Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность понятия и виды стратегии
Рассмотрим сущность понятия и виды стратегии. Анализ научной литературы показывает, что понятие "стратегия" рассматривается как: - функция управления организацией, распространяется на долгосрочные цели и действия организации, взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к её конкурентам. -стратегия рассматривается как "образ действий, и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента[4]; - общий, всесторонний план достижения целей[5]; В психологических словарях значение понятия "стратегия" трактуется как: - производное от греческого слова, означающего искусное; - руководство, план поведения или действия, сознательно составленный набор операций для решения некоторой проблемы или достижения некоторой цели; - бессознательная программа действия; - коллективная модель адаптивного поведения вида, например, стратегия и др. По мнению М. Портера, стратегия представляет собой «создание посредством разнообразных действий уникальной и ценной позиции»[6]. Квинн полагает, что стратегия должна: включать в себя четкие цели, результат будет являться решающим для общего исхода дела; сохранять инициативу; концентрировать основные усилия в необходимый период времени и в нужном месте; предусматривать такую эластичность поведения, для того чтобы использовать меньшее количество ресурсов для достижения максимального результата; обозначать скоординированное управление; предполагать корректное расписание определенных операций; обеспечивать гарантированные ресурсы [2]. В современных условиях любая организация, в том числе и образовательная, нуждается в наличии стратегии, которая должна четко соответствовать условиям функционирования образовательного учреждения. В словарях по философии стратегию понимают как форму организации человеческих взаимодействий, максимально учитывающую возможности, перспективы, средства деятельности субъектов, проблемы, трудности, конфликты, которые препятствуют осуществлению взаимодействий. Первоначально это понятие развивалось в связи с трактовкой военных действий как особого рода искусства, ремесла и даже философии, предполагающих манипулирование большими массами людей в широких пространственных и временных масштабах. Поскольку стратегия рассматривалась так или иначе как форма поведения субъекта в условиях борьбы, войны, игры, она толковалась как достижение выигрыша, обеспечиваемое за счет минимальных затрат и потерь, т. е. как своего рода искусство экономии средств в осуществлении результативного действия. Вильяме Дж отмечал, что "есть некоторый план, настолько исчерпывающий, что он не может быть нарушен действиями противника или природы, т. к. все, что может предпринять противник или природа вместе с набором наших возможных действий, является частью описания стратегии"[7]. Понятие "стратегия" включает в себя и понятие планирования, и понятие проектирования действий, и определенный концептуально-теоретический компонент. Толкование понятия "стратегия" рассматривается в исследованиях как: - линейная схема объяснения истории, развития общества, идеологии "выбора моделей" социальных изменений; - программа, выбранная, предписываемая или предлагаемая обществу субъектом или субъектами; - становление новых связей в человеческом сообществе; - взаимодействие между различными социальными субъектами, в качестве которых выступают общества, культуры, региональные объединения; - простраивание общего социального пространства, задающего в дальнейшем порядок будущих социальных взаимодействий и др. В работах Г. Минцберга, понятие «стратегия» рассматривается как: стратегия как план (руководство, ориентир, направление развития); стратегия как принцип поведения; стратегия как позиция; стратегия как перспектива; стратегия как прием.[8] Стратегия включает в себя несколько элементов.
Рис.1. Структура стратегии Таким образом, структура стратегии образовательной организации включает следующее: систему целей, в которую входят миссия, генеральная цель, общеорганизационные и специфические цели; приоритеты (ведущие принципы) распределения ресурсов и осуществления действий; правила, регламентирующие процесс реализации стратегии, например формирования организационной структуры, специальных операций и т. п. К стратегии предъявляются следующие требования: 1) реальность, выполнимость; 2) соответствие потенциалу организации, политике руководства, опыту и навыкам персонала, культуре, системе мотивации; 3) этичность; 4) внутренняя целостность, непротиворечивость элементов, например долгосрочных и краткосрочных целей; 5) совместимость со средой, позволяющая эффективно с ней взаимодействовать; 6) обеспеченность ресурсами; 7) оправданная рискованность. Обычно организация имеет не одну, а несколько стратегий. К ним относятся: -генеральная, отражающая способы осуществления миссии и главной цели организации; -специальные для отдельных особых случаев, например стратегия банкротства; -функциональные, которые определяют пути достижения специфических целей, стоящих перед отдельными подразделениями и службами. Рассмотрим виды стратегий. В работах М. Портера представлено три вида общих стратегий, направленных на повышение конкурентоспособности. Стратегии можно классифицировать по многим основаниям.
Рис.2. Классификация стратегий Таким образом, стратегию образовательной организации мы относим к стратегии реалистического типа, направленную на развитие внутреннего потенциала организации. Исходя из содержания говорят о стратегиях функционирования (конкурентных) и стратегиях развития: Конкурентные стратегии обусловливают действия организации на рынке с целью достижения конкурентных преимуществ. По мнению американского исследователя М. Портера, можно выделить три основных варианта таких стратегий.
Рис.3. Варианты конкурентных стратегий Рассмотрим виды стратегий: роста, умеренного роста, сокращения, комбинированной.
Рис.4. Виды стратегии развития
Таблица 1. Характеристика видов стратегии развития По характеру поведения на рынке можно выделить три вида стратегий: наступательную, наступательно-оборонительную (стабилизационную) и оборонительную (стратегию выживания).
Таблица 2. Характеристика видов стратегии по характеру поведения. Обычно наступательный характер имеют стратегии роста и умеренного роста; наступательно-оборонительный — комбинированная стратегия; чисто оборонительный - стратегия сокращения деятельности. Мы предполагаем, что по характеру поведения стратегия образовательной организации относится к классической наступательной стратегии. Наиболее распространенные, выверенные практикой и широко освещенные в литературе стратегии развития обычно называются базисными, или эталонными. Они отражают четыре различных подхода к росту организации и связаны с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение организации внутри отрасли, технология. Каждый из данных пяти элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или новое состояние.
Таблица 3. Характеристика эталонных стратегий. Рассмотрим значение понятия "стратегическое управление". Большинство ученых характеризуют стратегическое управление как наиболее современную и эффективную концепцию управления современными предприятиями. В частности, И. Ансофф трактует стратегическое управление как логический и аналитический процесс определения будущего положения предприятия в зависимости от внешних условий деятельности. Стратегическое управление рассматривается как: - "процесс разработки долгосрочных целей и задач, связанных с формированием перспективной производственной программы (портфель заказов, обеспечение финансовыми, материальными, трудовыми ресурсами), установление и поддержание взаимоотношений с поставщиками материальных ресурсов и потребителями готовой продукции (услуг), сырьевыми рынками, биржами труда и т.д."[9]; - "вид управления организацией, предприятием, фирмой и т.п., который базируется на человеческом потенциале как основе организации, ориентирует производственную деятельность на запросы рынка, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие изменениям окружающей обстановки и позволяют получить конкурентные преимущества, что в совокупности помогает организации выжить и достичь своей цели в долгосрочной перспективе"[10]. Таким образом, под стратегией образовательной организации мы понимаем общий, всесторонний план достижения целей, направленный на развитие внутреннего потенциала организации, определения будущего положения организации в зависимости от внешних условий деятельности, базирующийся на человеческом потенциале как основе организации. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 249. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |