Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Приемы творческого реагирования на критику




1. Прием «ДА, ДА, ДА, НО» – В критике оппонента всегда представлена одна сторона, на которую он и давит. Для творческого реагирования на критику необходимо сначала найти не менее трех аргументов, чтобы согласиться с доводом оппонента, а затем сделать сильный контрудар, ответную критику.

2. Прием «кусков» – Необходимо расчленить высказывание оппонента на части таким образом, чтобы были явно видны верные «куски» и ошибочные, т.е. те позиции, с которыми Вы сможете согласиться и аргументировать должны быть акцентированы. Те же позиции, с которыми Вы не согласны, просто упускаются из виду, чтобы не накалять обстановку и повернуть ход разговора в желательное для Вас русло.

3. Прием «Бумеранга» – использование тех же аргументов, которые в качестве критики предъявлял Вам оппонент. Возвращать аргументы желательно не в утвердительно-категорической форме, а виде вопроса. Например, Неужели Вы сами никогда так не делали (не попадали в такую ситуацию и т.п.)?

4. Прием «потенцирования» – необходимо найти в критике оппонента похвалу, слова, которые подчеркнут Ваши достоинства, принять критику как комплимент.

5. Прием «ссылка на авторитеты» – если Вы неплохо знаете своего оппонента и знаете, кто является для него авторитетов, то аргументы можно приписать словам того человека, которого ценит Ваш обидчик (даже если на самом деле это третье лицо таких слов не говорило).

6. Прием «сжатие нескольких замечаний» – Когда поток обвинений достаточно обширный, есть смысл дождаться конца обвинений, предварительно уточнив, все ли претензии оппонент Вам высказал и ответить одной фразой (лучше ничего не обещающей), типа «Спасибо, Я постараюсь учесть все Ваши замечания» или «Я все записал, буду работать над этим». Важно избежать издевки в голосе.

7. Прием «гиперболизация» или преувеличение – довести обвинения оппонента до предельной величины, целенаправленно преувеличить величину опасности или ущерба, что делает ситуацию абсурдной, а дальнейшие пререкания – бесполезными.

8. Прием «инверсия смысла» или переворачивание – ответ оппоненту строится с опорой не на смысл сказанного, а на внешнюю форму, используя многозначность слов, своеобразная игра слов.

9. Прием «переформулировки» – прямой, открытый уточняющий вопрос в ответ на критику оппонента, типа: «Поясните, пожалуйста, в чем именно состоит моя ошибка».

10. Прием «психологическая глухота» – целенаправленное игнорирование резких высказываний, не заметить слова оппонента, пропустить их мимо ушей, продолжать свою линию рассуждения.

11. Прием «риторический вопрос с максимальным обобщением» – своеобразное философствование в ответ на критику со стороны оппонента. Ответ типа: «Да, кому сейчас легко живется?»

12. Прием «чувство юмора» – найти подходящий случаю анекдот, шутку, притчу, юмористическую цитату или случай из жизни, тем самым разрядить обстановку, сделать шаг на встречу своему оппоненту, протянуть руку дружбы.

Упражнение «Самопроверка»

       Выпишите на отдельном листе бумаги те области вашей жизни, в которых, по-вашему, проявляются сильные стороны вашего общественного поведения, и те, в которых проявляются его слабые стороны. Причем рассматривайте, как личную, так и учебную (профессиональную) области вашей жизни и поведения. Можно назвать следующие характеристики:

- умение слушать людей;

- умение распознавать, какие чувства испытывают в данный момент другие люди;

- наличие позитивной психологической установки по отношению к самому себе;

- наличие позитивной психологической установки по отношению к другим;

- умение устанавливать и поддерживать хорошие отношения с людьми;

- умение бесконфликтно реагировать на замечания;

- умение изящно выходить из затруднительных ситуаций;

- умение заинтересовать людей.

   Далее в группе идет обсуждение – смог ли человек продемонстрировать эти качества на занятии.



Игры и упражнения для разминки и снятия напряжения.

Одним из факторов, на которые должен обращать ведущий семинара, – степень утомления, усталости участников. В силу объективных причин утомляемость подростков выше, чем у других групп обучающихся, поэтому игры и упражнения, направленные на преодоление этого, имеют первостепенное значение. Рекомендуемая частота проведения разминок – через каждые 35-40 минут интенсивной работы.

При подборе таких упражнений следует учитывать, в какое время дня проходят занятия, будет ли эта игра начинать или заканчивать встречу. В начале дня целесообразно проводить такие психогимнастические упражнения, которые позволяют участникам отвлечься от проблем, не относящихся к групповой работе, полностью переключиться на ситуацию «здесь и теперь», обратить внимание друг на друга, почувствовать группу, поздороваться. В результате проведения этих упражнений выравнивается эмоциональное состояние участников, создается благоприятная для работы групповая атмосфера.

Для создания и поддержания теплой, дружественной атмосферы, а также для того, чтобы переключиться с одного вида деятельности на другой, подходят подвижные групповые игры. Для этого руководителю необходимо продумать, где лучше организовать паузы (в комнате, в коридоре или на свежем воздухе). Хорошо влияет на настроение во время паузы нейтральная или живая музыка.

В результате проведения этих упражнений происходят изменения 1) в состоянии группы: повышается сплоченность, улучшается, выравнивается эмоциональное состояние группы, преодолевается или снижается возникшая по тем или иным причинам напряженность; 2) в состоянии отдельных участников: повышается внимание, интеллектуальная и физическая активность, снижается усталость, улучшается настроение.

Метод: «Поздороваемся»

       Подходит для начала рабочего дня. Ведущий просит всех встать и поздороваться. Здороваться надо с каждым за руку, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то один и тот же человек поздоровался дважды. Главное – никого не пропустить. После того как все поздоровались, ведущий должен попросить внимательно посмотреть друг на друга и проверить, со всеми ли Вы поздоровались. Если обнаружится, что кто-то кого-то пропустил, то надо предложить им поздороваться. Затем все садятся в круг, и ведущий задает ряд уточняющих вопросов типа: «Как настроение?», «Как Вы себя чувствуете?», «Можем ли мы приступать к работе?»

       Если высказывания участников группы свидетельствуют о том, что кто-то из группы пока не готов приступить к работе, ведущий может обратиться с вопросом: «Что нужно сделать для того, чтобы Ваше состояние изменилось, и Вы могли бы приступить к занятиям?»

       В некоторых случаях можно предложить участникам группы самим оценить свое состояние готовности к работе по 10-балльной шкале: 10 баллов – я полностью включен в ситуацию «здесь и теперь», готов к работе, 1 бал – я совершенно не готов к работе. После того, как каждый выскажет свою самооценку, ведущий может обратиться с тем же вопросом к человеку, чья оценка оказалась ниже остальных.

Возможные модификации метода:

1.Можно предложить здороваться иначе: каждый из партнеров во время приветствия использует свой способ, который должен быть невербальным. Со следующим партнером надо поздороваться тем способом, который использовал во время приветствия предыдущий партнер. Если в какой-либо из пар «встретятся» два одинаковых приветствия, то следующих своих партнеров эти два человека должны приветствовать новым способом.

2.Можно просить каждого по очереди выходить в центр, поворачиваться лицом к группе и здороваться со всеми сразу любым способом, не повторяя использованных ранее. Группа повторяет каждое из предложенных приветствий.

Метод: «Пожелания»

       День начинается с того, что участники высказывают друг другу пожелания. Первый участник подходит к любому члену группы, здоровается и говорит ему пожелания на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из присутствующих не получит пожелание на день.

       При обсуждении этого упражнения может быть выдвинута идея, важная сточки зрения партнерских отношений, сотрудничества, о том, что дискомфорт возникает в том случае, когда обращение к человеку не соответствует его потребностям, интересам.

Метод: «Атомы»

       Ведущий просит собравшихся представить, что все они атомы. Атомы соединяются в молекулы с помощью рук, согнутых в локтях. Атомы постоянно движутся и время от времени соединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число называет ведущий. Если ведущий называет число, например, три, тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждой. В конце упражнения ведущий называет число, равное количеству участвующих в упражнении. Стоит избегать таких чисел, когда один участник группы может оказаться вне молекулы, например, 3 при общей численности 10 человек.

Метод: «Ай, да я!»»

       Участники группы стоят в кругу. Ведущий просит собравшихся считать, просто считать по очереди, называя числа по порядку. Считать надо как можно быстрее. В процессе счета необходимо соблюдать одно условие: если человеку предстоит назвать число, которое делится на 3 (например, 9) или заканчивается цифрой 3 (например, 13), то это число произносить нельзя. Вместо него необходимо хлопнуть в ладоши и сказать: «Ай, да я!»

Если человек ошибается, то он выбывает из игры, но при этом продолжает оставаться в кругу. Это заставляет участников быть предельно внимательными.

Возможные модификации метода:

Можно усложнить задание, если после каждой ошибки просить начинать считать с 1 или вести счет в обратном порядке, например, начиная с 60.

Метод: «Движения»

       Каждый из участников придумывает какое-либо движение и по очереди демонстрирует его всем. Остальные должны постараться запомнить движения каждого человека. Далее начинается основная часть этого упражнения.

       Кто-то начинает выполнять сначала свое движение, а затем движение того человека, которому он хочет передать ход. Тот, кому передали ход, должен сначала выполнить свое движение, а затем движение того, кому он в свою очередь хочет передать ход.

       Ограничение: нельзя передавать ход обратно, т.е. тому, кто только что передал Вам ход.

Возможные модификации метода:

1.Можно просить участников придумывать движения, соответствующие какому-либо животному.

2.Если участники испытывают трудности, связанные с демонстрацией выразительных движений, то можно заменить движения названиями, например, тех же животных. В этом случае ведущий с помощью хлопков задает ритм: два хлопка в ладони и два удара ладонями по коленям. Тот, кто начинает первым, хлопает два раза в ладони, при этом называет свое животное: «Лиса – лиса», далее следует хлопки по коленям, а при следующем ударе в ладоши называется животное того человека, которому собираются передать ход. Далее следуют удары по коленям. При следующем ударе в ладоши второй участник называет два раза свое животное и передает ход дальше, называя животное третьего участника. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому человеку, который только что передал ход. Тот, кто ошибается, получает дополнительное задание.

Метод: «Найди пару»

       Всем собравшимся ведущий раздает карточки, на которых написаны названия животных, при чем названия повторяются на двух карточках. Каждый читает название своего животного так, чтобы надпись не видели соседи. Карточки можно отложить в сторону. Задача – найти свою пару, при этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, только нельзя ничего говорить и издавать звуки, характерные для этого животного. Остальные участники пытаются определить, что это за животное.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...