Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философские основы античной педагогики, ее осмысление в философии Платона и Аристотеля.




 

Впервые в античности генезис философского осмысления проблем образования и обучения представлен Платоном. Создавая теорию идеального государства, он сформулировал мысль о том, что образование и обучение социально ориентированны, обосновал, что образование не может быть сведено лишь к обучению, оно не завершается развитием умственных способностей человека. Образование не есть в отдельности этическое или эстетическое, а тем более, физическое воспитание. В понимании Платона, всё это неразрывные части образования. Эти мысли высказаны во многих его произведениях, например, в «Горгии», «Меноне», «Федре», «Федоне» и других диалогах, но наиболее ярко отражены в диалоге «Государство»: «Следует по возможности заботиться, чтобы каждый из нас, став исследователем и учеником…научился понимать, что такое красота, и в сочетании с каким состоянием души она творит зло или благо, а что значит благородное или низкое происхождение, частная жизнь, государственные должности, мощь и слабость, восприимчивость и невосприимчивость к учению» [139. с.435]. В «Государстве» подчёркнуто: выбор жизненного пути зависит не только от природных свойств души, но и от благоприобретенных посредством образования и обучения качеств. Ограничимся лишь анализом проблем обучения в диалогах Платона.

Возможность обучить Платон рассматривал в связи со свойствами души, поэтому без анализа платоновского понимания души невозможна и реконструкция философских оснований принципов обучения в его системе. По убеждению Платона, человеческая душа имеет два начала: разумное и неразумное. Они вступают порой в неразрешимые коллизии. Разумному началу присуща способность рассуждать, оно должно повелевать над неразумным. От того, какое из начал берёт верх, зависит судьба человека, направленность его деятельности, смысл его жизни. В понимании Платона, большинство людей находится во власти страстей и эмоций, они не руководствуется истиной и справедливостью. Для развития рационального начала необходима целенаправленная система обучения.

Двум началам души Платон определяет и виды познания: разумному – умозрение, неразумному – чувственное познание видимого, изменяющегося мира вещей.

Исследуя свойства души, Платон выделил неодинаковые способности к обучению, работе со знанием у различных людей: «Один уродился способным, легко научается своему делу, другой – с трудом; один и немного поучившись, бывает очень изобретателен в том, в чём обучался, а другой хоть долго учился и упражнялся, не усваивает даже и того, чему его обучали. Способности, в его представлении, не зависят от человека. Они даны от рождения, но их необходимо помочь распознать.

В диалоге «Федр» душа сравнивается с колесницей, запряжённой парой коней, которыми управляет возничий. Два начала души, разумное и неразумное, уподобляются коням, ими управлять неизбежно тяжело, кони сильно рвутся. В. Эрн, интерпретируя миф о колеснице, обращает внимание: Платон в своих размышлениях определяет необходимость распознать вложенные в душу способности. Если этого не происходит, природный дар гибнет по вине наставника. В «Федре» подчёркнуто: человеку в овладении знанием необходимо руководство. Это один из наиболее важных аспектов платоновского понимания обучения. Только благодаря чуткому руководству, наиболее способные души созерцают знание, а значит, постигают особого рода бытие, которое и идеально и образно. Чтобы душа могла созерцать знание, которое определяется как «…бесцветная, неосязаемая бесформенная сущность, существующая как действительно сущее», необходимо постепенно и последовательно развивать разумное начало души, её способность к умозрению.

В диалоге «Горгий» Платон убеждает в том, что для овладения любым из искусств, будь то искусство врача, мореплавателя или политического деятеля, необходимо, в первую очередь, сделать душу «догадливой, дерзкой», а стало быть, необходимо развить в человеке способность мыслить, отличать мнение, как чужую мысль, от знания. Мышление обучаемого должно иметь живой, подвижный характер, в области мыслимого никогда не должно существовать застоя, в ней всегда должно царить никогда не убывающее становление.

Размышления о человеке, свойствах его души составляют онтологический аспект платоновского понимания обучения. В диалогах ярко выражена мысль о том, что обучающему в первую очередь необходимо знакомиться со свойствами души, знать, что есть человек.Одна из сторон обучения – управление, воздействие на обучаемого, которое не возможно без знания природы человека.

 

Возникает вопрос о способах обучения. Кто захочет избрать верный путь, тот должен начать его в молодости, но верную дорогу ему необходимо указать. Появление знания в душе не может произойти сразу. Принципы постепенности, последовательности, движения от простого к сложному, составляют смысловую нагруженность обучения. Обучение – это не только постижение смысла ранее уже известного, но и постепенное развитие способностей к творческой деятельности.

Платон особо выделяет значение добровольности при обучении: «Свободнорожденному человеку ни одну науку не следует изучать рабски. Правда, если тело насильно заставляют преодолевать трудности, оно от этого не делается хуже, но насильственно внедрённое в душу знание непрочно». Учитель и ученик должны идти к истине вместе, только в этом случае она может родиться. По мысли Платона «…тот, кто познал единые основания, и будет в дальнейшем неутомим в своих исследованиях, …сам откроет всё остальное» [139. с.319]. Принцип добровольности интерпретируем во многих диалогах. Душа, стремящаяся к знанию, добивающаяся его, в состоянии овладеть им.

Идеи Платона в отношении обучения наиболее системно отражены в диалоге «Государство».

Периодизация обучения по Платону. В «Государстве» Платон определяет возрастную градацию, направленность и цели обучения.

Дети с момента рождения воспитываются под надзором назначенных правителями воспитателей и воспитательниц. Младшее поколение называет старших равно «отцами» и «матерями». С одного до тринадцати лет имеет место воспитание в первоначальном смысле слова, в этот же период происходит и обучение грамоте. Период элементарного обучения продолжается до семнадцати лет. Изучению подлежат счет, геометрия, музыка. Элементарное обучение призвано развивать чувственную часть души, в этот период основная цель – воспитание целомудрия.

От семнадцати до тридцати лет – воспитание воли. Здесь господствует добродетель мужества, которое воспитывается не только путём физических упражнений (гимнастики), но и воинской повинностью.

Возраст от двадцати до тридцати лет отведен для систематического обучения наукам (арифметике, геометрии, стереометрии, астрономии, музыке). В самих этих науках истина связана целым рядом предположений, поэтому от разума требуются послушание, верность и вера.

Прошедшие успешно курс наук допускаются (с 30 до 35 лет) к высшему образованию, состоящему в занятии диалектикой – наукой об основаниях и предположениях бытия, знания и добра. Это период образования разума, воспитываемого к постижению божественной мудрости и истины. Акмэ – 40 лет (точка золотого сечения в жизни).

 

В отличие от Платона, Аристотель отделил проблемы воспитания от обучения. Главное в педагогической концепции Аристотеля – знание. Суждения о некоторых аспектах воспитания представлены в этических произведениях. Как учитель, он на первое место ставит развитие способностей к умозрению, рефлексии знания. В его понимании обучение – это приобретаемая способность к доказательствам, к самостоятельному мышлению. Эти мысли неоднократно высказываются в логических и этических произведениях.

Деятельность ума, его способность к мышлению, познанию бытия рассматриваются в трактате «О душе». Аристотель доказывает обособленность мышления от других способностей души. Продолжая традицию Платона, он определяет начало знания в самой душе, это – мышление. Его не могут отнять или исказить ни старость, ни болезнь, ни гнев богов, ни насилие тиранов. В области чистого мышления человек всегда свободен.

В трактате «О душе» Аристотель непосредственно не рассматривает проблем обучения, не выводит каких либо закономерностей этого процесса. Но из приведенных рассуждений возможно интерпретировать один из его принципов: постепенность при обучении. В Ликее впервые достойным философа занятием был признан кропотливый, постоянный, профессионально-планомерный ученый труд, − «прагматия», сменивший ученый досуг платоновской Академии. В античной древности не было философов усидчивее перипатетиков. Ни в одной философской школе, ни до, ни после Ликея, не вели такой планомерной и обширной работы по накоплению и систематизации разнообразных научных сведений, как в школе Аристотеля.

В перипатетической школе родилась новая форма передачи знаний - чтение учебника перед слушателями. На второй план оттеснился диалог. Первостепенное значение приобрела лекция, которая превратилась в основу организации учебного процесса. Использование дидактических принципов постепенности, последовательности требовало особой формы учебной деятельности.

Слушание лекции не пассивный процесс: включает извлечение смысла из сказанного, граничит с пониманием. Всё же она ближе к учебнику, чем сократический диалог, но в отличие от него, – это форма обучения, где проблема истины представлена в сформулированном виде, поэтому необходима стройная система доказательств. Транслируемое знание стало нуждаться и в письменной фиксации. В Ликее создаются первые учебники для изложения материала тех или иных наук.

Для обучения Аристотель выстраивает иерархию знаний, в которой умозрительное занимает первое место. Классифицируя умозрительные науки, Стагирит выделяет науку о природе, математику и науку о божественном. Дидактический принцип перехода от простого, известного, к более сложному, у Аристотеля неизбежно вытекает из принципов доступности и последовательности, поскольку, «начинать необходимо с самого лёгкого…»










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 456.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...