![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Технология психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в специальном (коррекционном) учреждении
1) процесс сопровождения; 2) метод сопровождения; 3) служба сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» представляет собой обширный комплекс разноплановых мероприятий и, соответственно, требует участия компетентных специалистов, объединенных в Комитет по психолого-педагогическому сопровождению – коллегиальный орган образовательного учреждения, разрабатывающий и предлагающий подростку, семье индивидуальный план мероприятий, направленных на помощь несовершеннолетнему. Директор образовательного учреждения формирует «Комитет по психолого-педагогическому сопровождению» в состав которого необходимо включить следующих специалистов и представителей администрации: - Заместитель директора по учебно-коррекционной работе; - Заместитель директора по воспитательной работе; - Малый педагогический коллектив (классные руководители); - Социальный педагог; - Педагог-психолог; - Медицинский работник. За директором закрепляются следующие обязанности по отношению к комитету: Организация комитета; Обеспечение и поддержание ценностно-целевого единства коллектива; Финансовое и хозяйственное обеспечение; Координация и контроль деятельности. Деятельность Комитета по организации психолого-педагогической поддержки основывается на принципах: 1. Принцип системности. Системный подход является основополагающим как при диагностике проблемного поведения подростка, выстраивании психолого-педагогической помощи, так и в работе Комитета; 2. Принцип единства информационного пространства; 3. Принцип законности. Деятельность Комитета обеспечивается правовыми актами федерального, краевого значения и локальными нормативными документами; 4. Принцип сотрудничества предполагает установление в ходе работы сотрудничества с подростками и их родителями, понимание результата, которого члены Комитета хотят достичь; 5. Принцип регулярности проведния заседаний, анализа качества реализации программ, результатов работы; 6. Принцип разделения ответственности между семьёй и школой; 7. Принцип добровольности предполагает добровольное согласие родителей/законных представителей несовершеннолетнего на совместную работу; 8. Принцип конфиденциальности. Комитет организует работу в отношении следующих категорий подростков: - Подростки, прошедшие курс реабилитационных мероприятий, в результате которых был снят статус социально опасного положения; - Подростки, пропускающие занятия без уважительной причины; - Подростки, оставленные на повторный год обучения; - Подростки, сопричастные к употреблению ПАВ, правонарушениям, общественно опасным деяниям, попрошайничеству и бродяжничеству; - Подростки, систематически нарушающие дисциплину, проявляющие элементы асоциального поведения (сквернословие, драки, издевательство над другими детьми). Деятельность Комитета оформляется в следующих документах: Приказ директора школы о создании Комитета психолого-педагогической поддержки. Положение о Комитете психолого-педагогической поддержки. Журнал протоколов заседаний Комитета психолого-педагогической поддержки. Списки подростков и семей, состоящих на внутришкольном учёте. Программа работы Комитета психолого-педагогической поддержки и планы работы членов Комитета. Психолого-педагогическое сопровождение имеет особую структуру: – Скрининг учащихся специального (коррекционного) учреждения на предмет выявления факторов неблагоприятно влияющих на развитие и социализацию подростка; – Сбор информации (анамнеза) о подростках, относящихся к данной категории детей; – Психологическая диагностика; – Составление индивидуальных характеристик; – Рассмотрение характеристик комитетом по психолого-педагогическому сопровождению; – Выбор методов работы и разработка согласованных со всеми членами Комитета индивидуальных планов психолого-педагогического сопровождения и общей направленности работы; – Согласование плана сопровождения Комитетом; – Утверждение плана сопровождения директором образовательного учреждения; – Принятие плана родителями подростка; – Ознакомление с планом психолого-педагогического сопровождения педагогов, обучающих подростков группы риска; – Осуществление психолого-педагогической помощи и поддержки; – Индивидуальное и групповое консультирование; – Коррекционная работа; – Отслеживание динамики и внесение необходимых коррективов в первоначальный план сопровождения; – Контроль и закрепление результатов сопровождения. Раскроем каждую составляющую психолого-педагогического сопровождения: 1. Скрининг учащихся специального (коррекционного) учреждения на предмет выявления факторов неблагоприятно влияющих на развитие и социализацию подростка. На данной стадии взаимодействуют социальный педагог, педагог-психолог, представитель администрации и классные руководители. Педагогом-психологом реализуется пакет методик, направленных на выявление внутри личностных проблем и конфликтов. Социальный педагог анализирует социальные карты обучающихся. Заместитель директора по учебно-коррекционной работе анализирует сведения об успеваемость. Педагоги анализируют поведение и способы взаимодействия детей. Если ребенок находится под влиянием одного или нескольких факторов риска его необходимо включить в школьную группу риска (данный блок разрабатывается всеми участниками Комитета по психолого-педагогическому сопровождению, после чего результаты скрининга анализируются на собрании Комитета для выявления подростков, относящихся к группе риска); 2. Сбор информации (анамнеза) о подростках, относящихся к группе риска. Сбор анамнеза, детализация социальных карт и характеристик, сбор информации о взаимоотношениях в семье, материальном положении и социальном статусе семьи, социальной среде, успеваемости, референтной группе, взаимоотношениях со сверстниками и особенностях межличностных отношений подростков группы риска, история психофизиологического формирования личности (данный блок разрабатывается социальным педагогом, медицинским работником и малым педагогическим коллективом); 3. Психологическая диагностика. Диагностика личностных и индивидуальных особенностей, взаимоотношений в семье, причин и мотивов поведения, склонности к девиантному поведению, особенностей межличностных отношений, степени социальной адаптации, наличие внутри личностных конфликтов, фрустраций, скрытой фобии и агрессии (данный блок разрабатывается педагогом-психологом); Для диагностики ситуации развития учащихся и родителей мы предлагаем следующий пакет методик: Методика цветовых метафор И.Л. Соломина – направлена на определение базовых и актуальных потребностей испытуемого, представлений о себе и своем идеале, источников стресса, сфер конфликта, отношения к окружающим и различным видам деятельности, мотивов деятельности. Опросник для идентификации акцентуаций характера у подростков Е.А.Личко. Методика «Автопортрет» (Е.С.Романова, О.Ф.Потемкина. Графические методы в психологической диагностике, М.: Дидакт, 1992г.). Методика позволяет определить степень принятия себя и выявить уровень самосознания. «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г.Эйдемиллера и В.Юстицкого. Данная методика позволяет выявит различные нарушения процесса воспитания, определить тип патологизирующего воспитания и установить некоторые психологические причины этого. По результатам диагностики подростка «группы риска» психолог готовит заключение и выдвигает рабочие гипотезы. Результаты диагностики выносятся на рассмотрение Комитетом в форме рабочих гипотез и характеристик ситуации развития учащегося и его личности, подтверждающих гипотезы. По результатам диагностики психолог разрабатывает рекомендации для педагогов, родителей и учащегося, проводит консультирование родителей учащегося и классного руководителя (куратора) учащегося. Рекомендации педагогам оформляются в письменном виде, как конкретные методы и приемы (не более 5 – 6) для использования в общении и обучении конкретного учащегося. Социально-психолого-педагогическая диагностика позволяет выявить причины деструктивного поведения подростка, особенности его личности, его потребности, мотивы и интересы, обозначить методы и приемы индивидуального подхода к подростку, формы педагогической поддержки и социально – психологической помощи ребенку и родителям. 4. Составление индивидуальных характеристик. Заседание Комитета психолого-педагогического сопровождения с целью обмена результатами работы каждого специалиста и объединения медицинского, социального и психологического анамнезов, а так же составление целостной характеристики личности подростка и его социального положения. Плановые заседания Комитета проводятся по следующему алгоритму: Обсуждение уровня успешности реализации программ сопровождения подростков. Поиск неудовлетворенной потребности несовершеннолетнего, ставшей причиной деструктивного поведения. Реальные предложения членов Комитета фиксируются в индивидуальном плане сопровождения. Все члены Комитета берут на себя обязательства за конкретные пункты совместного плана действий. Форма фиксации результатов обсуждения может включать такие пункты, как: уровень проблемы (социальный, семейный, когнитивный и эмоциональный, последствия психотравмирующих ситуаций, нарушение личностного развития, биологические нарушения), возможные причины, предложения. На основе данной формы разрабатывается индивидуальный план сопровождения подростка, который оформляется, как система коррекционных, реабилитационных и педагогических мероприятий. 5. Внеплановые заседания Комитета, которые проводятся по следующему алгоритму: А) представление имеющейся информации по случаю о несовершеннолетнем и его семье (представляется и краткий отчет о ранее проделанной работе, предпринятых действиях). Решение о рассмотрении семьи на заседании Комитета принимает заместитель директора по учебно-коррекционной работе; В) все члены Комитета высказывают свое мнение о ситуации, обсуждается решение о взятии семьи на сопровождение, необходимости назначения куратора. Формулируется основная проблема семьи, определяется уровень риска, определяются стратегия и тактика вмешательства в ситуацию, цели и границы вмешательства. С) Специалисты предлагают, каждый со своей стороны, помощь данному ребенку, семье. Решается вопрос о подключении к работе специалистов других учреждений, ведомств. Определяется пакет профилактических услуг, оформляется предварительный индивидуальный план сопровождения подростка, семьи; 6. Составление программы психолого-педагогического сопровождения: выбор соответствующих психологических методик, направленных на девальвацию причин психологических нарушений. Определение вектора педагогической работы (стиль педагогического общения, обучения, воспитания). Определение вектора социальной работы (взаимодействие с семьей, социальными службами, педагогами). Назначение куратора, контролирующего процесс сопровождения и отслеживающего динамику изменений. 7. Согласование плана сопровождения с директором специального (коррекционного) образовательного учреждения и родителями (законными представителями) подростка. 8. Для того что бы процесс психолого-педагогического сопровождения был последователен и не нарушался ни на одном из этапов с ним необходимо ознакомить учителей-предметников обучающих детей группы риска, родителей подростков. 9. Педагогическая поддержка осуществляется в форме дополнительных часов (4 часа в неделю на каждого ребенка) отведенных на помощь в освоении учебного материала (данный блок разрабатывается малым педагогическим коллективом совместно с учителями-предметниками). 10. Индивидуальное психологическое консультирование осуществляется педагогом-психологом ежедневно из расчета 2 часа в день на 2-3 детей. Групповое консультирование проводится 1 час в неделю на каждую группу. 11. Соответственно актуальным потребностям и интересам подростков заместитель директора по воспитательной работе составляет план внешкольных досуговых мероприятий и предоставляет подросткам информацию о доступных их формах дополнительного образования; 12. В зависимости от индивидуальных особенностей подростка проводится коррекция: поведенческих реакций, межличностных отношений, когнитивной и эмоциональной сфер, детско-родительских отношений, смысложизненных ориентаций, мотивационной сферы. Так же зачастую в коррекции нуждается стиль семейного общения и воспитания. 13. Осуществление контроля деятельности Комитета, внесение необходимых корректив, диагностика эффективности предпринимаемых мер рационально сформировать в виде циклограммы. Таблица 3
Выводы по II главе
Главным результатом деятельности Комитета является – вывод детей из зоны социального риска.
Заключение
Список литературы 1. Барсукова Т. Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и их семей//Социальная педагогика. - 2003. - №1. - С.70 - 72. 2. Баярд Р. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей / пер. с англ. - М.: Просвещение, 1995. 3. Белинская, Е.П. Этническая социализация подростка. / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко - М.: Моск. Психолого-соц. Ин-т. Воронеж: Издательство "Модек", 2000. - 208 с. 4. Битянова М.Р. Учебное пособие. Организация психологической работы в школе – 1998. – 298 с. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 04.07.2009 – URL: http://annushkaico.ucoz.ru/load/12-1-0-19 (дата обращения: 06.10.2012). 5. Борисова Л. Частный случай конфликта поколений: Подросток и его отношения с родителями // Первое сентября. - 2002. - N 7. - С. 2 - 4. 6. Василькова Ю.В.Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.:Издательский центр «Академия», 2002. - 160с. 7. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением. / Учебно-методическое пособие. Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.85 с. 8. Воспитательная работа в детском доме и школе – интернате//Социальная педагогика. - 2005. - №3. - С. 88 - 96. 9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1984. – 400 с. – (Акад. пед. наук СССР) 10. Гедзь Е., Седеренко Н. Профилактика девиантного поведения подростков: психолог.тренинг внутригруппового взаимодействия // Школьный психолог. - 2004. - N 29. - С. 9 - 24. 11. Дементьева И.Работа школы с детьми группы риска//Воспитание школьников. - 2002. - №7. - С. 21- 28. 12. Евстешина О.И. Модель реабилитационной работы в условиях социального приюта/О.И. Евстешина, М.С. Белякова//Дефектология. - 2006. - №1. - С. 66 - 71. 13. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.:ТК Велби, 2006. - 560с. 14. Журавлев Д. Подростковая агрессивность - психологическая закономерность или социальный феномен? // Народное образование. - 2003. - N 2. - С. 185 - 192. 15. Землянухина Н. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка//Социальная педагогика. - 2005. - №1. - С. 81 - 83. 16. Звездина И. Современные тенденции распространенности поведенческих факторов риска среди подростков // Вестник образования . - 2006. - N 1. - С. 68 - 73. 17. Казакова Е.И.. Комплексное сопровождение развития учащихся в образовательном процессе // Международная конференция «Дети группы риска». СПб., 2005, С. 108. 18. Катаева-Венгер А. Трудный возраст: Подростки сегодня: Пособие для учителей и родителей. - М.: Школьная пресса, 2002. 19. Корягина О. Проблемы подросткового возраста: Психолого-педагогическое исследование // Классный руководитель. - 2003. - N 1. - С. 89 - 93. 20. Костарева С. Подростковое одиночество // Школьный психолог. - 2003. - N 38. - С. 4 - 5. 21. Крушельницкая О., Третьякова А. Подросток: физиология и психология // Биология в школе. - 1998. - N 2. - С. 21 - 25. 22. Крылатова Т.А.,Современные проблемы психического нездоровья у детей, профилактика, пути преодоления» V научно-практическая конференция «Православная русская школа» в Свято-Алексеевской пустыни. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 13.05.2012 – URL: http://www.verav.ru/common/konf.php?num=236 (дата обращения: 28.12.2012). 23. Кэмпбелл Р. Как любить своего подростка / пер.с англ. - СПб.: Мирт, 1998. 24. Леванова Е. А. Родители и подростки: навстречу друг другу. – М.: «Педагогическая литература», 2010. 25. Лидерс А. Психологический тренинг с подростками: Учеб.пособие: для студентов, обучающихся по психолог.специальностям . - М.: Академия, 2001. 26. Лузина Л. Как помочь школьнику в жизненном самоопределении//Воспитание школьников. - 2003. - №10. - С. 24 - 27. 27. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. -269с. 28. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений/Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева. - М.: Академия, 2002. - 192с. 29. Методика работы социального педагога/Под ред. Л.В. Кузнецовой, сост.Г.С. Семенов. - М.: Школьная пресса, 2006. - 96с. 30. Морозов В. Реабилитационная педагогика// Социальная педагогика. - 2008. -№1. - С. 107 31. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред.В.А. Сластенина. - 4-е изд., доп. - М.: Изд. центр "Академия", 2003. - 200 с. 32. Некоторые психологические особенности личности подростка (Совместно с Т. В. Драгуновой.)//Советская педагогика. 1965. № 12. 33. Психология подростка: Учебник / ред. А.Реан. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак; Олма-Пресс, 2004. 34. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. 35. Реан, А.А. Семьи и дети группы риска. // Беспризорник. / А.А. Реан. - СПб.: 2004. №3. С.75. 36. Ризванова Е. Кто поможет подростку в семье: психологическое исследование // Воспитание школьников. - 2005. - N 4. - С. 44 - 51. 37. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска/ Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. - М.: Академия, 2002. - 256с. 38. Опросник Р.Кетелла [Электронный ресурс]. Дата обновления 07.08.2011 – URL: http://azps.ru/tests/16pf.html (дата обращения: 17.01.2013). 39. Осмоловская И. Как помочь детям группы риска адаптироваться к школе//Начальная школа. - 2001. - №12. - С. 55 - 57. 40. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка / под ред. Е.И. Казаковой и Л.М. Шипицыной. - СПб., 1998. С. 245. 41. Селиванова О.А. Взаимодействие социального педагога с детьми группы риска/О.А. Селиванова, В.В. Фалько//Педагогика. - 2006. - №6. - С. 58 - 62. 42. Сидорова Л. Дети «группы риска»: помощь, поддержка, защита//Социальная педагогика. - 2003. - №2. - С. 98 - 100. 43. Скворцов В.А. К проблеме конфликтов и психологической дезадаптации «группы риска»//Мир психологии. - 2005. - №2. - С. 156 - 158. 44. Словарь по социальной педагогике:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Авт.-сост. Л.В.Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368с. 45. Социальная педагогика:Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. - 2000. - 416с. 46. Социально – трудовая реабилитация детей и подростков//Социальная педагогика. - 2006. - №3. - С. 63 - 67. 47. Справочник социального педагога: 5-11классы/Авт. - сост.Т.А.Шигковец. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2007. - 336с. 48. Степанов П. Подростки: Специфика возраста - специфика воспитания // Народное образование. - 2006. - N 8. - С. 212 - 219. 49. Сушкова Ф. Диалог на уроке - залог успеха в воспитании и обучении школьников группы риска//Воспитание школьников. - 2005. - №2. - С. 39 50. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 N 212, от 23.12.2002 N 919, от 01.02.2005 N 49, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216). [Электронный ресурс]. Дата обновления 16.07.2011 – URL: http://omczo.org/publ/385-1-0-2248 (дата обращения: 15.10.2012). 51. Федеральный закон №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации" от 24.07.1998 г. [Электронный ресурс]. Дата обновления 17.10.2012 – URL: http://www.sos-ru.info/zakon/zakon_zakon_garantii124.shtml (дата обращения: 22.03.2013). 52. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272с. 53. Шульга Т. Смысл жизни и ценности детей группы риска//Социальная педагогика. - 2005. - №2. - С. 35 - 39. 54. Этот беспокойный подросток: Тема номера // Школьный психолог. - 2005. - N 1. - Весь номер Учебники. Учебные пособия. 42. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 307. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |