Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выделяют три основные функции речи:коммуникативная, регулирующая, программирующая.




1)Коммуникативная функцияосуществление общения между людьми с помощью языка.

В коммуникативной функции выделяют:

- функцию сообщения. При сообщении человек указывает на какой-либо предмет или высказывает свои суждения по какому-либо вопросу.

- функцию побуждения к действию. Побудительная сила речи зависит от ее эмоциональной выразительности.

Словесные символы расширяют возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире.Через слово человек получает знания о предметах и явлениях окружающего мира без непосредственного контакта с ними.Через знания, накопленные человечеством и зафиксированные в устной и письменной речи, человек связан с прошлым и будущим.

Л.А. Фирсов предлагает делить языки на:

I. первичные - соответствует первой сигнальной системе, по И.П. Павлову. К первичному языку они относят само поведение животного и человека, различные реакции: изменение формы, величины и цвета определенных частей тела, изменения перьевого и шерстного покровов, а также врожденные коммуникативные (голосовые, мимические, позные, жестикуляторные и др.) сигналы. Таким образом, первичному языку соответствует допонятийный уровень отражения действительности в форме ощущений, восприятий и представлений.

II. вторичные. Вторичный язык представляет понятийный уровень отражения. В нем различают:

- стадию А, общую для человека и животного (довербальные понятия). Сложные формы обобщения, которые обнаруживают антропоиды и некоторые низшие обезьяны, соответствуют стадии А.

- на стадииБвторичного языка (вербальные понятия) - соответствует второй сигнальной системе, используется речевой аппарат.

Язык представляет собой определенную систему знаков и правил их образования. Человек осваивает язык при жизни в результате обучения.Существует критический период для освоения языка. После 10 лет способность к развитию нейронных сетей, необходимых для построения центра речи, утрачивается.При изучении второго и последующих языков используются те же нервные сети, которые ранее были сформированы при овладении родным языком. В настоящее время известно более 2500 живых развивающихся языков. Языковые знания не передаются по наследству.

2) Регулирующая функция речиреализуетсебя в высших психических функциях, сознательных формах психической деятельности.

Первоначально высшая психическая функция как бы разделена между двумя людьми. Один человек регулирует поведение другого человекас помощьюречи. Научаясь применять по отношению к собственному поведению стимулы, которые первоначально использовались для регуляции поведения других людей, человек приходит к овладению собственным поведением. В результате процесса интериоризации внутренняя речь становится тем механизмом, с помощью которого человек овладевает собственными произвольными действиями.

3) Программирующая функция речивыражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию. В основе этого процесса— внутреннее программирование, осуществляемое с помощью внутренней речи. Как показывают клинические данные, оно необходимо не только для речевого высказывания, но и для построения самых различных движений и действий.

Развитие речи у ребенка










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...