Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения подростков группы риска.




Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрыли в своих и др. исследованиях М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.И. Казакова, В.Е. Летунова К. Роджерс, А.Т. Цукерман, Л.М. Шипицына, И.С. Якимская и др.

Впервые термин «сопровождение» появился в работе Г. Бардиер, Н.Ромазан, Т.Чередниковой (1993) в сочетании со словом «развитие» – «сопровождение развития».

Сопровождение обеспечивает создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка1

Ученые Ф. М. Фрумин и В.И. Cлободчиков раccматривают cопровождeниe как помощь подроcтку в его личностном росте, установку на эмпатийноe понимание ученика, на открытое общение. А.В. Мудрик трактует cопровождeниe как оcобую cфeру дeятельноcти пeдагога, направлeнную на приобщение подростка к cоциально-культурным и нравcтвeнным цeнноcтям, нeобходимым для cаморeализации и cаморазвития.

По определению М.Р. Битяновой, сопровождение – это определенная идеология работы, которая делает возможным соединение

 


1 Крылатова Т.А.,Современные проблемы психического нездоровья у детей, профилактика, пути преодоления» V научно-практическая конференция «Православная русская школа» в Свято-Алексеевской пустыни. [Электронный ресурс].

2 Битянова М.Р. Учебное пособие. Организация психологической работы в школе – 1998. – С. 28.

целей психологической и педагогической практики и фокусирует на главном – на личности ребенка.

Учитывая особенности подростков «группы риска», мы определили следующие задачи психолого-педагогического сопровождения:

1. Помощь в осознании проблем и поиске сообразного решения.

2. Информирование о правах и обязанностях.

3. Защита прав ребенка.

4. Стабилизация эмоционального состояния.

5. Поддержка учебного процесса.

6. Поддержка нормального психического и физического развития.

1.3. Особенности психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в специальном (коррекционном) учреждении 

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии1.

Опытно-экспериментальной базой нашего исследования является муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи» (школа V вида). «Коррекционное учреждение V вида создается для детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития».

Миниcтepство образования в Российской Фeдeрации по согласованию с Министeрством здравоохрaнeния Российской Федерации определяет спецификy обpазовaтельного yчpеждения, его обpaзовaтeльную пpогpаммy, напpaвлeниe pеабилитации воспитанников с наpушeниями в pазвитии. Коppeкционное yчpeждениe обязано обeспечить yсловия для лeчeния, обучeния, воспитания и социальной aдaптации yчeников. Обpазовaтeльная пpогpаммa рaзрaбaтываeтся исходя из особeнностей психофизичeского paзвития и индивидуaльных возможностeй yчeников.

 


1 Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 N 212, от 23.12.2002 N 919, от 01.02.2005 N 49, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216). [Электронный ресурс].

 

МС(К)ОУ «СКОШ для детей ТНР» в городе Березники организует работу с подростками, состоящими в школьной «группе риска» в течение всего  календарного года, в том числе и в каникулярное время. Циклограмма занятости обучающихся в системе коррекционно-педагогической поддержки может быть представлена следующим образом:

Таблица 1

Календарный период Мероприятие коррекционно-педагогической направленности Специалист, реализующий программу Периодичность в цикле
Сентябрь Май Входное, итоговое психолого-педагогическое, социально-педагогическое обследование Педагог-психолог Социальный педагог 2 раза в год
Сентябрь-май Коррекционные занятия Специалисты До пяти раз в неделю
Ноябрь-апрель Мониторинг эффективности коррекционного сопровождения Специалисты 1 раз в четверть

 

     В общей системе занятости обучающихся определены временные промежутки, в которые осуществляется реализация программ психолого-педагогического сопровождения: ежедневно с 13.30 до 17.00. Преимущество коррекционных учреждений состоит в возможности рационально обеспечить занятость обучающихся во внеурочное время. При этом распределение свободного времени кураторами осуществляется с учетом психофизических возможностей детей, их интересов, уровня эмоционально-волевого развития. Во внеурочное время детей сопровождают воспитатели, классные руководители, кураторы, которые контролируют периодичность и качество работы ребёнка на занятиях. При этом рационально распределяются занятия и прогулки, питание, свободное общение. В каникулярное время занятия с сопровождающими специалистами, с организаторами свободного времени не прекращаются, меняются только их формы и периодичность.




Вывод по главе I

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что причины попадания подростков в «группу риска» имеют разные корни, но важной составляющей в их жизни является обучение в образовательном учреждении. И та работа, которая проводится с детьми данной категорией в этом учреждении, должна носить, прежде всего, реабилитационный характер.

Так как подростки «группы риска» имеют разные проблемы, а чаще всего их совокупность, то психолого-педагогическое сопровождение должно быть комплексным, включать в себя медицинскую, психологическую, педагогическую, социально - экономическую, бытовую реабилитацию. Реабилитация может проводиться как с конкретным ребенком индивидуально, так и с группой.

В процессе психолого-педагогического сопровождения необходимо учитывать особенности подросткового возраста, социальное положение и личностные особенности подростка, а так же специфику образовательного учреждения.

 

Глава 2. Экспериментальная работа по педагогическому сопровождению детей группы риска в образовательном учреждении










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...