Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Свойства темперамента: импульсивность, тревожность, пластичность, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, реактивность и многие другие.




Два основных свойств темперамента это:

1) общая активность - проявление энергетического уровня поведения. (есть опросник показатель «В», по Я. Стреляу). С активностью как свойством темперамента наиболее часто положительно коррелируют свойства нервной системы: сила и активированность, измеряемые с помощью ЭЭГ-методик.

2) эмоциональность - тесты-опросники, измеряющие тревожность (по Спильбергеру, Тейлор) и нейротизм (по Г. Айзенку). На физиологическом уровне эмоциональность измеряется вегетативными и ЭЭГ-показателями.

Отличительной особенностью темперамента является его устойчивость. Это означает, что человек не может обнаруживать то черты холерика, то черты меланхолика. Мала вероятность изменения темперамента в процессе жизни, например, превращение человека из флегматика в сангвиника или меланхолика. Хотя долговременные и направленные воздействия окружающей среды в сенситивный период могут привести к радикальным изменениям формально-динамических особенностей поведения.

Темперамент является результатом взаимодействия двух факторов:

1) наследственного –по генотипу подвижность нервной системы можно разделить на «активную» и «пассивную», а также среднюю подвижность.Для изучения наследственного фактора в формировании индивидуальных различий важное значение имеет метод близнецов. Однояйцовые близнецы имеют идентичный генотип (генетическую информацию). Поэтому в парах однояйцовых близнецов различия в темпераменте, если они обусловлены генетически, должны быть меньше, чем у двуяйцовых и тем более у не-родственников. При условии, что пары близнецов живут в одинаковых условиях. Близнецовым методом показано, что двигательная активность, сложные движения (прохождение лабиринта, вставление иглы в отверстие), в особенности тонкие движения кистей рукнаследственно обусловлены. Индивидуальный темп выполнениясамых разных действий такжев значительной мереконтролируется генотипом. Высокая стабильность индивидуального паттерна ЭЭГ и ВП, по-видимому, также имеет в своей основе влияние генетического фактора.

Г. Айзенк и Д. Прёлл полагают, что существует врожденный компонент эмоциональности как свойства темперамента.

2) средового (фенотип) - темперамент относительно устойчив и должен мало поддаваться воздействиям воспитания и среды. В процессе воспитания темперамент не может быть преобразован. Влияние среды, воспитание изменяют лишь привычки, навыки. А это создает видимость изменения темперамента. В связи с этим правильное воспитание означает направленное формирование у человека тех навыков, привычек, определенного стиля деятельности, которые бы сглаживали природные недостатки темперамента.

Темперамент ребенка оказывает сильное влияние на сам процесс воспитания его родителями. Проявляется его регулятивная роль. Повторяя свое поведение, взрослые создают в отношении ребенка определенную систему направленных воздействий, которые и начинают оказывать формирующее влияние на поведение и личность ребенка. Таким образом, темперамент ребенка модифицирует, изменяет направленные на него воспитательные воздействия окружающих. Т.е. среда действуетна ребенкаопосредованно через свойстваеготемперамента.

Изменение свойств нервной системы, которые могут наблюдаться в раннем возрасте, является не результатом воспитания, а созревания, развития нервной системы у молодого организма. Ранний период развития (до 6 лет) характеризуется слабым процессом возбуждения. Отмечается неуравновешенность нервных процессов с преобладанием возбуждения над торможением и низкая лабильность. Затем наступает стабилизация, процессы возбуж.и тормож. становятся сильными и уравновеш., увеличивается лабильность.

Таким образом, индивидуальные различия человека, проявляющиеся в его психической деятельности и поведении, обусловлены как наследственностью, природой его организации, так и его жизненным опытом, приобретаемым в результате обучения и воспитания. Т. е. индивидуальность, личность человека представляют единство природного и социального.

Природные предпосылки, обусловливающие темперамент, способности и другие психологические категории и личностные свойства, качества и их выражение в поведении, в деятельности и субструктуры индивидуальности: мотивация, темперамент, способности и характер объединены между собой, связаны через системообразующие признаки: эмоциональность, активность, саморегуляцию (волю), побуждения. Стоит отметить, что в структуру индивидуальности и личности включен темперамент, который иногда исключается из структуры личности.

Б.М. Теплов под способностями понимает такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких деятельностей. Природной основой способностей могут быть сочетания общих и специальных индивидуально-психологических свойств. К числу общих способностей относят работоспособность, активность, саморегуляцию и др.

Индивидуальность каждого человека определяет его большие или меньшие адаптивные возможности. По мнению И.П. Павлова, наиболее предпочтительными являются темперамент сангвиника и флегматика. Менее приспособлен к жизни темперамент холерика из-за отсутствия у него уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Низкая работоспособность (выносливость) нервной системы характеризует меланхолика. Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын выступали против оценочной характеристики темпераментов и подчеркивали, что в зависимости от характера и типа выполняемой деятельности преимущество могут иметь самые разные типы темпераментов и индивидуальные качества человека.На этом строятся основные принципы науки о профориентации, задача которой — помочь молодому человеку в выборе профессии.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 224.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...