги, Н. Миллер и Дж. Доллард были пионерами бихевиоральной психотерапии, и великолепный обзор их терапевтических методов в сравнении с другими системами можно найти в книге: Donald H. Ford and Hugh В. Urban, Systems of Psychotherapy: A Comparative Study (New York: McGraw-Hill, 1963). ЧетаКендлеров представляла свою теорию сдвига научения во многих публикациях, но классической является работа: Howard Kendler and Tracy Kendler, «Vertical and Horizontal Processes in Problem Solving», Psychological Review, 69 (1962): 1-16. В их уже цитировавшейся статье 1975 г. дан обзор их работы, который показывает, ка­ким образом они постепенно шли к психологии переработки информации.

Джером Брунер (Jerome Bruner) и Джордж Кляйн (George S. Klein) приводят от­чет о концепциях нового взгляда на перцепцию в работе: «The Functions of Perceiving: New Look Retrospect», в: В. Kaplan and S. Wapner, eds., Perspectives in Psychological Theory: Essays in Honor of Heinz Werner (New York: International Universities Press, 1960). Жан Пиаже (Jean Piaget) написал много книг, большинство из которых очень трудны для восприятия. Всестороннее рассмотрение теории в обсуждаемый период содержится в работе: The Psychology of Intelligence (Totowa, NJ: Rowman & Littlefield, 1948). Книга Ж. Пиаже Six Psychological Studies (New York: Random House, 1964) содержит собрание его основных статей. Вторичные источники: Alfred Baldwin, Theories of Child Development, 2nd ed. (New York: John Wiley, 1980); John Flavell, The Developmental Psychology of Jean Piaget (New York: Van Nostrand, 1963); Herbert Ginsberg and Sylvia Opper, Piaget's Theory of Intellectual Development (Engle-wood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1969); и Thomas H. Leahey and Richard J. Harris, Human Learning(Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1985). Наконец, Говард Грубер (Howard Gruber) и Жак Вонеч (Jacques Voneche) составили компиляцию «Основные труды Ж. Пиаже» (The Essential Piaget [New York: Basic Books, 1977]), полную антологию отрывков из всех основных трудов Ж. Пиаже, включая и редкие работы о подрост­ках, и снабдили книгу подробными комментариями. Глава 13 содержит ссылки на последние работы Ж. Пиаже и вторичные критические источники.

Статья Дж. Э. Боринга (Е. G. Boring, 1946) первая из известных мне работ, в ко­торой рассматривается значение для психологии компьютерной революции времен Второй мировой войны; она включает полный список довоенных механических мо­делей, в том числе и К. Л. Халла. О А. Тюринге см.: Alan Hodge, Alan Turing: The Enigma (New York: Simon & Schuster, 1983). Работа Д. Э. Бродбента (D. E. Broadbent, 1958) полезна для сравнения переработки информации и теорий «стимул-реак­ция». Наконец, книга, которая не вполне соответствует нашим целям, но содержит документальные материалы о возрождении интереса к познанию в начале 1950-х гг., — J. S. Bruner et al. (1957), сборник докладов, прочитанных на Симпозиуме по позна­нию в Колорадском университете в 1955 г. На встречу приехали ведущие специа­листы в области познания, в том числе и теории опосредования (Чарльз Осгуд), социальной психологии (Фриц Хайдер), психоанализа (Дэвид Рапапорт) и сам Дж. Брунер. Искусственный интеллект был единственной областью, которая не была представлена. Это продемонстрировало, что компьютерная революция еще не коснулась психологии, равно как и то, что область искусственного интеллекта развивалась независимо от психологии мышления.

Краткий общий исторический обзор 1950-х гг. можно найти в соответствующих разделах книг: Bernard Bailyn, David Davis, David Donald, John Thomas, Robert Wiebe, and Gordon Wood, The Great Republic (Boston: Little, Brown, 1977). Акцент на социальной, культурной и интеллектуальной истории этого периода есть в книre: Jeffery Hart, When the Going Was Good: American Life in the Fifties (New York: Crown, 1982). О психологии 1950-х гг. см.: J. M. Reisman (1966) и Albert R. Gilgen. American Psychology Since World War II: A Profile of the Discipline (Westport, CT: Greenwood Press, 1982). Если вас интересует конфликт между двумя АРА, психо­логической и психиатрической, читайте профессиональный журнал АРА, American Psychologist. По-видимому, своего пика противостояние достигло в 1953 г., когда журнал переполняли статьи, письма и заметки о борьбе психологов за легальное признание их профессии и протесты психиатров. Работу Линднер (Lindner, 1953) следует рассматривать как свидетельство недовольства отдельных психологов идеологией приспособления, а не как серьезный анализ или аргументы. Она за­висела от сомнительного прочтения трудов 3. Фрейда и Ч. Дарвина, защищала негативную евгенику и, в общем, достаточно истерично относилась к современ­ной жизни.

 






















Часть V










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...