Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Женщины в науке Средневековья




Взгляд в прошлое: проблемы и достижения

Женщины в античной науке

Зарождение знаний и технологий, всего того, что мы сегодня называем наукой, берет свое начало в глубокой древности. Первые документированные свидетельства истории развития человеческого общества относятся к периоду египетских пирамид. В древнеегипетских источниках сохранилось имя женщины-инженера, жившей около 2350 года до нашей эры, Ученые утверждают, что ее звали Эн‑Хеду‑Анна [2]. Медицина как профессия оформилась в Египте еще в III тыс. до н.э.. Образованные женщины использовались здесь в качестве врачей и хирургов [1].

Традиция древнегреческой науки тесно связана с учением пифагорейцев. Менее известен Пифагор как философ-феминист. В его школе среди преподавателей и студентов были около 30 женщин, среди них наиболее известной считается Теания. Ее перу принадлежат трактаты по математике, физике и медицине. После разгрома пифагорейской школы и гибели Пифагора, Теания заменила его в качестве главы теперь уже "бродячей" школы. Среди последователей Пифагора также было немало женщин. Однако за пределами пифагорейской общины у женщин практически отсутствовала возможность заниматься наукой. Большинство женщин были неграмотны [1, 3]. Исключение составляли лишь гетеры, как правило, имевшие хорошее образование и чаще всего бывшие иностранками. Широкую известность получило имя одной из них — прекрасной Аспазии, дочери Аксиоха, родившейся в Милете и получившей от отца прекрасное образование. Приехав в Афины (ей шел двадцать первый год), она застала здесь много противоречивых и отсталых обычаев и сразу повела против них решительную борьбу. Главным образом это касалось женского вопроса — эмансипации женщин. Знания этой молодой женщины поражали даже афинских философов. Сам знаменитый Сократ объявил себя учеником этой прекрасной и гениальной женщины. [1, 4].

Среди афинских философов лишь Сократ и Платон выступали за образование женщин. В знаменитой Академии Платона, основанной в 387 г. до н.э., обучались и представительницы "слабого пола", главным образом иностранки. Так как закон не разрешал женщинам посещать публичные собрания, то они приходили на лекции, переодевшись в мужское платье. Сохранились исторические сведения об Аксиопее из Пелопоннеса, изучавшей в Академии Платона натурфилософию. Сферой ее особых интересов была физика. После смерти Платона Аксиопея преподавала в его Академии.

Социальный статус женщин Древнего Рима был значительно выше, чем в Афинах. Многие из них имели неплохое образование. Особой притягательностью среди римлян пользовались занятия медициной, к которым допускались и женщины. Сохранилось имя одной из них — Филисты, профессора медицины. Рассказывают, что она была так хороша собой, что, дабы не смущать своих студентов и не отвлекать их внимания, вынуждена была читать лекции за занавеской [1].

В IV веке в Александрии, столице Египта, длительное время бывшей центром эллинистической культуры, жила и работала легендарный ученый Гипатия. Она была математиком, астрономом и философом-неоплатоником. Преподавала в Александрийском Музее. Ей принадлежали научные труды по математике, астрономии, толкованию произведений греческих философов. Большинство работ Гипатии утеряно, однако многочисленные ссылки на них сохранились. На протяжении пятнадцати веков ее рассматривали как единственную женщину-ученого в истории науки. 

Гипатия была дочерью Теона, одного из видных ученых Александрийского Музея. Отец дал Гипатии прекрасное образование, после завершения которого ей была предложена философская кафедра. С именем Гипатии связывают последний расцвет не только греческой, но и всей античной науки. Быть учеником Гипатии считалось большой честью. В Александрию съезжались студенты со всего света, чтобы послушать ее лекции по математике, астрономии, философии и механике. Но время вовсе не способствовало занятиям наукой. Математика вызывала подозрения. В ту пору в церквах нередко молили господа обрушить свой гнев на головы "математиков, колдунов и прочих злодеев". Положение Гипатии — язычницы, проповедницы греческого научного рационализма и влиятельной политической фигуры становится смертельно опасным. Однако, несмотря на это, школа Теона и Гипатии продолжала работать. В марте 415 г. возвращавшаяся домой Гипатия была растерзана толпой обезумевших религиозных фанатиков. Так закончилась жизнь последнего ученого-язычника. Гибель Гипатии символизирует конец науки древнего мира. Пришли времена Средневековья [1, 3,4]. 

 

Женщины в науке Средневековья

В эпоху Средневековья в науке и образовании  практически абсолютно доминировали мужчины, не только фактически монополизировавшие систему образования, но и ограничивавшие доступ к нему женщин. Однако даже в этот мрачный период истории, женщины Европы имели возможность заниматься медициной. Так, в XI в. в Солерно на юге Италии была создана медицинская школа, в которой учились и преподавали женщины, "дамы из Солерно", как их называли. К середине XI в. эта школа приобрела высокую репутацию и нередко рассматривалась в качестве первого университета в Европе. В исторических источниках приводятся сведения о том, что в Италии в XIII веке избранные женщины (их было очень немного) проходили курс обучения и даже преподавали в университетах [1].

Значительное влияние на развитие культуры и образования древнерусских земель, в состав которых входила и древняя Беларусь, оказала деятельность известной просветительницы белорусской земли XII века Евфросиньи Полоцкой (110-1173), дочери князя Полоцкого. При рождении ее нарекли языческим славянским именем Предслава. Родители дали дочери, проявившей необычайные способности, хорошее воспитание, которое предусматривало и обучение грамоте. Девочку обучали чтению, письму, счету, пению, а также греческому и латинскому языкам. Кроме удивительной одаренности она поражала окружающих редкой красотой. Евфросинья Полоцкая рано постриглась в монахини (ей было 12 лет), вопреки воле родителей, которые хотели выдать ее замуж. При пострижении Предслава получает имя Евфросиньи,.

Поселившись в келье Софийского собора, Евфросинья много занимается самообразованием, используя близкое родство полоцкого княжеского дома с домом византийского императора, юная подвижница из книг, получаемых из Константинополя, формирует богатую личную коллекцию, которая легла в основу уникальной библиотеки при Софийском соборе.

Приобретя путем самообразования обширную и основательную эрудицию в религиозно-нравственной и философской областях, Евфросинья Полоцкая берется за сложнейшее и труднейшее ремесло того времени, требовавшее солидной научной подготовки, терпения и художественных навыков, — ремесло переписчика книг. Большая часть из переписанных ею книг легла в основу начинавших тогда формироваться монастырских библиотек Полоцкого княжества. Кроме переписывания книг Евфросинья Полоцкая занималась переводами религиозно-философской и нравственной литературы с греческого и латинского на славянский язык, чем также значительно обогатила духовную культуру нашего народа того времени.

Став игуменьей построенного ею Спасо-Евфросиньевского монастыря, Евфросинья Полоцкая сделала, как утверждает В.В. Григорьев в своем исследовании "Исторический очерк русской школы" (1900 г.), обучение грамоте одною из главных обязанностей инокинь. Грамоте обучали не только принимаемых в монастырь монахинь, но и всех желающих женщин-мирянок. Она же основала школу для дочек богатых полочан, что было большой редкостью в восточнославянских землях — грамоте учили преимущественно мальчиков. Эти прогрессивные начинания подкреплялись введением таких необычных для того времени предметов как природоведение, медицина и риторика [4, 6, 7].

В результате подвижнической деятельности первой белорусской просветительницы Полоцк на протяжении нескольких веков оставался важным центром духовной культуры Беларуси. Многие поколения жителей Полоцкого княжества, не покидая пределов города и княжества, смогли получить хорошее образование, приобщиться к мировым сокровищам культуры человечества [3].

В Средневековье своеобразными очагами культуры были монастыри. Женские обители выполняли двойную функцию — просветительного учреждения и убежища для дочерей знатных семей, а также наследниц богатых состояний, нередко становившихся аббатисами этих обителей. Для многих из них монастырь являлся привлекательной альтернативой замужеству. Аббатисой была и немка Хильдегарда фон Бинген (1098-1179), женщина исключительных способностей, обладавшая большой властью и пользовавшаяся влиянием на священников, императоров и королей. В 50-е гг. XII в. Хильдегарда написала свои работы по естествознанию и медицине. С 1155 г. она много ездит по стране, читая лекции по медицине и теологии. Ее перу принадлежит энциклопедия естественной истории — «Physika», в которой описаны 230 видов растений и 60 видов деревьев, разновидностей рыб, птиц, камней, металлов и трактат “Causae et curae”, посвященный теории медицины и лекарственным препаратам [7, 8]. 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 188.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...