Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общественное здоровье и здравоохранение как наука. Понятие о социальных болезнях.




ОЗЗ– это наука о стратегии и тактике здравоохранения, т.к на основе исследования общественного здоровья разрабатывает организационные, медико-социальные предложения, направленные на подъем уровня общественного здоровья и качества медицинской помощи.

Назначение предмета: изучение оздоравливающего, а также неблагоприятного влияния соц факторов и условий на здоровье населения и его групп и выработка научно обоснованных рекомендаций по устранению и предупреждению вредного для здоровья людей влияния соц условий и факторов в интересах охраны и повышения уровня общественного здоровья.

Предмет науки – состояние общественного здоровья населения и способы его сохранения.

Общественное здоровье –система научных и практических мер и структур их обеспечения мед и не медицинского хар-ра, направленных на укрепление здоровья населения, проф-ку заболеваний и травм, увеличение продолжительности жизни и трудоспособности.

Основные направления:

- обеспечение развития соответствующего потенциала для дальнейшего усовершенствования и осуществления политики и стратегии, направленных на достижение глобальной цели ВОЗ – «Здоровье для всех».

- обеспечение эпидемиологического анализа накопленного опыта, имеющихся детерминант и потребностей.

- оказание содействия программ и видам д-ти, ориентированным на улучшение здоровья.

- обеспечение интеграции качественной первичной, специализированной, высокотехнологичной МП в работу служб, ориентированных на обслуживание всего населения.

Методы медико-социальных исследований: 1) исторический; 2) динамического наблюдения и описания. 3) санитарно-статистический. 4) медико-социологического анализа; 5) экспертных оценок. 6) системного анализа и моделирования.7) организационного эксперимента (создание учреждений, форм МП в них или на определенных территориях в соответствии с заданной целью и оценке эффективности такого рода организации с помощью статистических, методов). 8) планово-нормативный.

Для предмета нет специфических методов, есть своеобразие, специфика объектов исследований (больные люди, учреждения здравоохранения, медперсонал). Следовательно, наука зависит от методологической и методической базы др наук и дисциплин.

Социально-гигиенические исследования - исследования с применением совокупности др методов в соответствии с научной методологией (философскими, социологическими, технологическими концепциями).

Социально-гигиенические методы –методы, применяемые при изучении и оценкеобщественного здоровья и здравоохранения.

Объектами медико-социальных исследований я-я: 1) группы лиц, население административной территории; 2) отдельные учреждения (поликлиники, стационары, диагностические центры, специализированные службы); 3) органы здравоохранения; 4) объекты окр среды; 5) общие и специфические факторы риска различных заболеваний и др.

Социальные болезни - болезни человека, возникновение и распространение кот зависят от влияния неблагоприятных условий социально-экономического строя. К ним относят: туберкулёз, венерические заболевания, алкоголизм, наркомании, СПИД. Распространению социальных болезней способствуют условия, порождающие классовый антагонизм и эксплуатацию трудящихся. Ликвидация эксплуатации, социального неравенства — необходимая предпосылка успешной борьбы с социальными болезнями. Соц болезни я-я постоянными спутниками бедности, голода, войн и др социальныхкатаклизмов.

Стремительный рост заболеваемости социальными болезнями пришелся на начальный период реформирования постсоветской экономики, связано с социально-экономическими процессами и качеством общественного здоровья.

Жертвами социальных болезней стали дети и подростки, социальные болезни 1990-х и начала 2000-х годов протянули свои метастазы в будущее, когда эти дети и подростки станут взрослыми.

Методы изучения общественного здоровья

По определению ВОЗ, «здоровье является состоянием полноценного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Выделяют еще так называемое третье (или промежуточное) состояние, которое близко то к здоровью, то к заболеванию, но не является ни тем ни другим. К нему относят: неврастению, потерю аппетита, раздражительность, головную боль, усталость и т. п.

Здоровье человека исследуется и измеряется на различных уровнях. Если речь идет об отдельных людях, говорят об индивидуальном здоровье, если об их сообществах – о групповом здоровье, если о здоровье населения, проживающего на определенной территории, – о здоровье популяции.

Здоровье населения изучается и на социологическом уровне, т. е. на уровне общественного здоровья. Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых и состоит общество. Это не только медицинское понятие, а в значительной степени общественная, социально-политическая и экономическая категория, поскольку внешняя социальная и природная среда опосредуется через конкретные условия жизни – труд и быт.

Существуют три группы показателей, по которым судят о состоянии здоровья населения, – это:

1) демографические показатели;

2) показатели заболеваемости и инвалидности;

3) показатели физического развития.

С понятием здоровья тесно связаны представления о факторах риска – состояниях, способствующих возникновению и развитию болезней.

К факторам, определяющих здоровье, относятся:

1) факторы природной среды – климат данной территории, рельеф, флора и фауна местности, солнечная радиация, среднегодовая температура;

2) биологические и психологические факторы, которые характеризуют индивидуальность человека: наследственность, адаптационные свойства организма, темперамент, конституция, поведение;

3) социально-экономические факторы – социально-экономическое и политическое развитие общества, условия жизни, труд, быт;

4) медицинские факторы – состояние здравоохранения, развитие медико-санитарных служб, дефекты и недостатки в организации медицинской помощи.

Различают первичные факторы риска, которые зависят от социально-экономических, политических, природных условий, и вторичные факторы риска, которые способствуют возникновению патологических состояний и развитию болезней.

Наиболее адекватным критерием общественного здоровья служит категория образа жизни, а показателем – медико-социальный потенциал трудоспособности. Исследование общественного здоровья, особенно здоровья здоровых, имеет стратегическое значение в профилактике заболеваний и улучшении здоровья населения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 521.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...