Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Блок помещений начальной школы.




Табл. Площади помещений в школьном блоке

Помещения

Минимальные площади помещений на одного ребенка в м2

 

Гардеробная

0,5м2

ГПД спальня

2,5 м2

4,0 м2

Санузел (при классе и при ГПД

1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1м2 на одного обучающегося.

Класс

2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

Рекреации

0,6 м2

При проектировании зоны рекреации в виде зальных помещений площадь устанавливается из расчета 2 м2 на одного учащегося

Комната для специальных занятий _ _ 1,6

Основное отличие этого блока от рядовой групповой ячейки – это отдельное помещение для проведения уроков. Если дошкольника играют, обучаются и питаются в одном помещении – игровой, то школьникам выделяется отдельно класс и отдельно помещение группы продленного дня и спальной для дневного сна. Санузлы при классных комнатах – раздельные, вход из коридора или холла (предполагается, что на всех детей начальной школы 1 санитарный блок). Однако в каждой классной комнате должен быть предусмотрен рукомойник. Помещения группы продленного дня (ГПД) необязательно предусматривать в непосредственной близости от классной комнаты. В этом случае при ГПД необходимо предусматривать еще один санитарный блок.

При начальной школе необходимо предусматривать общую раздевалку для хранения верхней одежды и сменной обуви.

Питание школьников 3-х разовое (завтрак, обед, полдник) организовывается в отдельной столовой, которая должна быть оборудована рукомойниками. Связь столовой и кухни должна быть непосредственной, а связь столовой, классных и игровых – удобной.

Спортивная зона школьного блока и зона кружковых и творческих занятий предполагается общая с дошкольным блоком.

Вход в школьный блок необходимо предусматривать отдельный от входа (входов) в помещения групповых ячеек. При этом сам блок может располагаться как на первом, так и на втором этаже.

 

Основные санитарно-гигиенические нормы для помещений начальной школы.

1. Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты, лаборатории, учебные мастерские, помещения медицинского назначения, спортивные, танцевальные и актовые залы.

2. Вместимость вновь строящихся или реконструируемых общеобразовательных учреждений должна быть рассчитана для обучения только в одну смену.

3. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе.

4. Ширина рекреаций при одностороннем расположении классов должна составлять не менее 4,0 м, при двустороннем расположении классов - не менее 6,0 м.

5. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

6. Без естественного освещения допускается проектировать: снарядные, умывальные, душевые, туалеты при гимнастическом зале; душевые и туалеты персонала; кладовые и складские помещения, радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для хранения дезинфекционных средств.

7. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола. Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.

Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики - на север, северо-восток.

Продолжительность инсоляции в учебных помещениях и кабинетах должна быть непрерывной, по продолжительности не менее:

- 2,5 ч. в северной зоне (севернее 58 градусов с.ш.);

- 2,0 ч. в центральной зоне (58 - 48 градусов с.ш.);

- 1,5 ч. в южной зоне (южнее 48 градусов с.ш.).

Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, физики, химии, рисования и черчения, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений высота учебных помещений должна быть не менее 3,6 м2.

Спортивный зал

Спортивный зал рекомендуется размещать на 1-м или 2-м этаже здания или в отдельно пристроенном здании. Рекомендуемые площади спортивных залов: 9,0 х 18,0 м, 12,0 х 24,0 м, 18,0 х 30,0 м. Высота спортивного зала должна составлять не менее 6,0 м.

При спортивных залах в существующих общеобразовательных учреждениях должны быть предусмотрены снарядные; раздевальные для мальчиков и девочек. при спортивных залах должны быть предусмотрены: снарядные; помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих и моющих растворов площадью не менее 4,0 м2; раздельные для мальчиков и девочек раздевальные площадью не менее 14,0 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек душевые площадью не менее 12 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек туалеты площадью не менее 8,0 м2 каждый. При туалетах или раздевалках оборудуют раковины для мытья рук.

Спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня, должны быть раздельными для мальчиков и девочек.

Для персонала при классах и ГПД выделяется отдельный санузел из расчета 1 унитаз на 20 человек.

 

Блок для физического и творческого развития.К помещениям, общим для всех детских групп, относятся: залы для музыкальных и гимнастических занятий с кладовой для хранения физкультурного инвентаря. Блок для физического развития включает в себя большие по площади залы для занятий гимнастикой, танцами, а также помещения бассейна (ванна бассейна, раздевалка, душевые санузлы). Один из больших залов может использоваться для музыкальных занятий, но все же лучше предусматривать для этого свое помещение. Помещения для творческого развития могут включать в состав зал для пения (где стоит пианино), кружковые помещения с соответствующим оборудованием. При этом музыкальный зал может использоваться для разных общих мероприятий: утренников, праздников и т.п.

Залы для гимнастических занятий устраиваются во всех детских учреждениях вместимостью 4 и более групп, а начиная с 12 групп - устраиваются еще и залы для музыкальных занятий и проектируются из расчета площади на одно место соответственно не менее 2 и 4 м2 Располагать их можно на любом этаже.

 
Количество групп

Учреждения

п.п. в дошкольном

общего типа

специализированные

  учреждении

площадь зала,м2

    физкультурного музыкального физкультурного музыкального
1 4 75
2 От 4 до 6 100
3 8 75 60
4 Св. 6 до 8 100
5 " 8 " 14 100 50

 


Примечание. При каждом зале следует предусматривать кладовые по 6 м2.

Залы для музыкальных и физкультурных занятий следует размещать в здании яслей-садов так, чтобы была обеспечена их удобная взаимосвязь с групповыми ячейками дошкольных групп и старших групп яслей: при централизованной композиции - в центральной части здания с кратчайшими, предпочтительно горизонтальными, коммуникациями; при блочной - ближе к группам дошкольников; при павильонной - в корпусах с групповыми ячейками дошкольников или служебно-бытовом здании. Залы для музыкальных и физкультурных занятий рекомендуется проектировать с соотношением сторон 1:1,5 (рис. 44), но не более 1:2. Наилучшая форма зала - квадратная. Окна рекомендуется размещать с одной стороны.

 

В комплексах детских яслей-садов, а также в зданиях детских дошкольных учреждений с числом детей в дошкольных группах не менее 200, в IA, IБ и IГ климатических подрайонах и в сельской местности при обслуживании группы взаимосвязанных населенных пунктах допускаются крытые плавательные бассейны.

 
№ п.п. Параметры ванны, м Глубина, м Возраст детей Характер занятий Единовременная пропускная способность, чел. Размещение
1 1,7х0,75 0,5 От 3 недель Поддержки 1 ДП, ФОП
      до 6 месяцев Проводки    
2 3х2 0,6 От 6 месяцев до 2 лет Обучение плаванию 2 ФОП, МРДБ
3 6-7х3 0,6-0,8 2-4 года То же 12 ДУ, МРДБ
4 10-12,5х6 0,6-0,8 4-6 лет Самостоятельное плавание 24х12х2 МРДБ, КДУ

 

 


Наиболее распространенными в практике данного периода является строительство плавательных бассейнов с ванной размером 6-7х3м в детских дошкольных учреждениях и 10-12,5х6 м - в отдельно стоящих блоках в микрорайоне на группу дошкольных учреждений или в комплексах дошкольных учреждений.

В состав помещений бассейна, как правило, должны входить: зал с ванной; две раздевальни с душевыми и туалетом; комната тренера; комната медсестры; лаборатория анализа воды; узел управления; технические помещения, связанные с обслуживанием бассейна.

Схема функциональной взаимосвязи помещений бассейна

1 - бассейн; 2 - раздевальня; 3 - зал для подготовительных занятий; 4 - душ;

5 - методический кабинет, класс; 6 - вестибюль; 7 - административно-бытовые помещения

 

При зале с ванной следует предусматривать кладовую для спортивного инвентаря площадью 6 м2.

Ванна бассейна для занятий дошкольников должна проектироваться переменной глубины от 0,6 до 0,8 м. По периметру ванны следует предусматривать обходные дорожки шириной не менее 0,75 и 1,5 м со стороны выхода из душевых.

 

Площадь каждой раздевальни следует принимать из расчета не менее 0,72 м2 на одно место единовременной пропускной способности. При каждой раздевальной следует предусматривать душевые из расчета одна душевая сетка на четыре места единовременной пропускной способности и туалет на один унитаз и один умывальник.

Комната тренера должна проектироваться с кабиной для переодевания, туалетом и душем площадью 9 м2.

Комната медсестры, лаборатория анализа воды и узел управления должны размещаться смежно, суммарная площадь их должна быть не менее 18 м2.

Медицинский блок. В детских дошкольных учреждениях должны предусматриваться помещения, связанные с медицинским обслуживанием детей, в состав которых входят: медицинская комната, процедурный кабинет и изолятор.

В зданиях дошкольных учреждений общего типа на 150 мест медицинская комната и процедурный кабинет могут размещаться в одном помещении площадью 9 м2, в зданиях свыше 150 мест и специализированных дошкольных учреждениях в раздельных помещениях площадью по 9 м2 каждое.

Медицинская комната должна иметь самостоятельный вход из коридора, размещаться смежно с одной из палат изолятора. В состав изолятора должны входить: приемная, палата и туалет. Число мест в палатах изолятора должно составлять до 1,5 % от вместимости учреждения. Палаты следует проектировать одно- или двухместные, соответственно площадью 4 и 6 м2. Палаты не должны быть проходными. Площадь приемной при одной палате изолятора 4 м2, при двух 6 м2. На площади приемной должно размещаться место для мойки посуды. Площадь туалета с местом для приготовления дезинфицирующих средств 6 м2. Медицинские помещения рекомендуется располагать на первом этаже.

Логопедический кабинет площадью 12 м2 предусматривается из расчета один на четыре группы. Класс предметно-практического обучения площадью 24 м2 - один на учреждение. В связи с тем, что занятия с логопедом проходят индивидуально или небольшими группами, для удобства пользования этим помещением необходимо предусмотреть непосредственную связь логопедического кабинета с раздевальней, так как дети могут приглашаться на занятия прямо с прогулки.

Блок административно-хозяйственных помещений.В состав административно-хозяйственных помещений входят пищеблок, постирочная и служебно-бытовые помещения (кабинет заведующего, комнаты завхоза, персонала, кастелянши, кладовая и др.).

Пищеблок обязательно имеет самостоятельный выход наружу. Кладовые размещают рядом с кухней, они не должны быть проходными. Проход в кладовые через кухню не допускается.

 

Блок кухни должен включать горячий и холодный цеха, загрузку и помещения складов для продуктов питания, раздаточную, моечную, хранения посуды и т.д. Некоторые продукты можно хранить какое-то время (сырые овощи, крупы, замороженные продукты и т.п.) для них следует предусматривать соответствующие места хранения. Некоторые продукты требуют ежедневной загрузки (хлеб, молочные продукты), для них следует предусматривать хранение в течении одного дня. Кухня обеспечивает питанием все группы, поэтому удобнее ее размещать ближе к геометрическому центру здания, однако, это не обязательное условие. Гораздо важнее наличие прямых коридоров, ведущих в групповые комнаты, т. К. раздача пищи происходит по группам в общей посуде (большие кастрюли). Раздача по отдельным тарелкам происходит уже непосредственно в групповой.

Административный блок это помещение директора, его заместителей, бухгалтерии и кассы. Здесь же могут находиться помещения гардеробной для работников, их санузел, место отдыха, а также помещение дежурного врача или медсестры с карантинным блоком. Административный блок должен иметь удобные связи со всеми помещениями детского сада

 

Рис. 1. Схема организации комплексов дошкольных учреждений (ЦНИИЭП учебных зданий)

а - в виде отдельно стоящих зданий; б - в виде корпусов, соединенных переходом

1 - корпус ясельных групп; 2 - корпус групп детского сада; 3 - служебно-бытовое здание

 

а.   б.

 

Рис. 2. Схема организации комплексов дошкольных учреждений в одном здании

(ЦНИИЭП учебных зданий)

а - комплекс на 480 мест (10+10 групп); б - комплекс на 660 мест (14+14 групп)

1 - блок ясельных групп; 2 - блок групп детского сада; 3 - блок служебно-бытовых помещений, для занятий, бассейна

 

 

а)      б.

Рис. 4. Кооперированное здание яслей-сада на 50 мест с малокомплектной школой на 108 учащихся ( конкурсный проект, архит. А. Папок).

а - аксонометрия; б - план 1-го этажа; в - план 2-го этажа

1 - блок помещений яслей-сада; 2 - помещения младших классов; 3 - мастерские;

4 - спортзал; 5 - столовая; 6 - пищеблок; 7 - кабинеты старших классов;

8 - медицинские помещения; 9 - административные помещения; 10 - библиотека

 

Рис. 8. Ясли-сад на 140 мест с сезонным расширением

(конкурсный проект, архитекторы С. Новоселов, Е. Смирнова)

а - фасад; б - план первого этажа; в - план мансарды;

1 - помещение групп ясельного возраста; 2 - помещения групп дошкольного возраста;

3 - зал для гимнастических и музыкальных занятий; 4 - бассейн; 5 - кухня; 6 - постирочная;

7 - помещения администрации; 8 - медицинские помещения; 9 - летние спальные веранды ясельных групп; 10 - летние спальные веранды дошкольных групп

 

Очевидно, что все связи внутри детского сада следует делать максимально удобными, поскольку в течение дня дети и работники постоянно перемещаются. При этом пищеблок следует делать максимально автономным.

Этажность детского сада, как правило, не превышает 2-х этажей. В стесненных градостроительных условиях возможно три этажа, но в этом случае, на третьем этаже размещается администрация.

Здания яслей-садов могут быть разно этажными (в указанном интервале этажности).

При блочно-павильонной структуре здания если кухня и прачечная предусматриваются отдельно стоящим блоком, то его лучше проектировать одно- или двухэтажным. В этом случае легче осуществить функциональное зонирование и транспортировку готовой пищи в групповых ячейках.

Помещения для групп кратковременного пребывания дошкольников разрешается проектировать только в первых этажах жилых зданий с учетом планировочной структуры жилого дома. Если первый этаж жилой, то под группу кратковременного пребывания отводится двух- или трехкомнатная квартира в зависимости от численности детей в группе. Это позволит в процессе эксплуатации при необходимости изменять количество таких групп в микрорайоне.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...