Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этапы обучения, по Я.А. Коменскому.




Начала активной творческой деятельности закладываются в первые шесть лет жизни, в «материнской школе» - на первой ступени обучения. Родители с раннего возраста должны заботиться о «разумности души, которая обитает внутри тела». Задача обучения в этот период – развитие органов чувств, развитие речи, обогащение представлений об окружающем мире, получение первоначальных навыков ручного труда. «В первое шестилетие можно довести ребёнка до того, чтобы он знал, что такое вода, земля, воздух: умел считать хотя бы до десяти, сделать наблюдение, что три больше чем два».

Вторая ступень обучения - «элементарная школа», или народная школа родного языка. В языке, как инструменте общения, сходятся явления трёх видов: слова, предметы, мышление. Слова, означающие предметы, делают их доступными для мышления. Я. Коменский призывает учитывать сложные взаимоотношения вещей и особенности детского мышления. «Предрассветная душа ребёнка только предчувствует свой мир. Во всякий момент бодрствующей жизни она состоит из хаоса, чувственного космоса». Исходным материалом обучения могут служить чувственные ощущения. Формируемые понятия должны быть простыми и доступными, поэтому обучение следует проводить на языке, знакомом с колыбели, «языке матери».

Третья ступень обучения – «латинская школа» или гимназия. Лишь подготовив ум, возможно обучить «всё исчислять, давать всему имена, всё исследовать, то есть иметь возможность назвать и понять всё, что находится в мире». В гимназии предписано изучать латинский язык – язык науки. Значительное место отведено физике и естествознанию, как самостоятельным предметам обучения. Особое место занимает математика.

Выделяя вслед за Ф. Бэконом «три способности» в человеке: память, рассудок, воображение, Я. Коменский в соответствии с этим выстраивает систему школьных дисциплин, необходимых на третьей ступени обучения. Расположение школьных дисциплин представлено в виде дерева. В корне его находятся науки о природе: география, физика; их объекты доступны на чувственном уровне. Физика рассматривается как часть философии. «Она доставляет большое удовольствие, привлекает и задерживает внимание, к ней чувствуешь большое почтение, а блеск явлений природы возбуждает удивление». Физика учит понимать строение мира, различать животных, свойства растений, даёт представление о строении человеческого тела. Многие её построения применимы в хозяйственной деятельности: земледелии, механических искусствах. Физика подготавливает ум для восприятия наук о числах. Ветви дерева составляют математические науки – рациональная компонента знания. Они необходимы для описания вещей, познанных чувственно. Математические науки требуют логического мышления, которое отнесено к рассудочной деятельности, «эти науки, занимаясь числами и количествами, сами точны, возбуждают и укрепляют силу воображения, располагают к изучению других предметов, которые более удалены от чувства». Вершина «дерева наук» - метафизика. Она признана царицей наук, доступна человеку, успешно прошедшему предыдущие ступени обучения. Метафизика - «наука, устрашающая шипами и закутана во мрак, лишь немногие усваивают её тонкости». Она открывает связи между всеми науками. Метафизика рассматривается как вершина обучения, прокладывающая путь к всеобщей мудрости. «Изучение метафизики должно воспитывать умы для достижения мудрости».

Завершающую ступень в системе Я. Коменского составляют академии - высшие учебные заведения для молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, проявивших особые дарования. В академии должны поступать не все, «только избранные умы, цвет человечества, а остальных направим к плугу, ремёслам, торговле. Смотря по их природным склонностям». Академии, которые должны быть открыты в каждой крупной провинции, напоминают существовавшие с двенадцатого столетия университеты, делятся на факультеты. Чешский мыслитель не рассматривает структуру академии, не описывает методов обучения в ней.

Система взаимосвязанных школ, предложенная Я. Коменским, даёт возможность демонстрировать научную картину мира, конструируемую в XVII столетии. Задача школы не исчерпывается трансляцией суммы знаний. Она состоит в первую очередь в развитии способностей мышления, привитии навыков к дальнейшему самостоятельному обучению. Обучение не завершается с окончанием школы, а впоследствии и академии, оно продолжается всю человеческую жизнь. Чешский педагог называет заблуждениями мнения, считающих возможным дать исчерпывающие знания всех наук и искусств в школе. Любая наука, пишет он, развилась так глубоко, что «даже у самых выдающихся умов, если они желают заниматься теоретическими размышлениями и опытами, они могли бы занять всю жизнь». Я. Коменский первым из педагогов рассматривает проблему постоянного роста научного знания, необходимости его трансформации для обучения. Впоследствии эту проблему анализировали Д. Локк, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, С. И. Гессен, В. А. Сухомлинский и др.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 457.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...