Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сверхзвуковые выходные устройства




РС сверхзвуковых выходных устройств (сопла Лаваля) состоят из сужающегося и расширяющегося участков.Важнейшим параметром сверхзвукового РС является степень уширения сопла, представляющая собой отношение площади выходного сечения соплаFc к площади его критического сечения Fкр (площади горла): fc = Fc/Fкр. Она однозначно определяет максимальную достижимую степень понижения давления газа в РСπс. Чем больше fc, тем больше величина πс, которая может быть реализована в данном РС. При fc = const величина πc остается постоянной в широком диапазоне изменения располагаемой степени понижения давления газаπс.р.

    В зависимости от соотношения статических давлений рс и рн выделяют три характерных режима работы сверхзвукового РС.

    1. Степень уширения сопла fс обеспечивает полное расширение газа , т.ерс= рн; режим работы РС называют режимом полного расширения или расчетным режимом, при этом πс = πс.р.

2. Если уширение сопла fс недостаточно для полного расширения газа до атмосферного давления (рсн), РС работает на режиме недорасширения, при этом πсс.р, т.е. окончательное понижение давления газа до рн происходит уже за пределами сопла, не оказывая влияния на тягу двигателя, следовательно, тяга снижается по сравнению с расчетным режимом. Для того чтобы увеличить πс до πс.р и обеспечить полное расширение газа в пределах сопла, потребовалось бы увеличить fc.

3. При степени уширения сопла fс большей, чем это требуется для расширения газа до атмосферного давления, сопло работает на режиме перерасширения, т.е. в его выходном сечении устанавливается рсн и тогда πсс.р. Так как при этом скорость газа в выходном сечении РССс, то за соплом под воздействием противодавления поток газа тормозится с образованием в нем скачков уплотнения, на которых давление повышается до рн. В этом случае, как и в двух предыдущих, скорость газа в выходном сечении РС определяется по фактической степени понижения давления πс = р4*/рс, соответствующей данному уширению сопла. Статическая составляющая силы тяги двигателя становится отрицательной, тяга снижается по сравнению с расчетным режимом работы РС. При значительномперерасширении газа в сверхзвуковом РС происходит отрыв пограничного слоя от стенок сопла, и скачки уплотнения перемещаются внутрь сопла. Скорость потока в скачках снижается до дозвукового значения, тяга двигателя резко снижается. Для устранения перерасширения потребовалось бы уменьшение fc.

Таким образом, тяга двигателя снижается как прирсн, так и при рсн, однако потери тяги при перерасширении возрастают значительно интенсивнее, чем при недорасширении. Поэтому если на двигателе устанавливается нерегулируемое сверхзвуковое РС, которое должно работать при различных перепадах давления, то лучше, если оно будет работать на некоторых режимах с недорасширением. При этом значительно уменьшается потребное уширение сопла, снижаются длина, выходной диаметр сопла, его вес и лобовое сопротивление двигателя (т. н. «компромиссное сопло»).

        

Регулирование геометрии РС

Применение регулируемых РС дает существенные преимущества по тяге и экономичности двигателя и значительно облегчает его запуск. Регулирование РС необходимо также для согласования работы ГТ и ОК, обеспечения устойчивой работы двигателя, особенно при запуске, приемистости и при включении форсажа. При включении ФК температура га перед соплом возрастает; массовый расход газа при Fкр=const уменьшается пропорционально √Т4. В той же степени уменьшится и расход воздуха Gв через ОК. При таком уменьшении GвОК войдет в помпаж. Поэтому при включении ФК необходимо увеличить с некоторым опережением Fкр так, чтобы Gв остался неизменным.

    Для обеспечения полного расширения газа и минимальных потерь в сверхзвуковом РС на всех скоростях полета, РС необходимо выполнять регулируемым, причем регулировать необходимо как Fкр, так и Fc. Однако даже изменение только Fc сужающегося сопла оказывается сложной конструктивной задачей, и выполненные в настоящее время конструкции не всегда надежно работают. Еще более сложной задачей является создание сопел Лаваля с независимым регулированием Fкр и Fс.

    Из предложенных схем регулируемых РС наиболее эффективными и простыми по конструкции являются многостворчатые однорядные, многостворчатые двухрядные и эжекторные регулируемые РС (рис. 32).

    Однорядные многостворчатые РС применяют для дозвуковых выходных устройств, содержащих форсажную камеру. Каждая створка представляет собой жесткую коробчатую конструкцию, закрепленную шарнирно к наружной стенке сопла. Уплотнение стыков створок достигается за счет их взаимного перекрытия. Управление положением створок производится перемещением в осевом направлении опорного кольца, ограничивающего раскрытие створок под действием газовых сил. Необходимый закон изменения площади сопла достигается соответствующим профилированием наружной поверхности створок, по которой перемещается опорное кольцо.

    Двухрядное многостворчатое РС представляет собой последовательное соединение двух однорядных регулируемых створчатых конструкций. Первый ряд створок имеет шарнирное соединение с наружной стенкой сопла, а второй ряд соединен шарнирно с первым. В таком РС величины Fкр и Fc могут изменяться независимо друг от друга. Данная схема получила большое распространение несмотря на конструктивную сложность.

 

Рис. 41. Принципиальные схемы регулируемых сопел: а – однорядное                                многостворчатое сопло; б – двухрядное многостворчатое сопло

 

    Необходимость упрощения системы регулирования в широком диапазоне изменения степени уширения РС привела к созданию сопел с газодинамическим регулированием: эжекторых РС и РС с центральным телом.

Эжекторное РС (рис.42) имеет обычное сужающееся сопло и расположенную вокруг него цилиндрическую или коническую обечайку. Из сопла вытекает основной поток газа с повышенным давлением, а в кольцевую полость , образованную наружной поверхностью сопла и обечайкой, поступает эжектируемый атмосферный воздух (избыточный воздух из СВУ или непосредственно из атмосферы). Вытекающая из сопла струя активного газа расширяется в дозвуковом потоке пассивного газа, приобретая при этом форму расширяющейся части сопла Лаваля, но без твердых стенок. Замена жесткой стенки жидкой границей, образованной струей пассивного газа, позволяет упростить конструкцию системы регулирования FКР и FC по сравнению со всережимным соплом Лаваля. Эжектируемый холодный воздух обеспечивает эффективное охлаждение стенок сопла и форсажной камеры.

 

Рис. 42. Схема эжекторного реактивного сопла

 

По сравнению с эжекторным, РС с центральным телом является еще более простым по конструкции, требует более простого регулирования, имеет меньшую массу. Применение таких РС сдерживается трудностью обеспечения эффективного охлаждения центрального тела.

 

    7.5. Реверсивные устройства и девиаторы тяги

Для улучшения взлетных и посадочных характеристик самолета, повышения его маневренности применяют специальные устройства для поворота вектора тяги. К ним относятся реверсивные устройства (РУ) и девиаторы тяги. РУ поворачивают поток выходящих газов на угол больший 900, обеспечивая тем самым образование обратной тяги. Для поворота потока на угол меньший 900 используют девиаторы тяги.

Применение РУ позволяет значительно улучшить эксплуатационные характеристики ВС на предпосадочных и посадочных режимах, а именно:

- увеличить угол планирования и тем самым повысить точность приземления;

- сократить длину пробега ВС после касания ВПП на 60-80%;

- сократить дистанцию прерванного взлета.

    Особенно эффективно РУ при посадке на влажную или покрытую льдом ВПП, когда коэффициент трения мал.

    К РУ предъявляются следующие требования:

- получение максимально возможной обратной тяги при минимальных габаритах, весе и стоимости;

- отсутствие влияния включения РУ на режим работы турбокомпрессора;

- минимальные гидравлические потери при выключенном РУ;

- изменение тяги от полной положительной до полной отрицательной должно происходить за минимальное время.

    Наиболее полно удовлетворяют предъявляемым требованиям две схемы РУ: устройства, осуществляющие поворот газовой струи до РС; устройства, отклоняющие струю за срезом сопла.

Рис. 43. Схема реверсивного устройства с отклонением потока газов до сопла

1 – корпус; 2 – отклоняющая решетка; 3 – поворотная створка; 4 – реактивное сопло; 5 – ось поворота створок

    В РУ первой схемы на режиме реверсирования тяги происходит поворот заслонок, перекрывающих путь газа к РС и направляющих его к отклоняющим решеткам. Отклоняющие решетки осуществляют дополнительный поворот потока в требуемом направлении. Таким образом, в данной схеме обратная тяга создается на обоих рабочих элементах, - заслонках и створках. При выключенном РУ заслонки не создают значительных потерь прямой тяги, так как устанавливаются заподлицо с обводами проточной части, плотно закрывая окна для прохода газов к отклоняющим решеткам. Поворот заслонок осуществляется пневмоцилиндром с отбором воздуха от ОК.

Рис. 44. Схема реверсивного устройства с отклонением потока за срезом сопла

1 – корпус; 2 – створки; 3 – реактивное сопло; 4 – тяги подвески створок

 

    Во второй схеме РУ отклонение и поворот потока газа происходит за срезом сопла. Для этого используются выдвигаемые назад и смыкающиеся друг с другом створки. Перестановка створок осуществляется при помощи силовых гидроцилиндров. РУ этой схемы компактны, хорошо вписываются в обводы двигателя, однако имеют повышенную массу из-за большой потребной рабочей поверхности створок и больших нагрузок, действующих на створки и элементы силового привода.

    В ТРДД большой степени двухконтурности реверсирование тяги за счет отклонения выходящей струи газа нецелесообразно из-за больших массы и размеров РУ. В этом случае больший эффект дает применение поворотных (управляемых) лопаток одноступенчатого вентилятора.

    Девиаторы тяги применяются на ТРД и ТРДД, предназначенных для самолетов с укороченным и вертикальным взлетом и посадкой. Различают девиаторы с неподвижными и подвижными (поворачивающимися) соплами. Девиатор с неподвижными соплами используется на самолетах короткого взлета и посадки. Он содержит основное и дополнительное реактивные сопла и поворачивающиеся заслонки. При взлете и посадке самолета заслонки перекрывают поток газа к основному соплу и направляют его к дополнительному. После взлета и набора минимальной высоты заслонки возвращаются в исходное положение, при котором поток газа выходит только через основное сопло.

Рис. 45. Схема устройства для девиации тяги односоплового типа

1 – выходное сопло; 2 – сопло девиатора; 3 – заслонки

 

    В девиаторах с поворотными соплами отклонение потока газа происходит за счет поворота в требуемом направлении основных РС двигателя. Принципиальное отличие второй схемы девиатора – многопозиционность, т.е. возможность установки сопел на любой промежуточный угол. В зависимости от положения сопел двигатель создает прямую, вертикальную подъемную или обратную тягу.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 413.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...