Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ




ВОПРОСЫ:

 

1. Назовите основные процессы, происходящие в эмбриогенезе.

2. Каковы основные стадии развития зародыша?

3. В чём сущность процесса дробления? Назовите и охарактеризуйте основные типы дробления.

4. Опишите зародыш на стадии морулы, бластулы, гаструлы.

5. Назовите основные способы гаструляции.

6. Какие существуют способы образования мезодермы?

7. Охарактеризуйте способы дробления и гаструляции у плацентарных млекопитающих.

8. Назовите производные трёх зародышевых листков.

9. Опишите основные этапы образования начального отдела пищеварительной системы человека.

10.  Назовите провизорные органы, их функции. Чем они отличаются у анамний и амниот?

11.  Какое строение имеет плацента? В чём заключается её функция? Опишите особенности строения плаценты у человека.

8. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗБОРА С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ И КОНТРОЛЯ ЕГО УСВОЕНИЯ:

8.1. Разбор с преподавателем узловых вопросов для освоения темы занятия.

8.2. Демонстрация преподавателем методик практических приемов по теме.

8.3. Материал для контроля усвоения материала:

Вопросы для решения с преподавателем:

1. Онтогенез: типы, периоды, этапы и их общая характеристика..

2. Эмбриональное развитие человека. Этапы и их общая характеристика.

3. Дифференцирование на молекулярно генетическом, клеточном и тканевом уровнях.

4. Регуляция функции генов в онтогенезе. Экспериментальное изучение эмбрионального развития. Проблема детерминации и взаимодействия бластомеров. Эмбриональная  индукция.

5. Регуляция в процессе дробления и его нарушения (близнецы, пороки развития, уродства).

6. Критические периоды онтогенеза человека.

7. Тератогенез. Тератогенные факторы среды.

8. Врожденные пороки развития. Классификация: наследственные, экзогенные, мультифакториальные, гаметопатии, бластопатии, эмбриопатии, фетопатии.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ:

Задание 1.Рассмотреть препараты и зарисовать в протокол стадии: дробление яйцеклетки лягушки, бластулы, гаструлы и нейрулы лягушки.

Задание 2. Зарисовать в протокол схему дифференциации зародышевых листков, табл. 3.

Задание 3. Занести в протокол схему «Генетический контроль основных стадий» рис. 7.

Вид деятельности Система действий
I. ИЗУЧЕНИЕ ДРОБЛЕНИЯ ЯЙЦЕКЛЕТКИ ЛЯГУШКИ.
1   2 3

1. Привести микроскоп в рабочее положение. 2. Положить на предметный столик препарат. 3. Используя объектив малого увеличения, изучить препарат, выделив в нем борозды дробления, бластомеры. 4. Зарисовать исследуемый объект в альбом и обозначить: 1 - дробящаяся яйцеклетка; 2 - борозды дробления; 3 - бластомеры. 5. Убрать препарат.
I. ИЗУЧЕНИЕ БЛАСТУЛЫ ЛЯГУШКИ. 1. Положить препарат на предметный столик. 2. Используя объектив малого увеличения, изучить препарат, найти в нем: бластоцель, бластодерму, бластомеры. 3. Зарисовать исследуемый объект в альбом и обозначить: 1 - бластодерма; 2 - бластоцель; 3 - бластомеры. 4. Убрать препарат.

 

5
III. ИЗУЧЕНИЕ ГАСТРУЛЫ ЛЯГУШКИ.

3
44
3

2
1

1. Положить препарат на предметный столик. 2. Используя объектив малого увеличения, изучить препарат, найти эктодерму, энтодерму, бластопор, губы бластопора, гастроцель. 3. Зарисовать исследуемый объект, обозначив: 1 - энтодерма; 2 - эктодерма; 3 - губы бластопора; 4 - желточная пробка; 5 - остаток бластоцеля.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НЕЙРУЛЫ ЛЯГУШКИ.
3 4 2 5 1

1. Положить препарат на предметный столик. 2. Используя малое увеличение, изучить препарат, найти в нем нервную трубку, эктодерму и энтодерму, гастроцель, хорду. 3. Зарисовать исследуемый объект в альбоме и обозначить: 1 - эктодерма; 2 – энтодерма; 3 – нервная трубка; 4 - хорда; 5 – полость вторичной кишки; 4. Убрать препарат.

Табл. 1. Ранние этапы эмбрионального развития лягушки.

Задание 4. Изучите табл. 3 «Производные зародышевых листков», внесите в альбом.

 

Табл. 3. Производные зародышевых листков.

 

Тип яйцеклетки у животных определяет особенности их раннего эмбриогенеза.

Тип животных Беспозвоноч- ные и примитивные хордовые Некоторые рыбы, амфибии Костистые рыбы, пресмыкающие- ся, птицы Млекопитаю- щие
Яйцеклетка Алецитальная или первично олиго- и изолецитальная. Поли- и умеренно телолецитальная Поли- и резко телолецитальная Вторичная олиго- и изолецитальная
Дробление Полное и равномерное Полное, неравномерное, асинхронное Неполное: дробится лишь апикальная часть зиготы Полное, асинхронное, отчасти неравномерное
Бластула Целобластула: однослойная, с полостью внутри     Амфибластула: многослойная, полость смещена к крыше, у вегетативного полюса клетки крупнее Дискобластула: зародышевый диск располагается на желтке     Бластоциста: трофобласт, эмбриобласт, бластоцель.    
Гаструля- ция

Гаструляция приводит к появлению в зародыше 3-х листков - эктодермы, мезодермы и энтодермы.

Способ гаструляции

Инвагинация:
одна половина бластулы  впячивается во вторую половину

Эпиболия:
клетки анимального полюса обрастают вегетативную часть

I. Деламинация: дискобластула расщепляется на два слоя: эпибласт и гипобласт. I. Деламинация: эмбриобласт расщепляется на три слоя: гипобласт, зародышевыйэпибласт, амниотическую эктодерму

II. Иммиграция: клетки эпибласта мигрируют внутрь через первичную полоску.

Гаструла Типа двуслойной чаши (инвагинационная):   1-первичная эктодерма; 2 -первичная энтодерма, 3-бластопор, в его составе 4 губы (4- дорсальная, 5-вентральная и 7-две боковые);6-гастроцель. Эпиболическая. Инвагинация идёт на границе между анимальной и вегетативной частями бластулы. Здесь образуется небольшоевпячивание - серповидная бороздка (1). б) Затем клетки анимального полюса (2) начинают энергично обрастать вегетативную часть (3) зародыша - наползая на неё снаружи и проникая затем внутрь через край бороздки. в) При этом серповидная бороздка всё углубляется:внутреннее её пространство превращается в гастроцель (4), а входное отверстие - в бластопор (5).       В результате, в области средней линии эпибласта появляются следующие образования:   первичная полоска (1) - утолщение эпибласта с первичной бороздкой (2) посередине,   первичный (гензеновский) бугорок (3) - ещё большее возвышение в передней части первичной полоски, в центре которого находится первичная ямка (4). 1. а) Вновь путём деламинацииэмбриобласт расщепляется на   гипобласт (1) и эпибласт.   б) Но, кроме того, у высших животных и человека эпибласт расщепляется на два листка -   зародышевый эпибласт (2) и амниотическую эктодерму (3), -   между которыми образуется полость амниона (4).     1. Как и у птиц, миграция клеток зародышевого эпибласта приводит к образованию в средней части зародыша   первичной полоски (1) и первичного (гензеновского) узелка (2).   2. а) В этом месте внутрь проникают клетки (3), образующие энтодерму и мезодерму.   б) Остающиеся на поверхности клетки формируют эктодерму (4).   3. Кроме того, мы здесь видим сохраняющийсягипобласт (5).

Литература:

Основная:

1.Биология В 2кн. Кн.1: Учеб. для мед.спец. вузов /под ред. В.Н.Ярыгина. 6-е изд. -М.:Высшая школа,2004.-С.276-365, 409-415

2. Биология/А.А.Слюсарев, С.В.Жукова.- К.: Вища школа. Головное изд-во, 1992.- С.139-154

3. Руководство к практическим занятиям по биологии под ред. акад. РАЕН проф. В.В.Маркиной. Изд. М. «Медицина» 2006 г.

4. Биология. Руководство к практическим занятиям для студентов стоматологических факультетов под ред. акад. РАЕН проф. В.В. Маркиной. Изд. М. « ГЭОТАР- Медиа» 2010 г.

5. Федченко С.М. Молекулярно-генетическиеосновыонтогенеза. -Луганськ:ЛДМУ,2003.-С.205-241

Дополнительная:

1. Медична біологія: Підручник /за ред.В.П. Пішака, Ю.І. Бажори.- Вінниця: Нова книга, 2004.- С.240-258

2. Ченцов Ю.С. Общаяцитология: учебник. 2-е изд..- М.: изд-воМоск. Унив-та, 1984. – С. 290-308

Дополнительная

1. Газарян К.Г., Белоусов М.В. Биология индивидуального развития животных. – М.: Высшая школа, 1983.

2. Гилберт С. Биология развития. – М.: Мир, 1996. Георгиев Г.П. Гены высших организмов и их экспрессия.-М.:Наука, 1989.-255с.

3. Конспектлекцій.

 



ЗАНЯТИЕ № 20










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 670.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...