Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современные информационные технологии в образовательном процессе




Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

 

Институт дополнительного образования

 

Выпускная квалификационная работа

 

Тема: «Применение информационных технологий в образовательном процессе на примере проектной деятельности»

 

Выполнила:

Слушатель профессиональной переподготовки по программе: «Преподаватель информатики и математики»

Федорова Светлана Владимировна

Научный руководитель:

                                                      Лесин С.М., к.п.н., доцент кафедры

                                                      профессионального развития

                                                      педагогических работников

 

 

 

 

Москва

2011

Оглавление

 

Введение ……………………………………………………………..…. 3

Глава 1. Теоретические и методические аспекты применения информационных технологий в образовательном процессе на примере проектной деятельности

1.1. Современные информационные технологии в образовательном процессе ……………………………………………………………….……….. 6

1.2. Теоретические и методические основы проектной деятельности..9

1.3. Из истории проектного метода ……………….…………….… 18

Глава 2. Практические аспекты применения информационных технологий в образовательном процессе на примере проектной деятельности

2.1. Проектная технология на уроках информатики………………………………………………………………….... 19

2.2. Проектная технология во внеурочное время……………………….32

Заключение ………………………………………………………….…. 35   

Список литературных источников …………………………….….….. 38

Приложение 1 …………………………………………………….….… 41

Приложение 1.1. ………………………………………………….….… 47

Приложение 2 …………………………………………………….….… 48

Приложение 2.1. ………………………………………………….….… 53

Приложение 2.2. ……………………………………………………..… 54

Введение

Актуальность данной работы определяется тем, что работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.

В своей профессиональной деятельности я использую проект как главный инструмент закрепления учащимися полученных знаний, навыков работы в различных областях информационных и коммуникационных технологий.

Разработка, представление и защита проекта проводится как во внеурочное время, так и на уроках преподавания информационных технологий.

Цель - изучить особенности и специфику проектной деятельности на современном этапе в области школьного образования, ее роль в повышении качества знаний учащихся.

Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения, формируют осмысленное исполнение жизненно-важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются ключевые компетенции учащегося: трудовые, коммуникативные, социальные. К таковым, например, относятся:

• выявление потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей (и услуг);

• понимание постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к представлению выполненной работы или ее частей;

• планирование конечного результата и представление его в вербальной форме, то есть, без ограничения фантазии, школьники должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме — я хотел бы...;

• планирование действий, то есть распоряжение бюджетом времени, сил, средств. Составление последовательности действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы;

• создание обобщенного алгоритма проектирования;

• внесение коррективов в ранее принятые решения;

• конструктивное обсуждение результатов и проблем каждого этапа проектирования; формулирование конструктивных вопросов и запросов о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т.п.);

• выражение замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;

• поиск и нахождение необходимой информации самостоятельно;

• составление схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представление их в вербальной форме;

• оценивание результата по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;

• оценивание проектов, выполненных другими;

• формирование критериев оценивания проектов и процедуры публичной защиты проектов;

• формирование представлений о профессиональной проектной деятельности, об индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии;

• расшифровывание замысла, идей, решений проектировщика по «посланию» («знаку», «смыслу»), которым является готовое изделие, появившееся на рынке.

Таким образом, динамичное развитие в процессе практической подготовки личностных качеств и ключевых компетенций становится ядром содержания профильного образования. А ядром педагогической технологии, позволяющей реализовать новое содержание, на сегодняшний день является метод проектов.

В первой главе содержатся пояснения к тому, что понимается под современными информационными и коммуникационными технологиями, какую роль они играют в школьном образовательном процессе. Раскрываются цели, задачи применения проектного метода преподавания.

Таблично указаны универсальные этапы работы над проектом, а также задачи, которые ставятся перед учителем и учеником в процессе работы над ним. Дана историческая справка появления понятия проектной деятельности.

Вторая главапосвящена теме «Практические аспекты применения информационных технологий в образовательном процессе на примере проектной деятельности», где представлены два раздела:

1. Проектная технология на уроках информатики;

2. Проектная технология во внеурочное время.

 

Глава 1. Теоретические и методические аспекты применения информационных технологий в образовательном процессе на примере проектной деятельности

Современные информационные технологии в образовательном процессе

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).[11]

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».

Современное образование создало проблему информационной перегруженности учащихся и проблему ориентировки в избыточном количестве информации. Как быть? Что делать если перегруженные дети просто упускают часть информации, которую им не под силу усвоить?

Противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом заставляет современную педагогику отказаться от всестороннего развития личности и перейти к развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию›.

Основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение.[28]

Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий.

Среди технологий, позволяющих осваивать учебный материал и включать в учебный процесс мотивационную сферу ученика, предпочтение отдается тем, которые являются главными составляющими интегральной технологии педагогического процесса:

а. Информационно-коммуникационные технологии

Применение информационных технологий в учебном процессе позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным. Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками[12].










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 296.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...