Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные требования по составлению опорных конспектов




При отборе материала следует предусматривать возможные затруднения учащихся в усвоении отдельных наиболее сложных положений, установить рациональную логическую и дидактическую структуру материала, определить вопросы, которые школьники могут рассмотреть самостоятельно, продумать способы использования средств обучения, определить содержание и формы контроля знаний и умений. Все это в той или иной степени находит отражение в опорном конспекте. Основными требованиями к составлению опорного конспекта являются: лаконичность, структурность, унификация, автономность блоков, использование привычных ассоциаций и стереотипов, непохожесть, простота.

Виды опорных конспектов

1. Лаконичность ограничивает в опорном конспекте печатных знаков, их должно быть не более 400. Под печатным знаком понимается точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте находит отражение лишь самое главное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.

2. Структурность предполагает использование приема укрупнения дидактических единиц знания. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4 – 5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.

3. Унификация, то есть использование единой символики по одному предмету. Бывает удобно ввести определенные знаки-символы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов.

4. Автономность обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, мало затрагивая другие блоки. В то же время все блоки между собой связаны логически.

5. Привычные ассоциации и стереотипы. При составление опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы. Умение студентов быстро и правильно подобрать литературу, необходимую для выполнения учебных заданий и научной работы, является залогом успешного обучения.

 

РЕФЕРАТ

 

Если в тематическом конспекте достигнуто един­ство содержания, соблюда-ется логическая и грамматиче­ская связь всех частей и выражается ваше собствен-ное мнение по затрагиваемым вопросам, то он становится рефератом или докла-дом.

Реферат очень близок к конспекту. Это тоже крат­кое изложение текста, но не расчленённое, как это допускается в конспекте, а целостное, последо­вательное. Это новый связный текст, только более краткий, чем основной, составленный на основе одного или нескольких текстов с соблюдением всех требований, предъявляемых к связному высказыванию, и по своему содержанию полностью соответствующий ему.

Реферат (от лат. —сообщаю) — краткое изложение в пись­менном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.

Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различ­ные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит про­блемно-тематический характер. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявитьи студент.

Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы порабо­тить, более глубоко ее изучить.

Этапы работы над рефератом

§ Формулирование темы (причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, инте­ресной по содержанию).  

§ Подбор и изучение основных источников по теме (как пра­вило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников).

§ Составление библиографии.

§ Обработка и систематизация информации.

§ Разработка плана реферата.

§ Написание реферата.

§ Публичное выступление с результатами исследования.

Примерная структура реферата

1. Титульный лист.

2.Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунк­тов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосно­вывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика исполь­зуемой литературы).

4. Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая от­дельную проблему или одну из ее сторон, логически является продол­жением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).

5. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).

6. Список литературы.

Требования к оформлению реферата

§ Объем реферата может колебаться в пределах 5-15 печатных стра­ниц; все приложения к работе не входят в ее объем.

§ Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культу­ры изложения.

§ Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.   

§ Должна быть соблюдена последовательность написания библио­графического аппарата.

Критерии оценки реферата

• Актуальность темы исследования.

• Соответствие содержания теме.

• Глубина проработки материала.

• Правильность и полнота использования источников.

• Соответствие оформления реферата стандартам.

По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использо­ваться как зачетные работы по пройденным темам.

 

АННОТАЦИЯ

 

Аннотация (от лат. annotatio — замечание) — краткая характеристика кни-ги, статьи и т. п., излага­ющая их содержание (обычно в виде перечня главней­ших вопросов) и дающая иногда их оценку.

Если в реферате статья сокращается в 3 — 4 раза, а большие тексты,     книги — в 10 — 20 и более раз, то аннотация — это текст из 3 — 4 предложений, иногда и меньше, независимо от объёма основного текста. Ан­нотация — это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, коротко передать суть книги.

Аннотация имеется почти в каждой книге, она поме­щается на обратной стороне титульного листа или в конце издания.

Строение аннотации

1. Библиографическое описание.

Мертлик, Р.                                                                             .

Античные легенды и сказания. / Пер. с чеш. М.: Республика, 1992. 479с.

2. Текст аннотации.

В книге известного специалиста по античной литературе собраны самые знаменитые древнегреческие мифы, веками восхищавшие лю­дей. Именно они лежат в основе западноевропейской культуры и до сих пор вдохновляют читателей, поэтов и художников. Знакомство с ними доставит вам немало приятных минут.

Рассчитана на широкий круг читателей.

Основные требования к аннотации

Композиция должна быть внутренне логичной и может от­личаться от композиции исходного текста.

• Отбор сведений, формулировка и их расположение зависят от характера аннотации.

• Язык должен отличаться лаконичностью, простотой и яс­ностью.                                                  

• Аннотация не должна содержать отрицательной оценки аннотируемого произведения.

Разновидности аннотаций    

• справочная (информативная);

• рекомендательная (с элементами оценки);

• от издательства;

• от автора;

• от составителя.

Носов, Е.И.

Где просыпается солнце? Рассказы / Переизд.; Худ. Л. Кузнецов — М.: Дет. лит., 1990. — 32с.: ил. — (Книга за книгой).

Рассказы известного прозаика о жизни ребят современной де­ревни.

Волков, Н.А.

Главный экспонат. Повесть; Отчаянный рейс. Рассказ. — Л.: Дет. лит., 1971. — 64с.: ил.

Каждый день случаются приключения. На Севере, на Юге, на Запа­де и на Востоке. Не только со взрослыми, но и с ребятами. Если гово­рить правду, то у ребят приключений больше, чем у взрослых, потому что ребята только начинают узнавать жизнь и всегда ищут.

Тысячи приключений, больших и маленьких, серьёзных и смеш­ных, случаются каждый день в нашей огромной стране. О двух из них вы прочитаете в этой книжке.

 

СРЕДСТВА И ВИДЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

 

В структурно-смысловом отношении принято выделять два вида связи предложений:

а) цепная;

б) параллельная.

Цепная связь определяется тем, что каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл определенного члена пред-ложения.

Средствами цепной связи могут быть следующие:

а) лексический повтор;

б) синоним, синонимичное выражение, перифразы;

в) слова-«заместители»:

· указательные, личные и притяжательные местоимения;

· местоименные наречия;

· союзные слова;

· словесный пропуск и некоторые другие.

    Например: В одной стране за стеклянной горой, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес. В том лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У этой медведицы было два сына.

Когда медвежата подросли, то решили пойти по свету искать счастья.

Но счастья на чужой земле, вдали от матери братья не нашли и вернулись на родину. Там и прожили они счастливо до конца своих дней.

(По мотивам венгерской сказки «Два жадных медвежонка»)

Параллельная связь определяется тем, что предложения не «цепляются» одно за другое, а являются равноправными между собой; при этом либо в них осуществляется перечисление, либо они сопоставляются либо противопоставля-ются.

Основным средством реализации параллельной связи выступает синтакси-ческий параллелизм (т. е. одинаковое или сходное строение предложений), про-являющийся чаще всего в:

· одинаковом порядке следования слов;

· единстве видо-временных форм глаголов-сказуемых.

Например:Лес поздней осенью был хорош. Выпал первый снег. Кое-где на березках еще оставался желтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала.

(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)

Но бывают случаи, когда связь предложений осуществляется за счет устой-чивых смысловых отношений между некоторыми предметами, явлениями и т. п. (например, причинно-следственных). В таких случаях речь идет о логической свя-зи. Предложения типа: «Начал накрапывать дождь. Пешеходы подняли зонтики над головами», – связаны именно таким способом.

Таким образом, в первую очередь выделяются виды связи в структурно-смысловом отношении (цепная и параллельная), которые имеют определенные средства реализации в тексте. В зависимости от этих средств различаются, уже во вторую очередь, следующие четыре вида связи: синтаксическая (использование союзов, синтаксического параллелизма и др.), лексико-семантическая (употреб-ление лексических повторов, синонимов, слов-«заместителей» и др.), интонацион-ная и логическая.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

 

5.    Выделите тезис.

Притча «Богатство»

«Как — то к святому старцу пришли двое праздных юношей и спросили: «Скажи нам, отче, что нам делать, чтобы разбогатеть?»

Старец хитро прищурился и сказал: «Дети мои, если послушаете меня, обязательно разбогатеете. Есть в году один день, и если Бог найдет вас работающими в этот день, то разбогатеете, а если нет, будете нищими».

«Открой нам этот день, отче!» — вскричали юноши. «Рад бы, дети мои, да по старости своей я забыл его, — улыбнулся в усы старец, — потому лучше вам ни дня оставаться без работы».

Так и в духовной жизни, постоянно делай добрые дела, чтобы дьявол всегда находил тебя занятым».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 310.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...