Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные требования по составлению опорных конспектов
При отборе материала следует предусматривать возможные затруднения учащихся в усвоении отдельных наиболее сложных положений, установить рациональную логическую и дидактическую структуру материала, определить вопросы, которые школьники могут рассмотреть самостоятельно, продумать способы использования средств обучения, определить содержание и формы контроля знаний и умений. Все это в той или иной степени находит отражение в опорном конспекте. Основными требованиями к составлению опорного конспекта являются: лаконичность, структурность, унификация, автономность блоков, использование привычных ассоциаций и стереотипов, непохожесть, простота. Виды опорных конспектов 1. Лаконичность ограничивает в опорном конспекте печатных знаков, их должно быть не более 400. Под печатным знаком понимается точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте находит отражение лишь самое главное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций. 2. Структурность предполагает использование приема укрупнения дидактических единиц знания. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4 – 5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки. 3. Унификация, то есть использование единой символики по одному предмету. Бывает удобно ввести определенные знаки-символы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов. 4. Автономность обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, мало затрагивая другие блоки. В то же время все блоки между собой связаны логически. 5. Привычные ассоциации и стереотипы. При составление опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы. Умение студентов быстро и правильно подобрать литературу, необходимую для выполнения учебных заданий и научной работы, является залогом успешного обучения.
РЕФЕРАТ
Если в тематическом конспекте достигнуто единство содержания, соблюда-ется логическая и грамматическая связь всех частей и выражается ваше собствен-ное мнение по затрагиваемым вопросам, то он становится рефератом или докла-дом. Реферат очень близок к конспекту. Это тоже краткое изложение текста, но не расчленённое, как это допускается в конспекте, а целостное, последовательное. Это новый связный текст, только более краткий, чем основной, составленный на основе одного или нескольких текстов с соблюдением всех требований, предъявляемых к связному высказыванию, и по своему содержанию полностью соответствующий ему. Реферат (от лат. —сообщаю) — краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявитьи студент. Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработить, более глубоко ее изучить. Этапы работы над рефератом § Формулирование темы (причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию). § Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников). § Составление библиографии. § Обработка и систематизация информации. § Разработка плана реферата. § Написание реферата. § Публичное выступление с результатами исследования. Примерная структура реферата 1. Титульный лист. 2.Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт). 3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы). 4. Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы). 5. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации). 6. Список литературы. Требования к оформлению реферата § Объем реферата может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем. § Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения. § Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. § Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата. Критерии оценки реферата • Актуальность темы исследования. • Соответствие содержания теме. • Глубина проработки материала. • Правильность и полнота использования источников. • Соответствие оформления реферата стандартам. По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.
АННОТАЦИЯ
Аннотация (от лат. annotatio — замечание) — краткая характеристика кни-ги, статьи и т. п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку. Если в реферате статья сокращается в 3 — 4 раза, а большие тексты, книги — в 10 — 20 и более раз, то аннотация — это текст из 3 — 4 предложений, иногда и меньше, независимо от объёма основного текста. Аннотация — это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, коротко передать суть книги. Аннотация имеется почти в каждой книге, она помещается на обратной стороне титульного листа или в конце издания. Строение аннотации 1. Библиографическое описание. Мертлик, Р. . Античные легенды и сказания. / Пер. с чеш. — М.: Республика, 1992. — 479с. 2. Текст аннотации. В книге известного специалиста по античной литературе собраны самые знаменитые древнегреческие мифы, веками восхищавшие людей. Именно они лежат в основе западноевропейской культуры и до сих пор вдохновляют читателей, поэтов и художников. Знакомство с ними доставит вам немало приятных минут. Рассчитана на широкий круг читателей. Основные требования к аннотации • Композиция должна быть внутренне логичной и может отличаться от композиции исходного текста. • Отбор сведений, формулировка и их расположение зависят от характера аннотации. • Язык должен отличаться лаконичностью, простотой и ясностью. • Аннотация не должна содержать отрицательной оценки аннотируемого произведения. Разновидности аннотаций • справочная (информативная); • рекомендательная (с элементами оценки); • от издательства; • от автора; • от составителя. Носов, Е.И. Где просыпается солнце? Рассказы / Переизд.; Худ. Л. Кузнецов — М.: Дет. лит., 1990. — 32с.: ил. — (Книга за книгой). Рассказы известного прозаика о жизни ребят современной деревни. Волков, Н.А. Главный экспонат. Повесть; Отчаянный рейс. Рассказ. — Л.: Дет. лит., 1971. — 64с.: ил. Каждый день случаются приключения. На Севере, на Юге, на Западе и на Востоке. Не только со взрослыми, но и с ребятами. Если говорить правду, то у ребят приключений больше, чем у взрослых, потому что ребята только начинают узнавать жизнь и всегда ищут. Тысячи приключений, больших и маленьких, серьёзных и смешных, случаются каждый день в нашей огромной стране. О двух из них вы прочитаете в этой книжке.
СРЕДСТВА И ВИДЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
В структурно-смысловом отношении принято выделять два вида связи предложений: а) цепная; б) параллельная. Цепная связь определяется тем, что каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл определенного члена пред-ложения. Средствами цепной связи могут быть следующие: а) лексический повтор; б) синоним, синонимичное выражение, перифразы; в) слова-«заместители»: · указательные, личные и притяжательные местоимения; · местоименные наречия; · союзные слова; · словесный пропуск и некоторые другие. Например: В одной стране за стеклянной горой, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес. В том лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У этой медведицы было два сына. Когда медвежата подросли, то решили пойти по свету искать счастья. Но счастья на чужой земле, вдали от матери братья не нашли и вернулись на родину. Там и прожили они счастливо до конца своих дней. (По мотивам венгерской сказки «Два жадных медвежонка») Параллельная связь определяется тем, что предложения не «цепляются» одно за другое, а являются равноправными между собой; при этом либо в них осуществляется перечисление, либо они сопоставляются либо противопоставля-ются. Основным средством реализации параллельной связи выступает синтакси-ческий параллелизм (т. е. одинаковое или сходное строение предложений), про-являющийся чаще всего в: · одинаковом порядке следования слов; · единстве видо-временных форм глаголов-сказуемых. Например:Лес поздней осенью был хорош. Выпал первый снег. Кое-где на березках еще оставался желтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала. (По Д.Н. Мамину-Сибиряку) Но бывают случаи, когда связь предложений осуществляется за счет устой-чивых смысловых отношений между некоторыми предметами, явлениями и т. п. (например, причинно-следственных). В таких случаях речь идет о логической свя-зи. Предложения типа: «Начал накрапывать дождь. Пешеходы подняли зонтики над головами», – связаны именно таким способом. Таким образом, в первую очередь выделяются виды связи в структурно-смысловом отношении (цепная и параллельная), которые имеют определенные средства реализации в тексте. В зависимости от этих средств различаются, уже во вторую очередь, следующие четыре вида связи: синтаксическая (использование союзов, синтаксического параллелизма и др.), лексико-семантическая (употреб-ление лексических повторов, синонимов, слов-«заместителей» и др.), интонацион-ная и логическая.
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
5. Выделите тезис. Притча «Богатство» «Как — то к святому старцу пришли двое праздных юношей и спросили: «Скажи нам, отче, что нам делать, чтобы разбогатеть?» Старец хитро прищурился и сказал: «Дети мои, если послушаете меня, обязательно разбогатеете. Есть в году один день, и если Бог найдет вас работающими в этот день, то разбогатеете, а если нет, будете нищими». «Открой нам этот день, отче!» — вскричали юноши. «Рад бы, дети мои, да по старости своей я забыл его, — улыбнулся в усы старец, — потому лучше вам ни дня оставаться без работы». Так и в духовной жизни, постоянно делай добрые дела, чтобы дьявол всегда находил тебя занятым». |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 310. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |