Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Корреляция как инструмент описательного подхода
Является ли просмотр телепередач, в которых демонстрируется насилие, причиной повышения агрессивности детей? Действительно, это может быть правдой, хотя механизмы такого воздействия исследователи до сих пор пытаются раскрыть при помощи экспериментального метода, описание которого предлагается в следующих главах. До того как началось экспериментальное исследование детской агрессивности, часто проводились тесты на выявление возможных взаимосвязей между демонстрацией насилия по телевидению и агрессивностью детей, подобные следующему. Определяется количество часов, которые выбранные для исследования дети проводят у телевизора за просмотром передач, включающих сцены насилия. Затем производится второе измерение, направленное на определение степени агрессивности этих детей (возможно, посредством опросника, заполняемого родителями или учителями). Наконец, сравниваются две полученные величины Если дети, которые видят много насилия по телевизору, более агрессивны, и если дети, которые видят мало насилия по телевизору, менее агрессивны, это 44 Часть I. Начало Поскольку традиционные бихевиористы сводят психику человека к различным формам поведения, они изучают реакции индивидов на окружающие условия, а не то, что они думают или чувствуют по поводу этих реакций (см. главу 2) означает, что между двумя полученными величинами существует взаимосвязь некоторого типа. Статистической техникой, используемой исследователями для оценки подобного рода взаимосвязей, является корреляция.Она представляет собой число, попадающее в промежуток от 0 до +1.00 или от 0 до -1.00. В первом случае мы имеем дело с положительной корреляцией.В нашем примере по мере повышения значения одной переменной (просмотр насилия по телевизору) значение второй переменной (агрессивность) также повышается. То есть эти две переменные «изменяются» в одном направлении: дети, тратящие больше времени на просмотр насилия по телевизору, являются также более агрессивными по результатам опросника, и наоборот. Для иллюстрации понятия отрицательной корреляциипредположим, что мы обнаружили, будто дети, которые видят больше насилия по телевидению, оказываются менее агрессивными. Такой результат можно было бы предсказать на основании положения, что просмотр насилия может являться социально приемлемым способом дать выход агрессивным импульсам, которые иначе могли бы выплескиваться в реальности (см. «Мнения и факты» в главе 2). В таком случае большее время, проведенное у телеэкрана, показывающего сцены насилия, было бы связано с низкими баллами по шкале агрессивности, а меньшее количество такого времяпрепровождения было бы связано с высокими баллами по шкале агрессивности. Другими словами, величины являлись бы обратно пропорциональными друг другу: по мере увеличения одной из них уменьшается другая, и наоборот. Они изменяются в противоположных направлениях, давая, таким образом, отрицательное значение корреляции. В качестве точек отсчета значения корреляции от 0 до 0,20 или от 0 до -0,20 рассматриваются как слабые, или несущественные; положительные или отрицательные значения корреляции около 0,20 и 0,60 считаются умеренными; значения корреляций, превышающие (+, -) 0,60, являются сильными. Важно постоянно помнить, что наличие корреляции абсолютно ничего не говорит нам о причинности, о том, что является причиной, а что следствием. Хотя огромное количество полученных экспериментальных данных послужили демонстрацией того, что просмотр насилия по телевизору делает детей более агрессивными, мы не могли бы утверждать это лишь на основании позитивной корреля- Глава 1. Перспективы и методы исследования 45 . Анализ индивидуальных случаев, систематическое наблюдение и опросы не могут предоставить решающей информации о причинах и следствиях изучаемых явлений. . В психологическом тестировании под надежностью понимают способность теста измерять то, для измерения чего он разработан. « Долговременные исследования методом поперечных срезов в высокой степени подвержены ошибкам вследствие эффектов когорты. . Корреляция со значением -0,50 слабее, чем корреляция со значением +0,50. Вопрос для размышленияКаковы преимущества и ограничения техник анализа отдельных случаев, основанных на наблюдении и опросах? ции. Все корреляции говорят нам о существовании некоей взаимосвязи, и ни о чем больше. На основании полученных данных можно предположить, что просмотр насилия по телевизору повышает уровень агрессивности. Но может оказаться истиной и обратная связь. Возможно, дети, от природы более агрессивные, предпочитают смотреть передачи, содержащие насилие. В таких случаях агрессивность побуждает детей смотреть насилие по телевизору. Также существуют и другие возможности. Может быть, более агрессивные дети являются таковыми, потому что их родители склонны к насилию и жестоко их наказывают (что обычно повышает агрессивность детей) или родители сами выбирают телепередачи, содержащие насилие, для семейного просмотра. Обобщая сказанное, важно отметить, что хотя корреляция и не указывает на то, что является причиной, а что следствием, при корректном применении и интерпретации она является прекрасным инструментом исследования. Изучение развития человека: экспериментальные подходы В предыдущем разделе была высказана мысль о том, что только эксперименты могут предоставить заслуживающую доверия информацию о причинно-следственных связях. В данном разделе мы рассмотрим, из чего же состоит проведение эксперимента. Поиск причины и следствия Людям всегда было любопытно знать устройство и принципы работы вещей. Несомненно, первые люди манипулировали с предметами, поворачивая их во все стороны, совершая над ними различные действия. Построил плот из камней — он тонет. Построил плот из веток и прутьев — он плывет. Однако стоит волне накрыть плот, и он все равно тонет. Напугал антилопу — она убегает. Подкрался к антилопе и бросил копье определенным способом — она уже не убегает далеко. 1 акие простые тесты, часто вызванные необходимостью сохранения жизни, были одними из первых экспериментов. 46 Часть I. Начало Различного рода эксперименты (психологические и др.) в области развития ведутся в двух направлениях. К первому относится концентрация внимания на индивиде. Здесь изучается и оценивается поведение одного человека. В другом случае интерес исследователей направлен на группы людей. Оценка производится посредством усреднения полученных показателей. Термин экспериментальный методможет трактоваться очень широко и обозначает все те многие ситуации и действия, необходимые для проведения задуманных экспериментов, в зависимости от выбранного подхода. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 359. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |