Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сравнительный доступ к насилию и социально-экономическим санкциям: правительство и оппозицияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Даль Р.А. Полиархия: участие и оппозиция. М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики. 2010. - 288 с. IV. Социально-экономическая система: концентрация или рассредоточение? 59 Какое значение имеет социально-экономическая система? Могут ли одни социально-экономические системы способствовать преобразованию гегемонии в конкурентный режим больше, чем другие? Зависит ли стабильность полиархии от факторов социо- экономического порядка? Допущения 59 В первой главе я ввел более-менее очевидную аксиому, в которой утверждалось, что правительство скорее допустит существование оппозиции, если ожидаемые издержки ее подавления растут, а ожидаемые издержки терпимого отношения к оппозиции снижаются. Поскольку издержки терпимости или подавления в свою очередь зависят от относительных ресурсов, доступных правительству и оппозиции, очевидно, что: 59 АКСИОМА 4.Вероятность того, что правительство будет терпимо относиться к существованию оппозиции, возрастает, если ресурсы, доступные ему для подавления оппозиции, сокращаются в сравнении с ресурсами оппозиции. 59 Итак, ключевые ресурсы, используемые правительством для подавления оппозиции, сводятся к двум наиболее общим типам. 59 Это силовые методы принуждения, убеждения и поощрения (такими методами обычно орудуют военные и полиция) и несиловые ме-60-тоды принуждения, убеждения и поощрения или, как мы будем называть их далее,социально-экономические санкции, особенно в форме контроля над экономическими ресурсами, т.е. информационными процессами, образованием и политической социализацией. 60 Следовательно, АКСИОМА 5.Вероятность того, что правительство будет терпимо относиться к существованию оппозиции, возрастает по мере сокращения его способности использовать насилие или социально- экономические санкции для ее подавления. 60 В наиболее общем виде обстоятельства, которые могут уменьшить возможности правительства по использованию насилия или социально-экономических санкций, направленных против оппозиции, можно свести к двум типам. Во-первых, иногда к подобным факторам относятся неполитические ресурсы. Такая возможность чрезвычайно важна для насилия по отношению к оппонентам правительства со стороны полиции или военных, поскольку численность полиции и армии может быть слишком мала, либо, что почти то же самое, они могут быть настолько деполитизи- рованы, что откажутся служить внутренним политическим целям политических лидеров. Во-вторых, эти (и другие) политические ресурсы могут быть настолько рассредоточены, что ни одно объединение, включая правительство (или объединенные группы лидеров в рамках правительства), не будет обладать монополией над ними. 60 Так, в XVIII в. в Британии «профессиональная» армия и полиция, в отличие от военно-морского флота, были не просто рассредоточены по графствам, где они находились под контролем местной знати, но фактически почти не существовали. 60 Для Британии величайшим инструментом организованного насилия был военно-морской флот, монопольным контролем над 61 которым обладало правительство, но он не стал действенным инструментом внутреннего принуждения. Америка пришла к полиархии, не имея постоянно действующей армии или национальной полиции при широком распространении среди населения огнестрельного оружия. 61 Даже когда полиция в Америке вовлекалась в политику, контроль над полицией распределялся между бесчисленным множеством местных органов власти по всей стране. В Швейцарии, где для защиты страны введена всеобщая воинская обязанность, существует совершенно микроскопическая постоянно действующая профессиональная армия. 61 Там, где вооруженные силы сравнительно велики, централизованы и иерархически организованы, как в большинстве современных стран, полиархия, конечно, невозможна, за исключением тех случаев, когда армия относительно деполитизирована и может действовать по общегражданским нормам. Почему высокоорганизованные военные силы вмешиваются в политику в одних странах и не делают этого в других — предмет бесчисленных вопросов, споров и загадок. 61 Очевидно, что решающим фактором вмешательства являются убеждения. Однако вопрос, почему убежденность в необходимости соблюдения политического нейтралитета, конституционализма и подчинения гражданской власти возникает и поддерживается военными только в некоторых странах (не все из которых являются полиархиями), поднимает настолько масштабную проблему, что я не берусь рассматривать ее здесь, какой бы важной она ни была. Вывод, к которому можно прийти на данном этапе, прост и очевиден: сегодня шансы полиархии напрямую зависят не только от силы определенных убеждений простых граждан, но и военнослужащих всех рангов. 61 Так, полиархия была возможна в Чили, где вооруженные силы традиционно были не склонны выходить на политическую арену. 61 В то же время в сопредельной Аргентине полиархия невозможна до тех пор, пока военные признают за своими 62 лидерами право и даже обязанность аннулировать результаты выборов всякий раз, когда, по их мнению, эти результаты губительны для страны. 62 Достаточно очевидно, что когда правительство обладает монополией на насилие и социально-экономические санкции и свободно в использовании этих ресурсов подавления оппозиции, конкурентная политика почти не имеет шансов. Но из этого не следует, что простого отсутствия данной монополии над ключевыми ресурсами достаточно для поддержания конкурентной политики. 62 Так, при определенных обстоятельствах отсутствие этих ресурсов может привести лишь к слабому и нестабильному режиму. Таблица 4.1 прояснит этот момент. 62 Таблица 4.1 Сравнительный доступ к насилию и социально-экономическим санкциям: правительство и оппозиция
62 Наиболее благоприятные для конкурентной политики условия складываются тогда, когда доступ к насилию и социально-экономическим санкциям либо рассредоточен, либо не признается ни за правительством, ни за оппозицией1. 1 Чтобы упростить теорию и изложение, я трактую «правительство» и «оппозицию» в качестве единых, сплоченных участников. Очевидно, что так бывает очень редко. 62 Наименее благоприятные условия имеют место тогда, когда насилие и социально- 63 экономические санкции доступны исключительно правительству и оппозиция не имеет к ним доступа. 63 А что же будет, когда эти важнейшие ресурсы находятся только в руках оппозиции? В чистом виде подобная ситуация вряд ли возможна, поскольку в подобных обстоятельствах само понятие «правительство» потеряет всякий смысл. Однако такая ситуация может временно сложиться в странах, где экономические ресурсы полностью присвоены небольшой группой местных или иностранных собственников и управленцев либо вооруженные силы политически заинтересованы в защите определенных социальных слоев или идеологий. 63 Оказавшись в подобной ситуации противостояния, правительство по необходимости будет слабым и нестабильным, поскольку всякий раз, когда проводимая им политика будет вызывать недовольство оппозиции, правительство легко может быть свергнуто. 63 Многие страны Латинской Америки приблизительно соответствуют описанным мной условиям не столько из-за монополизации социально-экономических санкций, сколько из-за традиции военного вмешательства. Если вооруженные силы склонны вмешиваться в политическую жизнь для защиты определенных интересов или своих собственных представлений об интересах своей страны, то любое правительство, проводящее в жизнь политику, которую они не поддерживают, скорее всего будет недолговечным, как это имеет место в Аргентине. 63 Однако вывод о том. что силовые и социально- экономические меры воздействия с необходимостью распределены таким же образом, будет ошибочным. 63 Рассмотрим табл. 4.2. 63 Очевидно, что наиболее благоприятной для конкурентной политики будет ситуация А, которую я буду называть плюралистическим общественным устройством. 63 Также очевидно, что наименее благоприятной для конкурентной политики и наиболее благоприятной для гегемонии будет ситуация Г, которую я буду называть централизованным господством.
64 Таблица 4.2 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 219. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |