Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этапы знакомства дошкольников с арифметическими действиями




С методической точки зрения знакомство дошкольников с арифметическими действиями сложения и вычитания целе­сообразно распределить на три этапа:

1-й этап — подготовка к правильному пониманию раз­личных сюжетных ситуаций, соответствующих смыслу дей­ствий — организуется через систему заданий, требующих от ребенка адекватных предметных действий с различными со­вокупностями ;

2-й этап — знакомство со знаком действия и обучение со­ставлению соответствующего математического выражения;

3-й этап — формирование собственно вычислительной дея­тельности (обучение вычислительным приемам).

Анализ различных учебных пособий по математике для на­чальных классов, называемых учебниками нового поколения(учебники различных развивающих систем), показывает, что второй и третий из обозначенных этапов реализуются их авто­рами не ранее третьего-четвертого месяца пребывания ребенка в школе. Это обусловлено необходимостью сформировать у ре­бенка целый ряд предметных знаний и учебных умений, со­ставляющих базу для подготовки к правильному пониманию смысла и способов выполнения арифметических действий.

В связи с этим вызывает сомнение целесообразность введе­ния в программу дошкольной математической подготовки не только знакомства с действиями сложения и вычитания на уровне составления соответствующих равенств, но и решения примеров в пределах 20, изучения таблиц сложения и вычита­ния, знакомства с умножением и делением (сегодня — это про­грамма 2-го класса начальной школы). Эти сомнения под­держивает также и то, что профессиональная методическая подготовка воспитателя (блок «Методика формирования эле­ментарных математических понятий») не содержит сведений о современной технологии (методике) работы над этими поня­тиями и тем более — сведений о вариантах работы над этими понятиями в различных системах развивающего обучения в школе. Не имея этих перспективных методических знаний, воспитатель часто действует вразрез с теми технологиями, ко­торые уже стали общепринятыми в начальной школе.

В данной лекции охарактеризуем систему подготовки до­школьников к правильному восприятию смысла арифметиче­ских действий и к пониманию смысла символического модели­рования предметной ситуации при составлении математическо­го выражения и равенства, т. е. 1-й и 2-й (символьный) этапы знакомства ребенка с арифметическими действиями. Содержа­ние методической работы на 3-м этапе будет раскрыто час­тично, в той мере, в какой этого требует практика обучения ребенка простейшим приемам вычислительной деятельности в дошкольный период.

 

Сложение. Задания, знакомящие детей 5—6 лет со смыслом и обозначением действия сложения

С теоретико-множественной точки зрения сложению соот­ветствуют такие предметные действия с совокупностями, как объединение и увеличение на несколько элементов либоданной совокупности, либо совокупности, сравниваемой с д ной. В связи с этим ребенок должен научиться моделироват на предметных совокупностях все эти ситуации, понимат (т. е. правильно представлять) их со слов воспитателя, уметь показывать руками как процесс, так и результат предметного действия, а затем характеризовать их словесно.

Рассмотрим подготовительные задания для усвоения смыс­ла действия сложения.

Примеры ситуаций, моделирующих объединение двух мно­жеств:

А. Задание. Возьмите три морковки и два яблока (нагляд­ность). Положите их в корзину. Как узнать, сколько их вме­сте? (Надо сосчитать.)

Цель. Подготовка ребенка к пониманию необходимости выполнения дополнительных действий (в данном случае — пересчет) для определения общего количества предметов совокупности.

Б. Задание. На полке стоят 2 чашки и 4 стакана. Обозначьте чашки кружками, стаканы квадратиками. Покажите, сколь­ко их вместе. Сосчитайте.

Цель. Подведение ребенка к пониманию смысла операции объедине­ния, а также обучение переводу словесно заданной ситуации в условную предметную модель. Такая модель помогает ребенку абстрагироваться от конкретных признаков и свойств предметов и сосредоточиться только на количественной характеристике ситуации.

В. Задание. Из вазы взяли 4 конфеты и 1 вафлю. Обозначьте их фигурками и покажите, сколько всего сладостей взяли из вазы. Сосчитайте.

Цель. Подвести ребенка к пониманию того, что смысл ситуации опре­деляется не «главным словом»: «взяли» (типичной ошибкой даже в школе в этой ситуации является действие 4-1), а соотношением между данными и тем, что требуется найти. Условная предметная модель в этой ситуации помогает абстрагироваться от «мешающего» слова «взяли», поскольку по­каз рукой «всего взятого» обычно выглядит как охватывающее движение всей совокупности.

Примеры ситуаций, моделирующих увеличение на несколь­ко единиц данной совокупности или совокупности, сравнивае­мой с данной:

А. Задание. У Вани 3 значка. Обозначьте значки кружка­ми. Ему дали еще, и у него стало на 2 больше. Что надо сделать, чтобы узнать, сколько у него теперь значков? (Надо 2 доба­вить.)Сделайте это. Сосчитайте результат.

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словес­но заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «больше на...» с добавлением элементов.

Б. Задание. У Пети было 2 игрушечных грузовика. Обоз­начьте грузовики квадратиками. И столько же легковых ма­шин. Обозначьте легковые машины кружками. Сколько вы поставили кружков? На день рождения Пете подарили еще три легковые машины. Обозначьте их кружками. Каких машин теперь больше? Покажите, на сколько больше.

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словес­но заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «столькоже» с соответствующим предметным действием.

В. Задание.В одной коробке 6 карандашей, а в другой на 2 больше. Обозначьте карандаши из первой коробки зелеными палочками, карандаши из второй коробки — красными па­лочками. Покажите, сколько карандашей в первой коробке, сколько во второй. В какой коробке карандашей больше? Мень­ше? На сколько?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словес­но заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «больше на...» с соответствующим предметным действием в отношении совокуп­ности, сравниваемой с данной.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 525.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...