Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Требования к уровню освоения содержания дисциплины




ВВЕДЕНИЕ

 

Современный уровень развития агропромышленного комплекса базируется на создании экономических условий для эффективного хозяйствования за счет развития предпринимательства, повышения эффективности государственной поддержки отрасли, стимулирования привлечения инвестиций, развития крупнотоварного производства, организации кооперативно-интеграционных формирований, технического и технологического переоснащения АПК, обеспечения устойчивых темпов роста объемов производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия исходя из экономической целесообразности и эффективности их продаж.

Реализация поставленных целей требует высокого уровня экономической подготовки всех специалистов АПК, в том числе и инженерного профиля. Для успешной работы в современных условиях становится необходимым глубокое изучение курса «Экономика предприятий агропромышленного комплекса». Уровень знаний студентовспециальности «Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства» данной дисциплины будет повышать их профессиональную компетентность как специалистов и являться непременным условием успешной практической деятельности.

В связи с реформированием системы образования, при котором уменьшается время по подготовке к традиционным лекциям преподавателя и по подготовке к практическим занятиям студента, большое значение приобретает самостоятельная работа студента, под которой подразумевается целенаправленная, внутренне мотивированная, струк-турированная самим студентом и корректируемая им деятельность, развивающая у студента способности к постоянному, непрерывному самообразованию, стремление к пополнению и обновлению знаний.

По дисциплине «Экономика предприятий агропромышленного комплекса» достаточно большой объем теоретического материала приходится на самостоятельное изучение. У студентов заочного отделения он составляет 158 часов, при этом на аудиторные занятия отводится 16 часов.

Для студентов специальности «Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства» заочной формы обучения программой предусмотрено выполнение контрольной работы. Для подготовки к ней в досессионный период около 50 % материала отводится на самостоятельное изучение. Данные методические указания позволяют студентам заочной формы обучения успешно к ней подготовиться.

Методические указания содержат перечень тем, выносимых для выполнения контрольной работы, которая выполняется в форме входного тестирования. Тематика представлена первыми темами учебного плана, такими как: «Организационно-экономические основы создания и функционирования предприятий АПК», «Земельные ресурсы предприятий АПК и эффективность их использования», «Трудовые ресурсы предприятий АПК и эффективность их использования», «Основной капитал предприятия и эффективность его использования», «Оборотные средства предприятия и эффективность их использования».

Студенты самостоятельно должны изучить учебную литературу по данным темам и иметь представление о предприятии как рыночном субъекте хозяйствования; организационно-правовых формах предприятий, экономической среде функционирования предприятия; формах объединений предприятий; методах государственного регулирования деятельности предприятия; реформировании предприятий АПК, а также о составе и эффективности использования земельных ресурсов; сущности производительности труда; составе, стоимостной оценке, воспроизводстве основных средств, сущности и классификации оборотных средств предприятий АПК.

Методические указания содержат примерные вопросы тестового задания. Чтобы студенты могли дать верные ответы, указания содержат опорный конспект лекций.

Методические указания окажут реальную помощь студентам-заочникам в освоении материала, выносимого на самостоятельное изучение.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Курс дисциплины «Экономика предприятий агропромышленного комплекса» предусматривает изучение действия экономических законов и формы их проявления в отрасли, экономических отношений с учетом ее специфических особенностей. Дисциплина изучает основные экономические категории, закономерности и тенденции развития агропромышленного комплекса, его состав и структуру, развитие рыночных отношений в отрасли. Изучается сущность предприятия, классификация предприятий, создание и функционирование предприятия. Рассматриваются вопросы эффективности использования земельных, трудовых, материально-технических ресурсов, состав издержек производства и себестоимости продукции, механизм ценообразования в отрасли, процессы специализации и агропромышленной интеграции, инвестиционной деятельности. Важное место занимает изучение методики расчета показателей экономической эффективности деятельности предприятий агропромышленного комплекса.

Изучение дисциплины «Экономика предприятий агропромышленного комплекса» формирует экономическое мышление у будущих специалистов, предпринимательский подход к решению продовольственных задач. Уровень знания студентами инженерных специальностей научных основ экономики предприятий АПК определяет их профессиональную компетентность и является непременным условием успешной практической деятельности.

 

Цель и задачи дисциплины

Цельпреподавания дисциплины – сформировать у студентов технических специальностей целостное представление об экономике предприятий АПК, развить системное экономическое мышление, научить применять современные методы экономического анализа, сформировать навыки проведения экономических расчетов и научить использовать их для обоснования принятия эффективных технологических и технических решений.

Задачи изучения дисциплины:

изучение особенностей развития отраслей АПК, функционирования организаций АПК различных хозяйственно-правовых форм в динамически изменяющейся рыночной среде;

• выработка и закрепление навыков проведения комплексных экономических расчетов по обоснованию эффективных технологических, технических решений;

• выработка умений определения и обоснования наиболее эффективных агротехнологий, систем машин и методов эффективной хозяйст­венной деятельности организаций АПК;

• системное изучение методов оценки уровня экономической эффективности применения агротехнологий, систем машин, в целом деятельности организации АПК, а также способов обеспечения производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

 

Основной целью изучения курса является формирование у студентов системы необходимых теоретических и практических знаний для проведения экономической оценки деятельности организаций АПК, эффективности развития АПК.

Задачами изучения дисциплины являются: изучение основных экономических категорий, закономерностей и тенденций развития предприятий АПК на современном этапе; изучение эффективности использования производственных ресурсов предприятий АПК; изучение народнохозяйственного значения, состояния и развития агропромышленного комплекса республики; изучение методики оценки эффективности деятельности предприятия; изучение методики расчета показателей эффективности инвестиций; изучение методики проведения экономических расчетов по обоснованию эффективных технологических, техниче­ских решений.

Предметом изучения дисциплины «Экономика предприятий агропромышленного комплекса» являются: сущность и классификация предприятий, организационно-экономические основы создания и функционирования предприятий АПК; состав и структура агропромышленного комплекса и особенности его отраслей; земельные ресурсы предприятий АПК и эффективность их использования, трудовые ресурсы и производительность труда; основной капитал предприятия и эффективность его использования; оборотные средства предприятия; оплата труда на предприятии, издержки производства и себестоимость продукции; цены и ценообразование на продукцию АПК; оценка экономической эффективности предприятия АПК и его финансового состояния; инвестиции, источники финансирования инвестиций и методика оценки эффективности инвестиционных проектов; концентрация, специализация и агропромышленная интеграция предприятий АПК.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

основные направления экономического развития АПК в соответствии с социально-экономическими республиканскими программами;

– экономические отношения в отрасли с учетом ее особенностей; взаимодействие сельского хозяйства с другими сферами агропромышленного комплекса;

– современное состояние и перспективы развития основных отраслей и комплексов АПК;

– методики оценки эффективности использования ресурсов организаций АПК;

– методику оценки экономической эффективности инвестиций и инвестиционных проектов; методики обоснования экономической эффективности внедрения инновационных агротехнологий, технических средств;

– методику оценки эффективности деятельности предприятия.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

проводить оценку результатов производственной деятельности предприятия;

– рассчитывать экономическую эффективность инвестиций, эффективность технологических процессов, инновационных технологий;

– рассчитывать показатели эффективности использования ресурсов предприятия;

– разрабатывать и принимать участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, сокращению расхода материальных ресурсов, снижению трудоемкости и энергоемкости, повышению производительности труда.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...