Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы и методы реабилитации детей с заболеваниями и повреждениями ОДА.




Наличие пороков развития и приобретенных заболеваний опорно-двигательного аппарата имеет место у 10—12% детей. Однако эта цифра не отражает истинной потребности детского населения в ортопедической помощи. Педиатрам, детским хирургам и ортопедам известно, что от 20 до 45% детей, осмотренных в дошкольных и школьных учреждениях, имеют отклонения от нормального развития опорно-двигательного аппа­рата, нуждаются в диспансерном наблюдении и лечении.

По данным Р. Я. Усоскиной и соавт., свыше 90% детей с заболева­ниями опорно-двигательной системы нуждаются в амбулаторно-поликлиническом лечении.

Термин «реабилитация» дословно переводится «восстановление» и по отношению ко взрослым больным предполагает возвращение к трудовой деятельности после перенесенного заболевания с помощью четко организо­ванной системы лечебных мероприятий в периоде выздоровления.

Наиболее полно методы реабилитации детей с заболеваниями и повреж­дениями опорно-двигательного аппарата изложены в монографии М. Н. Гончаровой и соавт. По данным авторов, система реабилитации детей предусматривает:

1) организацию специальных лечебно-учебных учре­ждений;

2) подготовку кадров врачей, средних медицинских работников и дру­гих специалистов для работы в учреждениях восстановительного профиля;

3) разработку и применение новейших методов лечения детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата;

4) учебно-воспитательную работу с детьми, трудовое обучение, профессиональную ориентацию подростков;

5) научно-исследовательскую, организационно-методическую и издательскую деятельность;

6) работу с родителями и населением.

Независимо от наличия центров реабилитации и их оснащения сущест­вуют лечебно-методические ортопедические кабинеты, сотрудники которых организуют и принимают непосредственное участие в оказании помощи детям с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. Основными задачами их деятельности являются:

1) профилактические осмотры ортопедами или детскими хирургами всех новорожденных непосредственно в родильных домах, детей в возрасте 3 мес, 1 года, 2 и 7 лет — в детской консультации;

2) систематические, один раз в год, углубленные осмотры детей в до­школьных учреждениях и школах;

3) консультации детей, имеющих отклонения от нормального развития опорно-двигательной системы, с целью организации лечения их на современном уровне;

4) диспансерное наблюдение на протяжении всего периода роста ребенка, организация восстановительного лечения и контроль за его эффективностью;

5) методическая помощь персоналу родильных домов, детских кон­сультаций, специализированных учреждений, где проводится восстано­вительное лечение;

6) санитарно-просветительная работа с родителями и детьми старшего возраста.

Следует стремиться к организации лечения и реабилитации всех детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата у детского ортопеда в условиях специализированных центров, но остается реальным участие в этой работе детских хирургов и педиатров. Углубленные ос­мотры детей в трехмесячном возрасте позволили выявить ортопедическую патологию у 13,5% и хирургическую — у 14,1% всех осмотренных [Усос-кина Р. Я. и др., 1979].

Не следует забывать, что возникновение и прогрессирование деформа­ций возможно при недостаточном общем развитии мышц, заболевании рахитом.

Таким образом, своевременное выявление врожденных и приобретен­ных ортопедических заболеваний, четкая организация ортопедической помощи детям, преемственность в работе педиатров, детских хирургов и ортопедов, активное и сознательное участие в лечебном процессе родителей и самих детей, непрерывность лечебных мероприятий являются основой успешного проведения мероприятий реабилитации.

Наиболее удачная трактовка реабилитации дана Р. Я. Усоскиной и соавт. Под системой реабилитации авторы подразумевают:

1) восстановление общего состояния ребенка;

2) восстановление формы и функции поврежденной части тела;

3) психологическую и физическую подготовку к будущей социальной и профессиональной деятельности;

4) постоянное диспансерное наблюдение за ребенком до окончания периода роста и оценку отдаленных результатов лечения для опреде­ления перспектив реабилитации больного.

Нет сомнения в том, что общее состояние ребенка, функции внутренних органов и развитие мышц имеют большое значение в процессе консер­вативного лечения деформаций опорно-двигательного аппарата, исходе оперативного лечения, успехе реабилитации в целом. Всем известно, что исход блестящих в техническом отношении операций может быть неудов­летворительным из-за общих осложнений или местного воспалительного процесса. В практику специалистов различного профиля прочно вошел термин «преморбидный фон», т. е. общее состояние больного, перенесенные заболевания, аллергические реакции на лекарственные препараты. У детей с хорошим общим состоянием процессы реабилитации протекают интен­сивно, у больных с неблагоприятным преморбидным фоном возможны различные осложнения в послеоперационном периоде и отсутствие эффекта восстановительного лечения.

43. Диагностика готовности к школьному обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Контингент детей с ДЦЦ и другими поражениями опорно-двигательного аппарата очень разнороден по структуре как двигательного нарушения, так и познавательной деятельности.

Дети с ДЦП имеют разнородные комплексные нарушения движения, у многих поздно формируется навык прямостояния и ходьбы, в связи с этим определенное количество детей не посещают детского сада, где проходит подготовка к школе.

Большинство детей с церебральным параличом, даже прошедшие дошкольную подготовку, все имеют трудности в усвоении учебного материала, обусловленные нарушением развития познавательной деятельности, психического развития и речи.

Определить сразу оптимальный подход в обучении, программ для обучения и коррекции не представляется возможным без психолого-педагогического изучения и наблюдения за каждым ребенком, в динамике, У большинства больных ДЦП имеются нарушения зрения, слуха, кинестезии, вестибулярной системы, обуславливает трудности при диагностике уровне познавательнее деятельности и подборе адекватной программы обучения в начале ной школе.

Для всестороннего изучения возможностей ребенка, его психолого-педагогической диагностики в динамике обучения и определения наиболее адекватного варианта обучения в школе организуется обучение в диагностическом (подготовительном) классе (58).

В диагностическом классе реализуются следующие задачи:

— определение функциональной готовности к обучению;

- изучение структуры психического развития ребенка с выделением сохранных функций;

- определение оптимальных методик обучения конкретно ребенка на основе изучения его познавательной деятельности личности;

- выбор наиболее эффективных путей коррекции и компенсации сенсомоторных функций;

— формирование мотивов учебной деятельности;

— воспитание навыков самообслуживания;

- снятие гиперопеки, перестройка системы отношений ребенка с родителями и окружающими;

- определение ведущего типа речевого расстройства;

— формирование стереогноза;

- работа по обратному развитию позотонических рефлексов;

— подбор адекватных путей обучения графическим навыка в соответствии с характером двигательного дефекта.

Наполняемость диагностических классов до 7 человек для детей с ДЦП при нормальном интеллекте и до 5 человек при снижении интеллекта. Срок обучения 1 год. Продолжительность урока 30 минут. Во время урока и между уроками проводятся динамические паузы и перемены.

Психолого-педагогическая диагностика включает:

- психологические срезы, проводимые три раза в году;

- психолого-педагогическое и медицинское наблюдение и сопровождение в динамике учебногопроцесса;

- проведение психолого-медико-педагогических консилиумов по обсуждению процесса и результатов обучения учащихся.

Программа диагностического класса составлена с учетом особенностей двигательного и познавательного развития учащихся с ДЦП на основе использования развивающих и коррекционных игр.

Ведущей деятельностью для детей с ДЦП в возрасте 7—8 лет остается игровая. Подбирая игровые методики, можно тренировать целенаправленно двигательные, психические и речевые навыки. Увлеченность игрой, положительный эмоциональный фон способствуют расслаблению ребенка, уменьшению гаперкинезов, содружественных движений. В игре быстрее вырабатываются и закрепляются двигательные стереотипы, необходимые для компенсации нарушений.

Коррекционно-развивающее обучение в диагностическом классе осуществляется в единстве с диагностикой. Диагностику готовности к обучению, проводят в диагностиче­ском классе учитель вместе с психологом в присутствии родителей в три этапа в течении учебного года:

1 — первая неделя сентября;

2 — последняя неделя декабря;

3 — последняя неделя мая.

На I (начальном) этапе проводится индивидуальное знаком­ство с каждым ребенком с целью получения первоначальной психо­логической оценки негативных и позитивных особенностей детей (установление зоны ближайшего развития) и разработки на этой основе индивидуальных, дифференцированных рекомендаций.

Систематическая комплексная и индивидуальная психолого-педагогическая игровая диагностическая работа с детьми в сочета­нии с коррекцией на протяжении учебного года обеспечивают воз­можности для установления динамики развития каждого ребенка и группы в целом по формированию способности к обучению. В иг­ровой форме дети выполняют задания, связанные друг с другом в определенной последовательности, хотя опорный алгоритм не да­ется. Выясняются: — запас знаний об окружающем мире в виде общих представлений;

— конкретные особенности их простейшей систематизации;

— специфика использования детьми имеющихся, знаний в процессе решения мыслительных задач.

При оценке саморегуляции мыслительной деятельности учитываются:

— степень понимания;

— принятие задания;

— сохранение задания до конца выполнения;

— качество самоконтроля в процессе выполнения и оценке результатов.

Учет психологических особенностей детей производится после трудных заданий, с которыми ребенок не справляется, путем более легких; положительной эмоциональной окраски, устранения негативизма, желания выполнять задание.

Ряд вопросов выявляет этические особенности общения ребе ка со сверстниками и взрослыми, необходимые для коллективных форм обучения.

В процессе игровой деятельности ребенок пытается ответить простые вопросы, т.е. выявляется его умение выполнять два действия одновременно, что необходимо для дальнейшего обучения.

Участие родителей в первом знакомстве заключается в наблюдении за деятельностью ребенка, родители рассказывают о раннем развитии и наиболее характерных особенностях своего ребенка. Родители получают рекомендации, как играть с ребенком дома осуществлять психологическую поддержку с учетом его индивидуальных особенностей.

II этап (промежуточный) — диагностики школьной готовности предусматривает выявление динамики, которую отмечают учитель и родители и продолжение работы, с детьми в классе и в домашних условиях.

III этап является итоговым по результатам обучения детей в диагностическом классе.

Таким образом, в диагностическом плане ребенок, прежде чем войти в коллективный процесс обучения, устанавливает индивидуальный контакт с учителем, знакомится с ним, что крайне важно для детей с ДЦП, имеющих нарушения эмоционально-волевой сферы.

По окончании диагностического класса на психолого-медико- педагогическом консилиуме определяется вариант дальнейшем обучения учащихся с учетом достигнутого уровня, потенциальных возможностей, психофизического статуса и особенностей развития личности ребенка.

44. Обучение школьников с НОДА в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья по ФГОС НОО для лиц с ОВЗ.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (от 29 декабря 2012 года)Статьи (42, 55, 59, 79) закрепляют право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.

Основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категории детей с ОВЗ:

дети с нарушениями зрения;

дети с нарушениями слуха;

дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР);

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);

дети с задержкой психического развития (ЗПР);

дети с нарушением интеллекта (У/О);

дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Смысл разработки ФГОС для детей с ОВЗ

Гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от :степени тяжести нарушения психического развития;способности к освоению цензового уровня образования;вида учебного заведения;

региона проживания.

Вступили в силу с 01.09.2016 г.:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от «19» декабря 2014 г. № 1598.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от «19» декабря 2014 г. № 1599.

Уровни конечного результата образования:

1 уровень (цензовый). Ребенок получает образование, находясь в их среде , и в те же календарные сроки.

2 уровень (цензовый). Ребенок получает образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, в более пролонгированные , чем в норме, календарные сроки.

3 уровень (не цензовый). Ребенок не способен усвоить цензовый уровень даже при обучении в пролонгированные сроки. Обучение завершается выдачей свидетельства об обучении. Данное свидетельство не является документом об образовании и не подтверждает освоение

образовательной программы основного общего или среднего общего образования. Главное для таких детей – социализация.

4 уровень (индивидуальный). Он предполагает дифференциацию специального стандарта образования детей с ОВЗ, приближение программы обучения к индивидуальным возможностям ребенка.

Варианты СФГОС предусмотренные для разных категорий детей с ОВЗ

Глухие дети – I, II, III, IV

Слабослышащие дети – I, II (III – только при наличии других нарушений)

Слепые дети – I, II, III, IV

Слабовидящие - I, II (III – только при наличии других нарушений)

Дети с речевыми нарушениями – I, II, III

Дети с двигательными нарушениями – I, II, III, IV

Дети с ЗПР - I, II, III

Умственно отсталые дети – III, IV ( цензовое образование исключается)

Дети с расстройствами аутистического спектра – I, II, III, IV

СИТУАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

В специализированной школе:

-в классе

-дистанционно

-на надомном обучении

В общеобразовательной школе:

-в специализированном классе

-в общем классе с индивидуальнымпланом или коррекционной программой

дистанционно

-на надомном обучении

-В семье

ФГОС ОВЗ включает требования к:

-структуре АООП НОО;

-условиям АООП НОО;

-результатам АООП НОО.

СФГОС

Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года; обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 г. для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения.

АООП –адаптированная основная общеобразовательная программа- (на класс, на школу).

АОП –адаптированная общеобразовательная программа (на ребенка).

СИПР –специальная индивидуальная программа развития (на ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью ,с тяжелыми и множественными нарушениями развития).

Сроки освоения АООП НОО

Стандарт устанавливает сроки освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования от 4 до 6 лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО.

Учебный план

Предметная область Коррекционно-развивающая область Внеурочная деятельность

Предметная область

Коррекционно-развивающая область

Внеурочная деятельность

Система специальных условий реализации

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

ФГОС с ОВЗ

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений (в рамках АООП)

Часы на внеурочную деятельность

(10 часов в неделю)

на коррекционно-развивающую область

для реализации направлений внеурочной деятельности

(не менее 5 ч. в неделю)

(не более 5 ч. в неделю)

Направления:

духовно-нравственное

общеинтеллектуальное

спортивно-оздоровительное

социальное

общекультурное

Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)

Ритмика - фронтальные и (или) индивидуальные занятия (на примере обучающихся с ЗПР)

45. Характеристика специальных условий обучения и воспитания лиц с НОДА.

Образовательная программа начального общего образования определяет содержание образования. ООП НОО представляет собой комплекс таких характеристик образования как: объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогические условия, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это адаптированная основная образовательная программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. ООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида.

ООП НОО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение специфической для младшего школьного возраста учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

ООП НОО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с учетом примерной основной образовательной программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата 8.

ФГОС для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата позволяет дифференцированно создавать с учетом особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с НОДА четыре варианта основной образовательной программы.

Вариант А – содержит требования к структуре программы коррекционной работы с обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которая является обязательным разделом ООП НОО в случае обучения этой категории обучающихся вместе со здоровыми сверстниками, а также специальные условия, которые позволяют удовлетворять их особые образовательные потребности

Этот вариант адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками.

Обучающийся с НОДА полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая основную образовательную программу, требования к которой установлены действующим ФГОС, обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах9. Эти специальные условия аттестаций конкретизируются применительно к особенностям обучающихся с НОДА по первому варианту ФГОС.

В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья.

Обязательной является систематическая специальная помощь – создание условий для реализации особых образовательных потребностей. Основная образовательная программа (требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно поддерживается программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной образовательной программы. Таким образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой частью основной образовательной программы, осваиваемой обучающимся с НОДА. Требования к структуре, условиям и результатам

коррекционной работы для каждого уровня образования задаются стандартом образования обучающихся с НОДА применительно к каждой категории детей в данном варианте.

Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной работы, составляющие структуру программы коррекционной работы в первом варианте ФГОС для обучающихся с НОДА:

поддержка в освоении основной образовательной программы;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;

осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Коррекционную помощь оказывает специалист (дефектолог, специальный психолог, педагог-психолог, прошедший специальную подготовку, позволяющую удовлетворять особые образовательные потребности ребенка). Он может работать в системе образовательных организаций, для обучающихся с НОДА – в системе здравоохранения, где есть специалисты необходимого ребёнку профиля (Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации, ПМС-центры, ПМПК и др.).

В соответствии с установленной для первого варианта структурой программы коррекционной работы определяются специальные требования к результатам коррекционной работы по отношению к каждой категории обучающихся с НОДА.

Родители обучающегося с НОДА, готового к обучению в общеобразовательной среде, выражают в письменной форме желание обучать своего сына/дочь совместно со здоровыми сверстниками, а также – готовность систематически оказывать помощь своему ребенку дома.

В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со здоровыми сверстниками обучающийся с НОДА направляется на комплексное обследование в психолого-медико-педагогическую комиссию с целью выработки рекомендаций родителям и специалистам по его дальнейшему обучению по варианту А или на перевод обучающегося на вариант В.

Неспособность обучающегося с НОДА полноценно освоить отдельный предмет в структуре основной образовательной Программы не должна служить препятствием для выбора или продолжения освоения первого варианта ФГОС для обучающихся с НОДА, что конкретизируется применительно к каждой категории детей с НОДА с учетом общих и особых образовательных потребностей.

Варианты В, С и D – содержат дифференцированные требования к основным разделам АОП НОО, результатам ее освоения и условиям реализации, сформулированные с учетом специфики образовательных потребностей разных групп обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Вариант B: обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более

пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья или не противоречащими образовательными потребностями.

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, использование АОП.

Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями ограничений здоровья и особыми образовательными потребностями категории обучающихся с НОДА и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребёнку.

Вариант В отличается от первого (инклюзии) также усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. В связи с неизбежной вынужденной упрощённостью специальной среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к ребёнку, но ограничивающей его контакты и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по планомерному введению ребёнка в более сложную социальную среду. Ее смыслом является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребёнка с НОДА с нормально развивающимися сверстниками.

Вариант C: в этом варианте требования к итоговым достижениям обучающихся не соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников на всех его уровнях и к моменту завершения школьного образования.

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, обязательно использование адаптированной образовательной программы, которая при необходимости индивидуализируется. В структуре адаптированной образовательной программы «академический» компонент редуцирован в пользу расширения области развития жизненной компетенции.

Ребёнок находится в среде сверстников с ограниченными возможностями здоровья. Рабочее место каждого обучающегося организуется в соответствии со специфическими потребностями детей НОДА, особенностями развития и особыми образовательными потребностями конкретного ребёнка.

В связи со значительной вынужденной упрощённостью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к ребёнку и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную социальную среду. Смыслом этой работы является планомерное подготовленное и дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребёнка в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов таких детей с их нормально развивающимися сверстниками.

Вариант D: обучающийся с НОДА получает образование, итоговые достижения которого определяются его индивидуальными возможностями. При значительном ограничении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции.

В четвертом варианте стандарта обязательной и единственно возможной является индивидуальная специальная образовательная программа. Требования к ее структуре едины для всех категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающийся с НОДА находится в среде сверстников с различными ограничениями здоровья, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и учебное место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребёнка.

Обязательной является специальная организация всей жизни обучающегося для реализации его особых образовательных потребностей, развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и дома10

Требуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, её смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах. Четвертый вариант стандарта, как и третий, предусматривает не только адаптацию ребёнка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие.

Представленные четыре варианта стандарта рассматриваются как интегральные характеристики требований к итоговым достижениям обучающихся с НОДА, структуре программ (основной образовательной; коррекционной работы, адаптированной основной образовательной, специальной индивидуальной образовательной), условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей обучающихся с НОДА.

Стандартизация промежуточных результатов образования по отношению к каждому уровню образования обеспечивает сохранение возможности перехода ребёнка с одного варианта стандарта на другой в процессе школьного обучения. Это необходимо для максимального использования потенциальных способностей детей и реализации их права на получение образования, адекватного возможностям, которые раскрываются в самом процессе обучения.

Таким образом, стандарт образования для обучающихся с НОДА предусматривает механизмы гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования.

Образовательная организация может на основе ФГОС для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата разработать в соответствии со спецификой своей уставной деятельности один или несколько из предложенных четырех вариантов основных образовательных программ, в которых формулируются требования к содержанию образования, условиям реализации основной образовательной программы и результатам ее освоения с учетом степени выраженности нарушений в развитии и их сочетаний у обучающихся.

Определение варианта основной образовательной программы для обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

46. Варианты программ обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата школе по ФГОС НОО для лиц с ОВЗ.

Категория детей с ОВЗ Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Глухие дети 1.1, 1.2, 1.3, 1.4

Слабослышащие дети 2.1, 2.2, 2.3

Слепые дети 3.1, 3.2, 3.3, 3.4

Слабовидящие дети 4.1, 4.2, 4.3

Дети с речевыми нарушениями 5.1,5.2

Дети с двигательными нарушениями 6.1, 6.2, 6.3, 6.4

Дети с задержкой психического развития 7.1, 7.2

Дети с расстройствами аутистического спектра 8.1, 8.2, 8.3, 8.4

Дети с умственной отсталостью ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - варианты 1, 2

В связи с особенностями контингента обучающихся в каждом случае у образовательной организации имеется возможность организовать обучение учащихся по учебному плану,

индивидуальному плану, реализация которого может подразумевать различную меру участия родителей (законных представителей) ребенка, привлечение сторонних организаций при осуществлении сетевого взаимодействия, другие возможности совершенствования условий для достижения наилучшего результата обучения школьников с ОВЗ и их адаптации в жизни современного общества.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 314.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...