Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Часть III. Подростковый возраст




Grace J. Craig, Don Baucum

HUMAN DEVELOPMENT

Ninth Edition

Prentice Hall

Грэйс Крайг, Дон Бокум

ПСИХОЛОГИЯ

РАЗВИТИЯ

Е издание

 


 

 

Научный редактор перевода на русский язык

кандидат психологических наук,

доцент Т. В. Прохоренко

Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на Дону ■ Екатеринбург ■ Самара - Новосибирск

Киев ■ Харьков ■ Минск

2005

ББК 88.3я7

УДК 159.9.922(075)

К78

Крайг Г., Бокум Д.

К78 Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

ISBN 5-94723-187-5

 

Данное издание представляет собой одно из наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его несомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех этапов человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, собственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важнейшая особенность данного учебника — целостный подход к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических, что позволяет реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждой из его стадий и выявить основные закономерности становления человека как индивида, личности и субъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью.

По широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации предлагаемое издание является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам, и научным сотрудникам.

Права на издание получены по соглашению с Prentice Hall, Inc. Upper Sadie River, New Jersey 07458. Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ББК 88.3я7 УДК 159.9.922(075)

© Prentice Hall 2002, 1999, 1996, 1992, 1989, 1986,1983, 1980, 1976 by Pearson Education, Inc. ISBN 0-13-033441-3 (англ.)                            © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2004

ISBN 5-94723-187-5                          © Издание на русском языке, оформление

ЗАО Издательский дом «Питер», 2005

 

 

Краткое оглавление

Предисловие к русскому изданию ....................................10

Предисловие ...................................................... 12

Часть I. Начало

Глава 1. Перспективы и методы исследования..........................16

Глава 2. Подходы к пониманию развития человека......................60

Глава 3. Наследственность и среда ..................................103

Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка ...................157

Часть II. Детство

Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое

развитие .....•.................................................214

Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие .... 274

Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие.....318

Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве...................363

Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве..........413

Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве.................457

Часть III. Подростковый возраст

Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте . . . 492 Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте . 522

Часть IV. Взрослость

Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие........560

Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости...............601

Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости......646

Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости..............682

Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие.........719

1лава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие.....759

Глава 19. Смерть и умирание .......................................793

Глоссарий ....................................................... 819

Список литературы................................................846

Алфавитный указатель.............................................928

Оглавление

Предисловие к русскому изданию ....................................10

Предисловие ...................................................... 12

Часть I. Начало

Глава 1. Перспективы и методы исследования.....................16

Предварительный обзор ..........................................16

Ключевые проблемы изучения развития человека ....................18

Историческое и современное видение развития человека ..............24

Изучение развития человека: описательные подходы..................34

Изучение развития человека: экспериментальные подходы.............45

Этика научного исследования .....................................51

Краткое содержание главы........................................57

Глава 2. Подходы к пониманию развития человека..................60

Предварительный обзор ..........................................60

Дополнительные вопросы о развитии...............................62

Психодинамические подходы......................................63

Бихевиоризм и теории научения...................................74

Когнитивные подходы............................................82

Биологические подходы ..........................................88

Системные подходы..............................................94

Теории в ретроспективе ..........................................99

Краткое содержание главы........................................99

Глава 3. Наследственность и среда.............................103

Предварительный обзор .........................................103

Молекулярная генетика .........................................104

Гены, хромосомы и деление клеток................................112

Генетические и хромосомные нарушения...........................118

Новые направления генетических исследований и методов лечения .... 127

Генетика поведения.............................................130

Влияния среды и различных контекстов ...........................134

Процессы, происходящие в рамках микросистемы ...................135

Процессы, выходящие за рамки микросистемы......................143

Краткое содержание главы.......................................153

Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка ...............157

Предварительный обзор .........................................157

Пренатальный рост и развитие ...................................159

Влияние среды на пренатальное развитие ..........................169

Роды .........................................................186

Оглавление 7

Недоношенные младенцы и младенцы, относящиеся к группе риска .... 199

Развивающаяся семья ...........................................203

Краткое содержание главы.......................................209

Часть II. Детство

Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое

Развитие .............................................. 214

Предварительный обзор .........................................214

Новорожденные................................................215

Физическое и моторное развитие .................................222

Сенсорное и перцептивное развитие...............................236

Когнитивное развитие...........................................246

Развитие речи..................................................257

Краткое содержание главы.......................................270

Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие . . 274

Предварительный обзор .........................................274

Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве...............276

Паттерны ранних отношений.....................................284

Отцы, братья, сестры и семейная система ..........................296

Развитие личности на втором году жизни ..........................300

Занятость родителей............................................308

Краткое содержание главы.......................................315

Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие . . 318

Предварительный обзор .........................................318

Физическое развитие............................................320

Развитие двигательных навыков..................................326

Когнитивное развитие...........................................331

Память и когнитивное развитие ..................................341

Развитие речи и культура........................................345

Игра и научение................................................354

Краткое содержание главы.......................................360

Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве...............363

Предварительный обзор .........................................363

Проблемы развития и техники совладания .........................365

Агрессия и просоциальное поведение..............................376

Сверстники, игра и развитие социальных навыков...................384

Понимание себя и других........................................388

Семейная динамика.............................................396

Краткое содержание главы.......................................410

Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве.......413

Предварительный обзор .........................................413

Физическое и моторное развитие .................................414

Когнитивное развитие...........................................422

Оценка интеллекта и достижений.................................431

Научение и мышление в процессе школьного обучения...............441

Оглавление

Нарушения и расстройства развития ..............................448

Краткое содержание главы.......................................453

Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве .............457

Предварительный обзор .........................................457

Развитие личности в расширяющемся социальном мире..............458

Социальное знание и моральное сознание ..........................461

Продолжающееся влияние семьи..................................468

Отношения со сверстниками и социальная компетентность ...........478

Краткое содержание главы.......................................488

Часть III. Подростковый возраст










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 531.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...