Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Информатика как единство науки и технологии




Виды планов по структуре

Простой план – это выделение и наименование основных частей первоисточника.

Сложный план – выделение основных частей текста, которые в свою очередь делятся на ряд дополнительных.Сложный план полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.

Как составлять простой план Как составлять сложный план
1) Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал). 2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль. 3) Озаглавьте части, подбирая заголовки. 4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане. 5) Запишите план. 1) Внимательно прочитайте изучаемый материал. 2) Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). 3) Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана). 4) Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Запомните! План должен соответствовать теме текста и основной мысли.

К недостаткам плана относится то, что он говорит лишь, о чем сказано в источнике, но не дает сведений о том, что и как сказано, т.е. не передает фактического содержания, а лишь скупо упоминает о нем, о схеме его расположения. Планом можно пользоваться, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст или воспроизвести в памяти слабо запоминающийся текст, вскоре после составления плана. Лишь в этих случаях не потребуется вновь обращаться к источнику. Когда же план как форма записи не может выполнить этих задач, на помощь приходят другие виды записей: выписки, тезисы и конспекты.

Примеры составления различных видов плана на основе текстов

Информатика как единство науки и технологии

Важная особенность информатики – широчайшие возможности применения, охватывающие почти все виды человеческой деятельности: производство, управление, науку, образование, проектные разработки, торговлю, финансовую сферу, медицину, криминалистику, охрану окружающей среды и др. И, может быть, главное из них – совершенствование социального управления на основе новых информационных технологий.

Как наука, информатика изучает общие закономерности, свойственные информационным процессам. Когда разрабатываются новые носители информации, каналы связи, приемы кодирования, визуального отображения информации и многое другое, конкретная природа этой информации почти не имеет значения. Для разработчика системы управления базами данных (СУБД) важны общие принципы организации и эффективность поиска данных, а не то, какие конкретно данные будут затем заложены в базу многочисленными пользователями. Эти общие закономерности есть предмет информатики как науки.

Объектом приложений информатики являются самые различные науки и области практической деятельности. Многообразные информационные технологии, имея общие черты, в то же время существенно различаются между собой.

Перечислим реализации информационных технологий, используя, ставшие традиционными, сокращения.

АСУ – автоматизированные системы управления - комплекс технических и программных средств, которые во взаимодействии с человеком организуют управление объектами в производстве или общественной сфере. Например, в образовании используются системы АСУ-ВУЗ.

АСУТП – автоматизированные системы управления технологическими процессами. Например, такая система управляет работой станка с числовым программным управлением (ЧПУ), процессом запуска космического аппарата и т.д.

АСНИ – автоматизированная система научных исследований - программно-аппаратный комплекс, в котором научные приборы сопряжены с компьютером, вводят в него данные измерений автоматически, а компьютер производит обработку этих данных и представление их в наиболее удобной для исследователя форме.

АОС – автоматизированная обучающая система. Есть системы, помогающие обучающим осваивать новый материал, производящие контроль знаний, помогающие преподавателям готовить учебные материалы и т.д.

САПР – система автоматизированного проектирования – программно-аппаратный комплекс, который во взаимодействии с человеком (конструктором, инженером-проектировщиком, архитектором и т.д.) позволяет максимально эффективно проектировать механизмы, здания, узлы сложных агрегатов и др.

Спектр применения информационных технологий чрезвычайно широк и в будущем он будет только расширяться.

 

Назывной план Вопросный план Тезисный план

ПРОСТОЙ ПЛАН

1. Возможности применения информатики. 2. Общие закономерности информатики. 3. Классификацияреализаций информационных технологий. 4. Будущее информационных технологий.   1. Каковы возможности применения информатики? 2. Что важно для СУБД? 3. Как классифицируются реализации информационных технологий? 4. Каково будущее информационных технологий?   1. Информатика применяется почти во всех видах деятельности человека. 2. Важными для СУБД являются общие принципы организации и эффективность поиска данных. 3. Выделяют пять видов реализаций информационных технологий. 4. Спектр применения информационных технологий в будущем расширится.  
Назывной план Вопросный план Тезисный план

СЛОЖНЫЙ ПЛАН

1. Возможности применения информатики. 2. Общие закономерности информатики. 3. Классификацияреализации информационных технологий. 3.1. Автоматизированные системы управления. 3.2. Автоматизированные системы управления технологическими процессами. 3.3. Автоматизированная система научных исследований. 3.4. Автоматизированная обучающая система. 3.5. Система автоматизированного проектирования. 4. Будущее информационных технологий.   1. Каковы возможности применения информатики? 2. Что важно для СУБД? 3. Как классифицируются реализации информационных технологий? 3.1. Что такое АСУ? 3.2. Что такое АСУТП? 3.3. Что такое АСНИ? 3.4. Что такое АОС? 3.5. Что такое САПР? 4.Каково будущее информационных технологий?   1. Информатика применяется почти во всех видах деятельности человека. 2. Важными для СУБД являются общие принципы организации и эффективность поиска данных. 3. Выделяют пять видов реализаций информационных технологий. 3.1. АСУ – комплекс программных средств, помогающих в производстве. 3.2. АСУТП управляет техническими процессами. 3.3. АСНИ управляет приборами. 3.4. АОС помогает в обучении. 3.5. САПР – программно-аппаратный комплекс, позволяющий проектировать здания, механизмы. 4.Спектр применения информационных технологий в будущем расширится.

 

План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.
    Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.
    Введение – это формулирование проблемы исследования, изложение необ-ходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.
    Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основ-ных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем – новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследо-вания.
    Заключение (выводы) – это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.
    План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.

 

ОШИБКИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПЛАНА

 

При его составлении обычно допускают следующие ошибки:

· несоответствие плана теме;

· пункты требуют более детальной проработки (каждый из них должен быть раскрыт в подпунктах);

· пункты взаимоисключают друг друга;

· пункты не пропорциональны (один из пунктов плана раскрыт широко, а другой — нет, хотя он также требует конкретизации);

· нарушена логика (последовательность) в порядке следования пунктов плана;

· отсутствуют такие части плана, как вступление и заключение.

 

ТЕЗИСЫ

 

Тезисы — это кратко сформулированные основные положения статьи, книги, доклада; это выводы, обобще­ния, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке.

По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора. Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору. В тезисах логично и кратко излагается данная тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.

Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяется:

· преамбула,

· основное тезисное положение,

· заключительный тезис.

Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически.

Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами:

· использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых);

· с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы - внутренние причины);

· использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения).

Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости.

В зависимости от стиля изложения существует два типа тезисов:

· тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание;

· тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации.

Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:

Известно, что…

Следует отметить, что…

Однако…

При этом важно, что…

Предполагается, что…

Специалисты ставят своей задачей…

Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:

Ставит вопрос…

Считает…

Сравнивает…

Приводит пример…

Перечисляет…

Характеризует…

Подчеркивает…

Тезисы являются одним из наиболее устойчивых с точки зрения нормативности жанров научного стиля. Поэтому нарушение чистоты, жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы. Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. Подобное смешение свидетельствует об отсутствии научно-речевой культуры у автора. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей.






Приведем пример тезисов.

1. Любой текст – это языковое выражение замысла автора.

2. Алгоритм чтения определяет последовательность умственной деятельности при восприятии основных фрагментов текста.

3. Психологическая установка – это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию.

4. При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма.

5. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.

 

ВЫПИСКИ

 

При работе с текстом нередко делаются выпи­ски — дословная, докумен-тально точная запись частей текста.

Необходимость в выписках возникает в тех случаях, когда интересующему нас вопросу посвящено не всё про­изведение, а лишь какая-то часть, отдельные фрагменты или когда мы знакомимся с несколькими текстами по данному вопросу. Выписки из текстов применяются при работе с любой книгой, статьёй для подготовки доклада, реферата, сочинения.

Выписки необходимо делать точные, заключая в кавычки подлинные сло-ва автора, т. е. оформляя их как цитаты и указывая (лучше в скобках) название произ­ведения, главу, часть, параграф, страницу.

При чтении интересующих книг делайте выпи­ски, постепенно накапливая и распределяя их по темам, при необходимости используйте их.

Классификация выписок:

А.

1) выписки из чужих книг/статей;

2) наши собственный материалы (дневники, записные книжки и т.д.).

Выписки при работе с книгой следует делать лишь после того, как книга прочитана полностью, т.е. при повторном беглом чтении. Однако пришедшие в голову удачные формулировки записывайте сразу. Целесообразнее пользоваться для этой цели вкладными листками: на них и делаются все нужные пометки и записи.

Выписки могут иметь две формы: тетрадную и карточную.

Карточная система выписок очень удобна для работы. Каждая выписка делается на отдельной карточке или на отдельном листке бумаги одинакового формата. Есть разные способы составления таких выписок. Проще всего – и для целей самообразования вполне достаточен – такой способ.

Слева (или справа) оставляется поле для дальнейших пометок. Над выпиской – тема ее. Например, «Капитал, определение его», «Ощущение, сущность его» и т. п. Под выпиской – фaмилия автора, название книги, какое издание книги, год и № страницы, из которой взята цитата.

С карточками очень удобно иметь дело. Их легко подобрать по темам, в любой момент легко вставить новую карточку, перетасовать, если нужно, по фамилиям авторов и т. д. Хранить можно в коробках, конвертах – как кому удобнее. Требуется только одно: аккуратность. По использовании их надо сейчас же ставить на место, не разбрасывать и т. д. Потерянную карточку часто не восстановишь. Кто за собой не замечает особой аккуратности, тому можно посоветовать прибегнуть к менее удобному, но более безопасному способу выписок – в тетрадях. Берется толстая тетрадь, делаются в ней поля. нумеруются страницы н на них делаются выписки. Число, месяц, год – пишутся в начале каждой выписки или выдержки. На полях – тема ее. Под выпиской – название автора, сочинения и т. д.

Для того, чтобы удобно было пользоваться такой тетрадью и легко находить нужные выписки, делают в особой тетрадке алфавитный указатель тем. Делая какую-нибудь выписку, в то же время отмечают в указателе тему ее, номер тетради и страницу. Например, сделав выписку на тему: «Капитал», отмечают в указателе, под буквою К: Капитал, определение К. I. 43. II, 27. Это значит – первая тетрадь, С. 43; вторая тетрадь, С. 27, и т. д.

Б.

   1) дословные выписки (цитаты);

2) свободные выписки (мысли автора читатель излагает самостоятельно);

3) выписки без выписывания.

Большие объемы текста, которые трудно цитировать в полном объеме, надо стараться, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами. Яркие и важнейшие места из классических произведений лучше всегда приводить дословно. Записывая цитаты, нужно заключать их в кавычки. Всегда полезно давать ссылки на источники, например, на страницу книги (а также название книги, какое издание книги, год и № страницы).

   К выпискам без выписывания относятся вырезки из журналов, т.е. материал на будущее.

Пример: большинство женщин вырезают рецепты из различных журналов и годами их хранят.

 

 

КОНСПЕКТ, ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНСПЕКТ

 

Конспект– это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различают четыре типа конспектов:

План-конспект– это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.

Текстовый конспект– это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.

Свободный конспект– это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.

Тематический конспект– составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

Составляя тематический конспект, придерживайтесь следующего плана:

1. Подберите литературу по теме. Изучите тот ис­точник, где тема изложена наиболее полно и на совре­менном уровне.

2. Составьте подробный план этого источника с ука­занием нужных страниц.

3. Изучите другие источники и наметьте материал, дополняющий пункты уже составленного плана. Если же в другом источнике тема раскрывается с иной стороны, добавьте соответствующий пункт плана.

4. Проанализировав всю литературу, собранную по теме, постройте оконча-тельный план, который объеди­няет материалы разных источников. По нему и пи-шите тематический конспект.

Конспект полностью определяется содержанием реферируемого источника и не предполагает субъективной оценки.

Структура конспекта:

1.Вступление (излагаются исходные данные реферируемого текста: название, выходные данные, сведения об авторе).

2.Основная часть (содержание реферируемого текста, основные мысли и тезисы).

3.Заключение (формулируются выводы, к которым приходит автор анализируемого текста).

Этапы работы над конспектом:

1. Ознакомительный (ориентирующий) этап предполагает беглое чтение, в процессе которого внимание акцентируется на заглавии, введении, оглавлении, выводах, резюме, ключевых словах и др. деталях, отражающих основную мысль текста.

2. Изучающий этап предполагает внимательное чтение текста, его осмысление, выделение смысловых блоков.

3. Резюмирующий этап заключается в письменном изложении главных мыслей, которые автор содержательно раскрывает. Это изложение должно быть кратким и лаконичным. Изученный материал последовательно и кратко излагается своими словами или в виде цитат. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания). Составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.

Правила конспектирования:

1. Чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

2. Используйте реферативный способ изложения, т.е. стандартный, клишированный стиль с использованием типологизированных речевых оборотов: «автор считает...(раскрывает)...», «важное значение имеет», «уделяется особое внимание», «поднимается вопрос», «делает следующие выводы», «исследуемая проблема», «освещаемый вопрос» и т. п. К языковым и стилистическим особенностям относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише. Им, как правило, присущи неопределённо-личные предложения, отвлечённые существительные, специфичные и научные термины, свойственные исследуемой проблеме, деепричастные и причастные обороты.

3. Конспектируя, оставляйте место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.

4. Записывайте содержание конспекта своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.

5. Применяйте определенную систему сокращений, условных обозначений.

6. Соблюдайте правила цитирования – цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

Критерии оценки конспекта:

1. Соответствие содержания теме.

2. Правильная структурированность информации.

3. Наличие логической связи изложенной информации.

4. Соответствие оформления требованиям.

5. Аккуратность и грамотность изложения.

Опорный конспект – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами.

Рекомендации по составлению опорных конспектов

Опорные конспекты – это особый вид графической наглядности, представляющий собой схематическое изображение, которое отражает основные единицы содержания учебного материала. Это схематично развернутый, лаконично и четко изложенный базовый план занятия, который включает основные схемы, рисунки, определения, названия, фамилии, даты причинно-следственные связи, заключения и выводы по изучаемой теме.

Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др.

Цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) – опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объемом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытывают трудности при ее запоминании.

Задачи опорного конспекта:

1) самостоятельно приобретать необходимые знания и умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

2) самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;

3) быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

4) грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем).

Для составления опорного конспекта студент должен следовать следующим этапам:

- изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;

- установить логическую связь между элементами темы;

- представить характеристику элементов в краткой форме;

- выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;

- оформить работу и предоставить в установленный срок.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...