Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Самоутверждение психолога-консультанта в диалоге.




Ощущает и показывает себя в качестве человека более успеш­ного, мудрого и сильного, чем клиент. В голосе слышатся нот­ки снисхождения, жалости или высокомерия, холодной от­страненности. Клиент при этом может испытывать унижение, консультация проходит формально, клиент начинает сожа­леть, что пришел.

44

Как с этим работать:

 

a) в ходе разговора вспоминать свои проблемы, кризисные периоды в жизни, душевную боль;

b) укреплять в себе способность к состраданию, сочувствию;

c) видеть в каждом клиенте своего брата или сестру.

2. Излишняя естественность(говорит и делает, что ему хо­чется) или искусственность (играет роль, «надевает маску», пси­хологически защищается, прячась за искусственный фасад) по­ведения психолога-консультанта в диалоге.Естественность опасна тем, что не осуществляется процесс психологической ра­боты, а идет обычный разговор собеседников, с взаимными упре­ками, раздражениями и т. д. Искусственность (главное - «тех­ника») опасна тем, что клиент не получает эмоционально-энерге­тического «лекарства», нет ощущения встречи.

Как с этим работать:

 

a) опишите, каким вы представляете себя в профессии. Опи­шите внешне привлекательный для вас образ психолога-консультанта;

b) представьте себе, что вы на сцене, играете свою профес­сиональную роль. Придумайте сценарий. Какие события развиваются в спектакле? Какая роль в этих событиях принадлежит вам?

c) кто из знакомых вам психологов вызывал у вас чувство вос­хищения и желание подражать? Какую профессиональную роль играл этот психолог?

 

3. Стремление психолога-консультанта обязательно дать полезный совет.

4. Психологическая консультация как монолог психолога-консультанта:

a) с неуверенным клиентом психолог может полностью за­хватить инициативу в разговоре: разворачивать общие размышления, поучать, строить беседу с позиции более спокойного, всезнающего человека;

b) это может быть также связано с тем, что консультант ис­пытывает внутренний страх перед молчанием, поэтому он

45

стремится собственной активностью заполнить каждую наступившую паузу. На какое-то время это снижает воз­никшее напряжение, но снижает общий результат кон­сультации.

Как с этим работать:

 

a) если в ходе консультации возникла пауза, необходимо «включить» собственное интуитивное видение и почувст­вовать, какой эмоциональный заряд несет пауза. Если молчание клиента имеет мрачный, тяжелый эмоциональ­ный оттенок, вызвано скованностью, зажатостью, то сле­дует при помощи одного-двух вопросов активизировать беседу, но не начинать собственный монолог;

b) если же в период молчания собеседник переживает или размышляет - не мешать, отодвинуть себя на второй план, пусть возникнет одухотворенная тишина. Жела­тельно, чтобы после паузы начал первым говорить кли­ент.

 

5. Психолог переносит (проецирует) собственные труд­ности на клиента.Например, одинокий психолог видит в кли­енте одиночество и не замечает других, более актуальных для клиента проблем.

Как с этим работать:

 

a) если психолог в момент беседы находится в состоянии внутреннего напряженного переживания и неосознанно для него срабатывает механизм психологической защи­ты в форме проекции, то необходимо настроить себя на работу;

b) психолог должен анализировать не только характер отве­тов клиента, но и характер своих вопросов. Необходимо стараться всегда видеть консультацию как бы со стороны, в зеркале.

 

6. Психолог оценивает клиента.Например: «Удивитель­но умный человек: сам все понимает» или «Двух слов связать не может!» Оценочное суждение психолога - барьер на пути его понимания состояния и проблем клиента. Клиент соотносится с «нормой» - самим консультантом. Психолог имеет более вы­сокий приоритет, чем клиент.

46

7. Психолог переживает проблемы клиента как свои соб­ственные.Психолог принимает проблемы клиента слишком близко к сердцу, сам расстраивается, перегорает, теряет внут­реннее равновесие и не может в полной мере осуществить дейст­венную психологическую помощь клиенту.

8. Многочасовая консультация как ошибка консультан­та.Причина - внутренняя неуверенность консультанта: он не может определиться в собственных действиях и занимает пози­цию пассивного слушателя. Вторая причина - внутренняя ус­тановка психолога на выслушивание клиента.

Как с этим работать:

 

Консультант должен вовремя почувствовать «основную про­блему» клиента, его основную «болевую точку» и начать зада­вать вопросы, направляя беседу по нужному, конструктивному руслу.

9. Психолог как объект манипулирования со стороны кли­ента.Психолога пытаются использовать в борьбе с ближним как мощное «дальнобойное орудие», как своеобразного жиз­ненного судью, как авторитет, мнение которого для обычных людей может выступать в качестве закона поведения. Если психолог идет на это, то он превращается в слабого и безвольно­го человека.

Как с этим работать:

 

Нужно отказаться от выполнения подобных просьб и повы­шать активность клиента в решении своих проблем. Например, можно сказать: «Я не могу быть судьей между вами и вашими близкими. Ваши проблемы вы должны научиться решать само­стоятельно, а я вам в этом помогу».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 332.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...