Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Влияние на развитие человека понятий о структуре и роли семьи
Представления о размере, структуре и функциях семьи значительно изменились с годами. Не меньше изменились роли членов семьи и предъявляемые к ним ожидания. Эти роли помогают формировать развитие индивида. Например, до 20-х годов XX века многие американские семьи (и семьи по всему миру) были большими и обычно включали членов трех и более поколений. Дедушки и бабушки, родители и дети зачастую жили под одной крышей и занимались одной и той же работой, — такое семейное устройство до сих пор преобладает во многих областях нашей планеты. Предполагалось, что дети, когда становились взрослыми, Глава 1. Перспективы и методы исследования 33 должны были поселяться неподалеку, потому что их родителям требовалась помощь в поддержании семейной фермы, магазина, торгового предприятия или производства. Родители имели много детей не только для того, чтобы обеспечить семье больше рабочих рук, но и из-за высокого уровня смертности, обусловленного, главным образом, инфекционными болезнями, лекарств от которых в то время не существовало. Как уже отмечалось, сегодня в США и других индустриальных странах многие дети остаются финансово зависимыми от своих родителей вплоть до 30 лет. К тому же необходимость больших материальных затрат на воспитание детей до достижения ими зрелости, повсеместное использование средств контрацепции и растущее число работающих женщин привели к уменьшению размера семей. В свою очередь, расширяются инвестиции, которые родители вкладывают в своих детей. Для иллюстрации этого факта в табл. 1.4 приводятся процентные показатели изменения с 1960 по 1995 год количества молодых людей периода ранней взрослости, которые проживают в родительском доме или в студенческих городках колледжей. Таблица 1.4 Молодые люди периода ранней взрослости, проживающие в родительском доме или в студенческих городках, США, 1960-1995 годы
Установки, ценности и ожидания детей связаны с тем, какое воспитание они получили. Даже в рамках одной и той же культуры различные семьи могут использовать очень разные подходы. Например, методы воспитания детей в семьях, где оба родителя являются источниками семейного дохода, очевидно подвержены влиянию их социального окружения, их убеждений и ценностей (Jordanova, 1989). Если мать в многодетной семье работает, забота о младших детях часто ложится на плечи старших. Дети в таких семьях могут приобретать социальные роли, ценности и умения в большей мере от сиблингов (братьев и сестер), нежели от родителей. В идеале старшие дети научаются заботливому, ответственному поведению. У младших детей появляется сильная привязанность к своим братьям и сестрам и чувство уверенности при общении со сверстниками. Семейные связи 34 Часть I. Начало Контрольные вопросы к теме «Историческое и современное видение развития человека» • Ученые соглашаются, что в Средние века к детям относились как к «взрослым в миниатюре». • В США главным образом индивидуалистская культура, а в Японии - коллективистская. • Подростковый и юношеский возраст, как ярко выраженный и продолжительный период, не существовал до начала индустриализации. • Ив рамках одной культуры, и в различных культурах большинство взрослых выходят на пенсию в возрасте 60-65 лет. • В индустриальных странах «образцовая» семья является нормой. Вопрос для размышленияЕсли бы вы жили в Соединенных Штатах, вы бы предпочли родиться в наши дни или 100 лет назад? Почему? и привязанности обычно в таком случае усиливаются. Социальные историки XX века заключили, что маленькая, связанная тесными узами «образцовая» семья, где мать присматривает за домом, отец работает и в которой, в среднем, есть 2,5 ребенка — это скорее миф, чем реальность. Это не норма. Если это и было нормой в индустриальных странах, то лишь в течение короткого периода в 50-е годы XX века (Coontz, 2000). Можно сделать вывод, что семьи вырабатывают свою собственную идентичность и модели воспитания детей в результате взаимодействия исторического контекста, в котором они находятся, формирующих их культурных контекстов и меняющихся стадий развития их членов. Форма и функции семьи обусловлены социокультурными требованиями. Изменение требований приводит к трансформации семьи, позволяющей адаптироваться ей к новым условиям. Изучение развития человека: описательные подходы Обнаружение достоверных, выдерживающих проверку фактов развития человека — очень сложный процесс. Каковы различия между свидетельствами нашего личного опыта и данными исследователей? В какой момент исследователь прекращает дальнейший поиск информации? И неискушенный наблюдатель, и исследователь должны решить, какие сведения являются надежными, какое количество данных, собранных в поддержку некоего вывода, следует считать достаточным. Личный опыт может оказаться полезным и важным, но прежде, чем другие люди смогут поверить ему, его необходимо подвергнуть систематической проверке. В сфере социальных наук мы редко доказываем что-либо с абсолютной достоверностью. Тем не менее, если многие исследователи собирают похожие данные и приходят к одинаковым выводам, мы можем быть уверены, что эти выводы точны. Остаток этой главы мы посвятим обсуждению подходов, используемых исследователями при изучении развития человека. Сначала мы рассмотрим методы, Глава 1. Перспективы и методы исследования 35 основанные главным образом на наблюдении и описании поведения. Затем мы проанализируем суть экспериментальных подходов, выходящих за пределы описаний, с помощью которых пытаются определить, что в развитии и поведении является причиной, а что следствием. И в тех и в других подходах важно уметь задавать четко сформулированные вопросы, проводить тщательные, систематические и объективные наблюдения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 420. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |