Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Государственная служба и государственные служащие
Люди занимаются общественно-полезной деятельностью. Ее можно разделить на: 1) Производство материальных ценностей, оказание хозяйственных услуг на возмездных началах; 2) Духовное производство; 3) Служба в государственных, муниципальных, общественных, религиозных, международных и других организациях; 4) Учеба; 5) Ведение домашнего хозяйства; 6) Физическое и духовное совершенствование (занятие спортом, участие в художественной самодеятельности); 7) Безвозмездная общественно-полезная деятельность вне рамок семьи (общественная работа, оказание услуг, участие в работе ученого совета и др.); 8) Предпринимательство и др. Слово служба имеет много значений. Под службой понимается: - вид деятельности людей; - ведомственное подразделение (служба уголовного розыска); - самостоятельное ведомство (Федеральная налоговая служба). Служба – это один из видов платной общественно-полезной деятельности. Суть ее состоит: - в управлении; - или интеллектуальном, социально-культурном обслуживании людей. Служащие выполняют полезную работу. Признаки или особенности их труда состоят в том, что они: - обладают особым предметом труда – информацией, которая выступает средством их воздействия на обслуживаемых. Они собирают, обрабатывают, передают, хранят, создают информацию; - воздействуют на людей, обслуживают, охраняют их; - обеспечивают условия для создания материальных ценностей; - заняты, как правило, умственным трудом; - получают заработную плату; - работают на профессиональной основе; - работают в интересах других лиц, тех, кто их оплачивает. Все служащие делятся на: - государственных, - муниципальных, - частных, - международных - других. Государственная служба – важнейшая разновидность службы. Ее особенности: - систематически осуществляемая деятельность по выполнению государственных функций, реализации государственных полномочий; - эта деятельность осуществляется на профессиональной основе лицами, замещающими государственные должности государственной службы в органах государственной власти, войсках, правоохранительных органах; - расходы по этой деятельности и в том числе оплата труда лиц, ее осуществляющих, производятся (финансируются) из государственного бюджета РФ или субъекта РФ. В Федеральном законе от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации" указывается, что Государственная служба – это (статья 1) профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: - РФ; - федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; - субъектов РФ; - органов государственной власти субъектов РФ иных государственных органов субъектов РФ; - лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; - лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ. Выделяют принципы государственной службы – основополагающие идеи, которые положены в основу ее построения и функционирования. Основные (конституционные) принципы государственной службы: 1) Принцип верховенства Конституции РФ, федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав. 2) Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. 3) Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ (принцип федерализма) 4) Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. 5) Принцип равного доступа к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. 6) Принцип внепартийности государственной службы. Организационно-функциональные принципы государственной службы: 1) Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ. 2) Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе. 3) Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих. 4) Принцип гласности в осуществлении государственной службы. 5) Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. 6) Принцип стабильности государственной службы. 7) Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы. 8) Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. 9) Запрет служащим на участие в забастовке и др. В числе основных законодательных актов, регулирующих вопросы организации и прохождения государственной службы, можно выделить: - Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации" - Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" - Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" - Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" - Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации". Значительное количество вопросов в данной сфере регулируется указами Президента РФ. Им утверждаются перечни должностей федеральной государственной службы (типовых воинских должностей, реестры должностей государственной гражданской службы), порядок сдачи квалификационного экзамена, порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих и т.д. Это Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 "О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы", Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации", Указ Президента РФ от 02.02.2013 № 87 "Вопросы федеральной государственной гражданской службы", Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей". Регулирование отношений, связанных с государственной службой, на федеральном уровне осуществляется также постановлениями Правительства РФ и нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Например, Постановление Правительства РФ от 24.07.2000 № 554 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании". Отношения, связанные с организацией и прохождением государственной гражданской службы субъектов РФ, регулируются на региональном уровне: законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Например, Закон Тверской области от 21.06.2005 № 89-ЗО "О государственной гражданской службе Тверской области", Закон Тверской области от 21.06.2005 № 90-ЗО "О реестре должностей государственной гражданской службы Тверской области", Постановление Губернатора Тверской области от 31.08.2011 № 32-пг "Об утверждении перечней должностей государственной гражданской службы Тверской области в исполнительных органах государственной власти Тверской области". Система государственной службы включает в себя 3 вида государственной службы: 1) государственная гражданская служба 2) военная служба 3) иные виды государственной службы. Государственная гражданская служба находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В связи с этим она подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ. Государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. Иные виды государственной службы в ФЗ № 58-ФЗ не перечислены. Под государственной должностью принято понимать учрежденную в установленном порядке первичную структурную (организационную) единицу государственного органа, отражающую функциональное предназначение, содержание и объем полномочий и ответственность занимающего ее лица, а также расходы его нанимателя на его содержание и создание условий для выполнения им должностных обязанностей. Государственные должности подразделяются на: 1) Государственные должности РФ и субъектов РФ 2) Государственные должности государственной службы. Государственная должность РФ и субъектов РФ должность, установленная Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федерального государственного органа, или должность, устанавливаемая конституциями (уставами) субъектов РФ, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ. К ним относятся, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, федеральный министр, председатель Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, председатели и судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, судьи федеральных судов и др. Перечень должностей субъектов РФ определяются нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ к государственной службе не относится и законодательством о государственной службе не регулируется. Законодательством о государственной службе регулируется только деятельность лиц, занимающих государственные должности государственной службы. Учреждение государственной должности – это порядок установления государственной должности уполномоченным субъектом (государственным органом, должностным лицом) в структуре самого государственного органа. Должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством РФ государственные должности подразделяются на: должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; воинские должности; должности федеральной государственной службы иных видов. В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов. Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации. Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательствомРоссийской Федерации о труде. Замещение государственной должности – это способ поступления гражданина на государственную службу (назначение, избрание, конкурс). Выделяют следующие способы замещения государственных должностей: Путем избрания (выборов) могут замещаться только государственные должности РФ и субъектов РФ, для которых такой порядок предусмотрен Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. Назначение на государственную должность –это юридический акт государственного органа или должностного лица, в соответствии с которым на служащего возлагается осуществление функций, обязанностей и прав, определенных данной должностью. Путем назначения замещаются должности военной службы и ряд других. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение государственной должности государственной службы, их соответствия установленным требованиям к должности. Путем конкурса замещается большинство должностей государственной гражданской службы и должностей иных видов государственной службы. Замещение должностей государственной службы осуществляется по контракту. Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Прохождение государственной службы включает в себя следующие стадии: |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 198. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |