Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проект «Социологический опрос»




При изучении информационных технологий интересным получается проект «Социологический опрос», где старшеклассники, составив анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывают полученные материалы в Excel.

Тип проекта:исследовательский.

Планируемый результат:получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация диаграммами.

Цели: отработка навыков сбора информации путём проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью Excel, самообучение построению диаграмм по полученным таблицам.

Предметно-содержательная область: информатика и любая область окружающей действительности.

Длительность:два урока и время для подготовки домашнего задания.

Так как данный проект предполагает проведение исследования определённых социальных процессов, то для работы в нём привлекаются такие школьные специалисты, как психолог, социальный педагог и врач. Я обычно подхожу к ним заранее и прошу обозначить проблемы, в решении которых ученики могли бы оказать им реальную помощь. Для того, чтобы поставленные проблемы не были совсем узкими, учащихся компоную по 3 человека в группе.

При работе в малых группах ученики выясняют друг у друга все, что им непонятно. В случае необходимости все вместе обращаются ко мне за помощью. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний, данных учителем, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных ситуациях.

Темы исследований могут быть различными, это и отношения – учитель-ученик, асоциальные семьи, твоё свободное время, распорядок дня, наркотики и молодёжь, занятия спортом и так далее.

Учащиеся проходят все этапы проектирования, отвечая каждый за своё направление и постоянно обучая своих товарищей полученным навыкам. Защита проектов проводится на уроке, обязательно с конкретными выводами и рекомендациями. Для представления результатов возможна демонстрация подготовленной презентации.

Одной из возможностей применения ПК в предпрофессиональной деятельности учащихся является решение экономических задач с использованием программы Excel.

В качестве примера приведу ученический проект «Моё предприятие». Мы выполняем этот проект в 11-ом классе, после изучения темы «Типы адресации».

Цель проекта - показать возможность практического применения полученных знаний, расширить представление о сфере применения прикладных программ, закрепить навыки и умения использования табличных процессоров.

Проект носит практико-ориентированный характер.

Длительность проекта – три пары уроков.

Проблема проекта заключается в следующем: изначально имеется некоторая сумма денег, каждый должен организовать своё предприятие, нанять работников, закупить оборудование и так далее. Работа предприятия должна быть организованна так, чтобы через 6 месяцев оно оказалось прибыльным.

Выполняя проект, учащиеся на практике убеждаются, что труд руководителя требует компетентности во многих областях. Защита проекта проводится в виде отчёта, который содержит основные формулы расчета и вывод о рентабельности предприятия. В рамках этого проекта учащиеся самостоятельно осваивают создание иллюстративного материала к полученным расчетам, определяют наиболее подходящий вид графиков и диаграмм.

Вывод

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий информационного цикла делаю следующие выводы:

Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.

Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

Это обусловлено:

· проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;

· неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Однако, использование проектной методики все еще уступает применению традиционного подхода в процессе обучения. Это обусловлено неполной или несвоевременной информированностью учителей о специфике использования данного альтернативного подхода в процессе обучения, консервативной атмосферой большинства общеобразовательных школ, а также существующими трудностями использования проектной методики со стороны учащихся: разный уровень знаний, недостаточная способность к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самообучению. Поэтому организация проектной работы требует, прежде всего, исследования основных теоретических и практических основ использования проектной методики в учебном процессе. Надеюсь, что представленный опыт поможет выполнить эту нелёгкую задачу.

Проектная технология во внеурочное время

Проект «Фотоальбом» (Приложение 1)

Цель проекта: изучение возможностей применения различных стилей, эффектов, кистей в программе PhotoShop для получения из обычной фотографии или рисунка высоко - художественного полотна, с подражанием известным направлениям и школам в живописи.

План работы над проектом (долговременный 1 – 2 триместр):

1. Изучение творческих работ учащегося.

2. Более глубокое изучение возможностей программы PhotoShop.

3. Наложение стилей, эффектов, стилизованных кистей программы PhotoShop на отобранные работы учащегося, с целью создания полотна в определенной манере живописи.

4. Изучение HTML – программирования, с целью создания сайта – конечного продукта данного проекта.

5. Создание сайта «Фотоальбом» (опубликован на сайте «Сообщества учителей информатики Западного Дегунино САО г. Москвы» www.teacher-it.ru/design/index.htm).
Результат: Проект занял 1 место в районной олимпиаде по Проектной деятельности, 3 место на научно-практической конференции САО г. Москвы «Мое ноу-хау», имеет Свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 10586 в Отраслевом фонде алгоритмов и программ УДК: 75.01+75.02 (075.3), N гос.регистрации 50200800946, Св. N 10586, М., 2008 (Приложение 1.1).

Выводы: Всевозможные эффекты, мощный набор инструментов, различных фильтров делают эту программу просто незаменимой, например, для профессионального фотографа, работающего с цифровыми фотографиями, либо для дизайнера. На мой взгляд, Photoshop заслуженно завоевал звание лучшей профессиональной программы для редактирования растровых изображений. Данный продукт настолько насыщен всевозможными функциями, что иногда кажется, будто разработчики даже и не подозревали, в каких специфических областях станет возможно его применение.


Проект «Электронное пособие по теоретическим разделам Информатики» (Приложение 2)

Цель проекта:создание электронного пособия для преподавания сложных теоретических разделов Информатики (в помощь учителю Информатики), подбор большого количества различных задач, для более глубокого усвоения теоретического материала учащимися. Проект создан в помощь учителю Информатики.

План работы (долговременный 1 полугодие):

1. Детальное изучение теоретических разделов Иформатики:

v системы счисления;

v кодирование и измерение графической информации;

v кодирование и измерение символьной информации;

v кодирование и измерение звуковой информации;

2.  Подбор задач и их решений, иллюстраций, графиков.

3. Оформление проекта в программе PowerPoint.

4. Разработка дизайна CD – ROM диска с проектами учеников школ Западного Дегунино.

В моей работе представлены только некоторые разделы Проекта (http://www.teacher-it.ru/halp.htm)

Результат:Проект занял 1 место в районной олимпиаде по Проектной деятельности, имеет Свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 10586 в Отраслевом фонде алгоритмов и программ УДК: № государств. Регистрации 5020091036 от 30.10.2009 (Приложение 2.1), выпущен CD – ROM диск с проектами учеников школ Западного Дегунино (Приложение 2.2).

Выводы

Несмотря на нацеленность проектной деятельности и метода проектов в частности на конечный результат (продукт), для решения дидактических задач важен не только сам результат, а именно процесс его достижения, процесс решения проблемы, постепенное продвижение к замыслу, который изначально необходимо создать и осознать.

После завершения работы над проектом учащиеся овладели системой основных понятий (дизайн, компьютерный дизайн, мультимедийная презентация, Microsoft PowerPoint, WordArt, автофигуры, анимация объектов, гиперссылка) и имеют представление об алгоритме действий при составлении мультимедийной презентации Microsoft PowerPoint, овладевают первичными навыками работы в программе Microsoft PowerPoint.

Заключение

В настоящее время в Российской Федерации в системе образования широко используются новейшие информационные технологии и средства телекоммуникаций. Происходит расширение масштабов новых форм образования с применением информационных технологий и компьютерных сетей.

Важнейший фактор, с которым должны считаться при использовании новейших информационных и телекоммуникационных технологий в системе образования (и воспитания) – это человек. Человек – основа функционирования и развития общества, и поэтому фундаментальным принципом образования является положение о необходимости создания условий для развития индивидом своего потенциала.

Реально защищенным в социальном отношении может быть лишь широко образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий или требований рынка.

Материалы, представленные в работе, позволяют сделать вывод о том, что развитость и совершенство методов и средств современных информационных технологий создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека в процессе его образования. Именно с новыми информационными технологиями сегодня  связываются реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения.

Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу учащихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности. По результатам анализа педагогической литературы можно отметить следующие актуальные преимущества использования метода проектной деятельности в современной школе:

1. Значительное увеличение самостоятельной работы учащихся.

2. Получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.

3. Повышение мотивации учащихся в учебе.

4. Процесс обучения становится самомотивируемым, так как возрастает интерес и вовлеченность в работу по мере ее выполнения.

5. Активизация познавательных интересов учащихся.

6. Повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы.

7. Предоставление каждому возможности самореализации.

8. Развитие творческих способностей учащихся.

9. Вовлечение всех учащихся в коллективную мыследеятельность.

10. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.

11. Получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших технологических средств.

Гипотеза нашего исследования получила свое подтверждение, цель исследования была достигнута. Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми,  применять наиболее актуальные информационные технологии т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Список литературных источников:

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса образования. М., 1977.

2. Бибек,Артур, Смит,Бад. Создание Web-страниц для «чайников»,7-е издание.: Пер. с англ.-М.: Издательский дом «Вильямс»,2009.-304с.: ил.-Парал.тит. англ.

3. Власова Ю. Ю., Личностный аспект проблемы восприятия информации. // Информатика и образование, № 1, 1998.

4. Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. // Информационные технологии № 6, 1998.

5. Додока С.Н. Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании / Под ред. С.Ю.Михина. - М.: Центр, 1999. – 137 с.

6. Дьюи Джон. Психология и педагогика мышления. -М., 1997.

7. Дьяченко В.К.Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы.-М.,1991.

8. Зайцева С. А. Иванов В. В. «Информационные технологии в образовании» http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm

9. Информационные технологии и образование / Отв.ред. А.И.Ракитов. - М.: ИНИОН РАН, 1996. – 136 с.

10. Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе.-Л.,1925.

11. Коджаспирова Д.М., Коджаспирова Ю.А. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2000. – 176 с.

12. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебно-методическое пособие.-М.,2000.

13. Лобачев С.Л. Дистанционное образование образовательные технологии: Информационный аспект. - М.: МЭСИ, 1998. – 104 с.

14. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы.  http://www.educom.ru

15. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000

16. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.// Народное образование,№7, 2000, с 151-157.

17. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии.- М.: Наука, 1999. – 191 с.

18.  Организация информационного пространства образовательного учреждения: практич. руководство/Б.П. Сайков.-М.: Бином. Лаборатория знаний,2005.-406с.:ил.

19. Павлова М.Б., Питт Дж. И др. Метод проектов в технологическом образовании щкольников: Пособие для учителя./Под ред. И.А. Сасовой.-М.,2003.

20. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педвузов.-М.,2003.

21. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.

22. Растригин Л. Компьютерное обучение и самообучение. // Информатика и образование, № 6, 1991.

23. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании. – М.: Школа-Пресс, 1994.

24. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб.пособие.-М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

25. Сергеев И.С. –Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.-М.,2003.

26. Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя.2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: БХВ- Петербург,2008.-464с.:ил.+DVD

27. Тихонов А.Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке(IT&T ES'2007): Материалы международной научной конференции,ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М.: ЭГРИ, 2007. - 222 с.

28.  Тюленева О.С. Повышение качества образования через использование ИКТ. http://festival.1september.ru/articles/583315/

29. Устименко В.К., Махотин Д.А., Твердынин Н.М. Методика технологического образования учащихся: вариативный подход – М.: агенство «Социальный проект», 2009.-128с.

30. Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е.Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий.-М.:2006 г.-160с.

31. Цветкова М.С. Столетие проектного обучения. // Информатика (еже­недельное приложение к газете «Первое сентября»). 2002. №20. - С. 1-2.

32. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязан­ностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. №3. - С. 11-17.

33. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка ре­зультатов // Директор школы. 1998. №4. - С. 7-12.

34. Ядов Г.Б. Информация и общество// Вокруг света. – 2004. - № 2.

35. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.-М.,1996.

36. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Метод_проектов

Приложение 1

Проект «Фотоальбом»

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 365.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...