Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Современные информационные технологии в образовательном процессеСтр 1 из 8Следующая ⇒
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Институт дополнительного образования
Выпускная квалификационная работа
Тема: «Применение информационных технологий в образовательном процессе на примере проектной деятельности»
Выполнила: Слушатель профессиональной переподготовки по программе: «Преподаватель информатики и математики» Федорова Светлана Владимировна Научный руководитель: Лесин С.М., к.п.н., доцент кафедры профессионального развития педагогических работников
Москва 2011 Оглавление
Введение ……………………………………………………………..…. 3 Глава 1. Теоретические и методические аспекты применения информационных технологий в образовательном процессе на примере проектной деятельности 1.1. Современные информационные технологии в образовательном процессе ……………………………………………………………….……….. 6 1.2. Теоретические и методические основы проектной деятельности..9 1.3. Из истории проектного метода ……………….…………….… 18 Глава 2. Практические аспекты применения информационных технологий в образовательном процессе на примере проектной деятельности 2.1. Проектная технология на уроках информатики………………………………………………………………….... 19 2.2. Проектная технология во внеурочное время……………………….32 Заключение ………………………………………………………….…. 35 Список литературных источников …………………………….….….. 38 Приложение 1 …………………………………………………….….… 41 Приложение 1.1. ………………………………………………….….… 47 Приложение 2 …………………………………………………….….… 48 Приложение 2.1. ………………………………………………….….… 53 Приложение 2.2. ……………………………………………………..… 54 Введение Актуальность данной работы определяется тем, что работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. В своей профессиональной деятельности я использую проект как главный инструмент закрепления учащимися полученных знаний, навыков работы в различных областях информационных и коммуникационных технологий. Разработка, представление и защита проекта проводится как во внеурочное время, так и на уроках преподавания информационных технологий. Цель - изучить особенности и специфику проектной деятельности на современном этапе в области школьного образования, ее роль в повышении качества знаний учащихся. Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения, формируют осмысленное исполнение жизненно-важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются ключевые компетенции учащегося: трудовые, коммуникативные, социальные. К таковым, например, относятся: • выявление потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей (и услуг); • понимание постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к представлению выполненной работы или ее частей; • планирование конечного результата и представление его в вербальной форме, то есть, без ограничения фантазии, школьники должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме — я хотел бы...; • планирование действий, то есть распоряжение бюджетом времени, сил, средств. Составление последовательности действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы; • создание обобщенного алгоритма проектирования; • внесение коррективов в ранее принятые решения; • конструктивное обсуждение результатов и проблем каждого этапа проектирования; формулирование конструктивных вопросов и запросов о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т.п.); • выражение замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов; • поиск и нахождение необходимой информации самостоятельно; • составление схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представление их в вербальной форме; • оценивание результата по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне; • оценивание проектов, выполненных другими; • формирование критериев оценивания проектов и процедуры публичной защиты проектов; • формирование представлений о профессиональной проектной деятельности, об индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии; • расшифровывание замысла, идей, решений проектировщика по «посланию» («знаку», «смыслу»), которым является готовое изделие, появившееся на рынке. Таким образом, динамичное развитие в процессе практической подготовки личностных качеств и ключевых компетенций становится ядром содержания профильного образования. А ядром педагогической технологии, позволяющей реализовать новое содержание, на сегодняшний день является метод проектов. В первой главе содержатся пояснения к тому, что понимается под современными информационными и коммуникационными технологиями, какую роль они играют в школьном образовательном процессе. Раскрываются цели, задачи применения проектного метода преподавания. Таблично указаны универсальные этапы работы над проектом, а также задачи, которые ставятся перед учителем и учеником в процессе работы над ним. Дана историческая справка появления понятия проектной деятельности. Вторая главапосвящена теме «Практические аспекты применения информационных технологий в образовательном процессе на примере проектной деятельности», где представлены два раздела: 1. Проектная технология на уроках информатики; 2. Проектная технология во внеурочное время.
Глава 1. Теоретические и методические аспекты применения информационных технологий в образовательном процессе на примере проектной деятельности Современные информационные технологии в образовательном процессе Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).[11] В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии». Современное образование создало проблему информационной перегруженности учащихся и проблему ориентировки в избыточном количестве информации. Как быть? Что делать если перегруженные дети просто упускают часть информации, которую им не под силу усвоить? Противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом заставляет современную педагогику отказаться от всестороннего развития личности и перейти к развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию›. Основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение.[28] Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий. Среди технологий, позволяющих осваивать учебный материал и включать в учебный процесс мотивационную сферу ученика, предпочтение отдается тем, которые являются главными составляющими интегральной технологии педагогического процесса: а. Информационно-коммуникационные технологии Применение информационных технологий в учебном процессе позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным. Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками[12]. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 296. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |