Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные этапы развития социальной гигиены, социальной медицины, общественного здоровья и здравоохранения.




Раздел I. Теоретические основы и организационные принципы здравоохранения.

Основные этапы развития социальной гигиены, социальной медицины, общественного здоровья и здравоохранения.

Социальная медицина имеет глубокие исторические корни. В разные периоды истории как отечественные, так и зарубежные авторы давали разное ее толкование. Это происходило в том числе в связи с идентификацией решаемых проблем, профессиональной принадлежностью авторов и другими обстоятельствами. При этом имели значение особенности истории и национальные традиции.

Данную науку в англоязычных странах чаще называют "общественным здоровьем" или "общественным здравоохранением", франкоязычных – "социальной медициной", в США ранее, чем в других странах, ее стали обозначать как "медицинская социология".

На протяжении последних ста лет название данного раздела медицины, отражавшего социально-политические, экономические и медико-организационные проблемы общества, неоднократно менялось. Это наглядно демонстрирует переименование соответствующих кафедр в медицинских образовательных учреждениях России на протяжении всего периода их существования, которые являлись основным звеном не только образования, но и научных исследований в данном разделе медицины.

В настоящее время на смену таких ее названий, как "социальная гигиена", "социальная гигиена и организация здравоохранения", "социальная медицина и организация здравоохранения" пришло обозначение "общественное здоровье и здравоохранение".

История становления социальной медицины как одного из направлений медицины насчитывает не одно столетие. В течение многих веков медицина концентрировалась на отдельном больном и на том, каким образом врачеватель мог помочь ему восстановить здоровье или достигнуть гармонии с окружающей средой.

Взаимосвязь между здоровьем человека и окружающей средой признавалась уже в Древней Греции. Еще Гиппократ написал книгу "О воздухе, воде и местности".

В XVIII в. немецкий деятель по общественному здравоохранению Иоганн Питер Фрэнк опубликовал 6-томный труд об основных направлениях политики в области здравоохранения, в котором рассматривались многие аспекты жизни человека в обществе.

В 40-х гг. XIX в. немецкий патолог Рудольф Вирхов провозгласил медицину социальной наукой, он утверждал, что медицина должна способствовать основной социальной реформе.

Бурное развитие социальная медицина (в сегодняшней терминологии) получила во второй половине XIX в. В этот период специалисты проявляли интерес к изучению социальных условий и факторов по отношению к здоровью человека. Были созданы предпосылки для возникновения общественной, социальной составляющей гигиены как науки. При этом необходимо подчеркнуть, что собственно гигиена и ее отрасли занимаются изучением определенных объектов внешней окружающей среды, влиянием атмосферного воздуха, воды, почвы, производственных условий, условий воспитания и обучения и др.

Именно в России в этот период под влиянием общественного движения, земской и фабрично-заводской реформ впервые формировались основы общественной гигиены как науки и учебной дисциплины об общественном здоровье и управлении им, которая в начале XX в. была конституирована как социальная гигиена. В отечественной литературе термин "социальная гигиена" был применен русским социал-гигиенистом В. О. Португаловым в работе "Вопросы общественной гигиены" (1873).

В это время социал-демократические и другие партии и движения выявляли и показывали тяжелые условия жизни рабочих, подрывающие здоровье и укорачивающие их жизнь. Данные земской и фабрично-заводской статистики, изучение исследователями того времени условий труда и быта представляли множество доказательств неблагоприятного влияния на здоровье трудящихся условий труда, быта, образа жизни.

Это явилось основанием для включения в программы партий и политических движений того исторического периода определенных мер государства в борьбе за здоровье населения путем обеспечения доступного и бесплатного медицинского обслуживания, искоренения так называемых "социальных болезней" и других действий, направленных на улучшение здоровья населения, в первую очередь рабочих и крестьян.

Появилось движение "общественной медицины" (общество "социальных врачей"),

В этот период в отдельных высших учебных заведениях создавались курсы, учебные программы, лаборатории по обучению студентов основам общественной гигиены и превентивной (профилактической) медицины. Так, например, в 60-х гг. XIX в. в Казанском университете профессор А. В. Петров читал студентам лекции по общественному здоровью. В последующем подобные курсы были введены на медицинских факультетах университетов Петербурга, Киева, Харькова. А начало истории нашей науки и учебной дисциплины приходится на первые десятилетия XX в.

Немецкий врач Альфред Гротьян в 1898 г. опубликовал учебник по социальной патологии. В 1902 г. он читал лекции на тему "Социальная медицина", в 1903 г. стал издавать журнал по социальной гигиене. В 1920 г. им создана первая кафедра социальной гигиены в Берлинском университете. В дальнейшем подобные кафедры стали создаваться в высших учебных заведениях других стран Европы.

Социальная гигиена и пашей стране начала свое развитие с создания в 1918 г. Музея социальной гигиены Народного комиссариата здравоохранения РСФСР (директор – профессор А. В. Мольков), который в 1920 г. переименовывается в Государственный институт социальной гигиены Народного комиссариата здравоохранения РСФСР, ставший ведущим научно-организационным учреждением страны.

В 1922 г. при Первом Московском университете парком здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко организовал первую кафедру социальной гигиены с клиникой профессиональных болезней, а в следующем, 1923 г., заместитель наркома здравоохранения З. П. Соловьев создал кафедру социальной гигиены при Втором Московском университете.

В дальнейшем аналогичные кафедры начали открываться и в других вузах. Возглавили их известные ученые и организаторы здравоохранения тех лет: З. Г. Френкель (Ленинград), Т.Я. Ткачев (Воронеж), А. М. Дыхно (Смоленск), С. С. Каган (Киев), М. Г. Гуревич (Харьков), М. И. Барсуков (Минск) и др. К 1929 г. кафедры социальной гигиены были созданы во всех медицинских вузах страны.

Тридцатые годы XX в. принято считать периодом чрезмерного увлечения теоретическими проблемами, а практическим вопросам здравоохранения внимания уделялось мало.

В 1941 г. кафедры социальной гигиены были переименованы в кафедры организации здравоохранения. В это время сворачивает свою работу Государственный институт социальной гигиены, который только после Великой Отечественной войны в 1946 г. воссоздан как Институт организации здравоохранения.

В 1950-е гг. в научном сообществе разворачивается дискуссия о социально-гигиенических проблемах. В дальнейшем (1966) кафедры и головной институт получают название социальной гигиены и организации здравоохранения, т.е. произошло объединение двух предыдущих названий. Этот процесс способствовал расширению спектра социально-гигиенических исследований.

Развитие социальной гигиены в советское время было напрямую связано с задачей кардинального изменения системы здравоохранения. Поднять уровень и улучшить качество общественного здоровья – вот основная цель, к которой все годы существования советского государства шла социальная гигиена, несмотря на серьезные трудности, преграды, а порой и драматические события.

Высокая оценка построения системы советского здравоохранения, в создание которого бесспорный вклад внесли представители социальной гигиены, была дана Международной конференцией ВОЗ в Алма-Ате в 1978 г.

Большой вклад в развитие социальной гигиены и организации здравоохранения во второй половине XX в. внесли З. Г. Френкель, Б. Я. Смулевич, С. В. Курашов, Н.А. Виноградов, А. Ф. Серенко, С. Я. Фрейдлин, Ю. А. Добровольский, Ю. П. Лисицын, О. П. Щепин и др.

На рубеже XX и XXI столетий в связи с перестроечными процессами, а затем и коренными социально-экономическими и политическими переменами, включая сферу здравоохранения, перед социальной гигиеной и организацией здравоохранения в Российской Федерации встали новые задачи, касающиеся в первую очередь перехода системы здравоохранения на страховые основы в условиях создания рыночной экономики.

В эти годы усугубились проблемы, связанные с ухудшением состояния здоровья населения, так как значительно снизилось качество жизни людей. Свидетельством этому стали, в частности, возросшие показатели заболеваемости, смертности и инвалидности от так называемых социально значимых заболеваний, уменьшение средней продолжительности жизни населения.

Данные вопросы потребовали от социальной гигиены и организации здравоохранения разработки и научного обоснования комплекса мероприятий по модернизации системы охраны здоровья населения, включающего как стратегические, так и тактические задачи.

В 1991 г. Всесоюзное совещание по вопросам преподавания учебной дисциплины "Социальная гигиена и организация здравоохранения" рекомендовало переименовать дисциплину в "Социальную медицину и организацию здравоохранения".

Формированием новых экономических отношений, необходимостью реформы здравоохранения в 1990-е гг. была обусловлена организация в медицинских вузах также кафедр страховой медицины, экономики и управления здравоохранением, а головной институт получил название Научно-исследовательский институт социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им.

Н.А. Семашко (директор – академик Российской академии медицинских наук О. П. Щепин).

Не касаясь политических событий, необходимо отметить, что 1991 г. стал началом нового этапа в развитии социальной медицины. Это обусловлено тем, что в нашей стране социальная работа была конституирована как новый вид профессиональной деятельности.

С этого времени начался активный процесс создания факультетов социальной работы во многих вузах страны различного профиля. В этой связи потребовалась в первую очередь разработка программно-методического обеспечения медицинских основ социальной работы. Такая работа проводилась в медицинских вузах, которые первыми открыли факультеты социальной работы в Архангельске, Казани, Курске и других городах. В государственный образовательный стандарт по направлению подготовки "Социальная работа" (стандарт второго поколения) в 2000 г. была включена учебная дисциплина "Основы социальной медицины".

Значительный вклад в подготовку программно-методического обеспечения изучения дисциплины, а также разработку научных и организационно-методических основ медико-социальной работы выполнила первая кафедра социальной медицины в системе образования в области социальной работы, основанная в 1992 г. в Институте молодежи (в настоящее время – Московский гуманитарный университет). Организатором и первым заведующим кафедрой стал А. В. Мартыненко (1992–2012).

В отношении системы медицинского образования необходимо отметить, что в 2000 г. кафедры социальной медицины и организации здравоохранения (а также с другими названиями) переименованы в кафедры общественного здоровья и здравоохранения, а головной институт – Научно-исследовательский институт социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко – в 2003 г. переименован в Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья Российской академии медицинских наук (далее – РАМН).

Таким образом, в системе медицинского образования учебная дисциплина получила название "Общественное здоровье и здравоохранение", а в системе социального образования – "Основы социальной медицины". Дисциплины изучаются по отдельным самостоятельным программам с учетом целей и задач подготовки кадров по соответствующим направлениям.

Особенностью настоящего этапа развития социальной медицины в Российской Федерации является исследование, наряду с общепринятыми направлениями, новых проблем – проблем становления медико-социальной работы как компонента социальной медицины прикладного характера, разработки современных технологий социальной работы в различных областях охраны здоровья населения, взаимодействия социальных работников со специалистами смежных профессий при оказании медико-социальной помощи населению.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1336.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...