Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание разделов дисциплины




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

_____________________________________________________________

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»

________________________

 

ВЕЩУНОВА Н.Л., БАВРИН А.А.

 

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ

 

Учебное пособие

 

Санкт-Петербург

Издательство Политехнического университета

2014

УДК 347.44 (075.8)

 

Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие / Сост.:Н.Л.Вещунова, А.А.Баврин. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. - 227 с.

 

Соответствует государственному образовательному стандарту направления 080100 «Экономика».

 

В учебном пособии изложены программа дисциплины, сборник задач, в котором приведены задачи по учету хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета, тема курсового проекта и методические рекомендации по работе над ним (разработка учетной политики организации, ведение финансового учета, составление бухгалтерских расчетов и документов, составление бухгалтерской отчетности организации, анализ данных бухгалтерской отчетности).

 

Предназначены для подготовки бакалавров по направлению 080100.62 «Экономика», профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» инженерно-экономического института. Могут быть использованы также слушателями в системе повышения квалификации и студентами специальностей по маркетингу и менеджменту.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

 

                                             ã Вещунова Н.Л., Баврин А.А., 2014

 

                ã Санкт-Петербургский государственный

         политехнический университет, 2014


СОДЕРЖАНИЕ

 


 

1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.. 4

1.1. Цели изучения дисциплины... 4

1.2. Содержание разделов дисциплины... 4

1.3. Рекомендуемая литература.. 10

1.4. Практические занятия.. 10

2. Сборник задач. 14

2.1. УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ.. 14

2.2. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ.. 24

2.3. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ.. 26

2.4. УЧЕТ СРЕДСТВ НА РАСЧЕТНОМ СЧЕТЕ.. 38

2.5. УЧЕТ СРЕДСТВ НА ПРОЧИХ СЧЕТАХ В БАНКЕ.. 42

2.6. УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.. 45

2.7. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ.. 57

2.8. УЧЕТ РАСХОДОВ НА НИОКР. 66

2.9. учет материально – производственных запасов.. 69

2.10. УЧЕТ ТОВАРОВ.. 77

2.11. УЧЕТ СПЕЦОСНАСТКИ И СПЕЦОДЕЖДЫ... 81

2.12. УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ.. 86

2.13. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ... 93

2.14. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ.. 105

2.15. учет кредитов и займов.. 116

2.16. учет ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ. ВЫПУСК ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ 120

2.17. УЧЕТ ВЫПУСКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ ПРОДАЖИ.. 141

2.18. ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.. 148

2.19. УСТАВНЫЙ, РЕЗЕРВНЫЙ И ДОБАВОЧНЫЙ КАПИТАЛ, ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ 173

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ.. 183

3.1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ.. 183

3.2. ТАБЛИЦЫ С ПОЯСНЕНИЯМИ.. 207

ПРИЛОЖЕНИЕ. ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 




ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цели изучения дисциплины

 

Целью данной дисциплины является изучение студентами теоретических основ бухгалтерского учета, законодательных и нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет в Российской Федерации и практики бухгалтерского учета, основанной на этих актах.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- знать теорию бухгалтерского учета, основные принципы его осуществления;

- знать законодательную и нормативную базу по бухгалтерскому учету;

- уметь составлять учетную политику организации;

- уметь вести бухгалтерский учет в организации в соответствии со стандартами бухгалтерского учета;

- уметь составлять бухгалтерскую отчетность организаций в соответствии со стандартами финансовой отчетности организаций;

- уметь анализировать бухгалтерскую отчетность организаций.

 

Содержание разделов дисциплины

Введение

Цели и задачи курса. Учет как функция управления. Связь курса с экономическими, правовыми и другими дисциплинами.

 

1.Учет денежных средств и финансовых вложений

Нормативное регулирование учета денежных средств в кассе. Порядок ведения и документального оформления кассовых операций. Кассовая книга. Отчеты кассиров, их обработка, группировка оборотов в учетных регистрах. Инвентаризация кассы. Учет денежных документов и бланков строгой отчетности, хранимых в кассе.

Нормативное регулирование учета денежных средств в банке. Классификация счетов в банке. Расчетный счет. Документация и учет движения средств на расчетном счете. Обработка выписок из расчетного счета. Отражение операций в учетных регистрах.

Специальные счета организации в банках. Учет операций по специальным счетам. Учет операций по банковским картам.

Нормативное регулирование валютных операций. Валютный счет. Порядок оценки валютных счетов и операций в валюте, учет курсовых разниц. Отражение валютных операций в синтетическом учете.

Нормативное регулирование учета финансовых вложений. Виды финансовых вложений, их оценка. Переоценка финансовых вложений. Учет резерва под обесценение финансовых вложений.

Учет финансовых вложений в уставные капиталы других организаций, в ценные бумаги. Учет займов выданных. Учет депозитов банка. Учет приобретенной по договору цессии дебиторской задолженности. Учет вкладов в совместную деятельность. Отчетность о финансовых вложениях и движении валютных средств.

 

2. Учет основных средств и нематериальных активов                        

Нормативное регулирование учета основных средств.

Классификация и оценка основных средств.

Понятие об инвентарном объекте как единице учета основных средств. Документальное оформление и аналитический учет поступления и перемещения основных средств. Синтетический учет поступления основных средств как вклада в уставный капитал, безвозмездном получении, покупке.

Учет строительства основных средств при подрядном и хозяйственном способах выполнения работ. Учет оборудования, требующего и не требующего монтажа. Порядок формирования затрат на строительство объектов основных средств. Порядок определения первоначальной стоимости объектов. Учет приобретения отдельных объектов основных средств. Учет налога на добавленную стоимость при поступлении основных средств.

Амортизация основных средств. Способы начисления амортизации: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Документальное оформление и синтетический учет амортизации основных средств.

Порядок переоценки основных средств, отражение в учете ее результатов.

Виды ремонтов и их характеристика. Документальное оформление и учет ремонта при подрядном и хозяйственном способах выполнения работ. Методы включения затрат на ремонт в затраты на производство. Модернизация основных средств.

Документальное оформление и учет выбытия основных средств в результате продажи, безвозмездной передачи, вкладов в уставные капиталы других организаций, ликвидации и т.д.

Инвентаризация основных средств. Порядок ее проведения и документального оформления. Учет результатов инвентаризации: излишков, недостач.

Учет текущей аренды основных средств. Учет лизинговых операций.  

Нормативное регулирование учета нематериальных активов. Виды и оценка нематериальных активов. Переоценка нематериальных активов. Проверка нематериальных активов на обесценение. Учет поступления нематериальных активов, их документальное оформление и аналитический учет. Синтетический учет нематериальных активов. Амортизация нематериальных активов. Сроки службы и нормы амортизации нематериальных активов. Особенности учета деловой репутации организаций.

Особенности учета приобретения прав на использование нематериальных активов по лицензионным договорам.

Учет выбытия нематериальных активов. Документальное оформление выбытия.

Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР).

Отчетность о наличии и движении основных средств, нематериальных активов, расходов на НИОКР.

 

3. Учет материально-производственных запасов

Нормативное регулирование учета материально-производственных запасов. Классификация и оценка производственных запасов. Составляющие фактической себестоимости заготовления производственных запасов, транспортно-заготовительные расходы.

Документация по поступлению и расходованию материалов на складе. Учет материалов на складе и его связь с учетом материалов в бухгалтерии: сальдовый и количественно-суммовой методы учета.

Синтетический учет поступления материалов. Виды оценки поступающих в организацию материалов. Учет затрат на заготовление материалов. Учет приобретения материальных ценностей и расчетов с поставщиками. Особенности учета и оценки поступления материалов при использовании счетов бухгалтерского учета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учет материалов в пути и неотфактурованных поставок. Учет претензий. Расчеты с поставщиками по договорам, выраженным в условных денежных единицах. Расчеты с поставщиками векселями. 

Учет материалов, принятых на переработку и ответственное хранение.

Учет расхода материалов и порядок включения их в затраты на производство. Расчет фактической себестоимости материалов в остатках на складе и отпущенных в производство на основе среднего процента отклонений от плановой себестоимости, процента транспортно-заготовительных расходов, по методу ФИФО, по методу средней себестоимости, по методу оценки единицы материалов.

Учет инвентаря и хозяйственных принадлежностей.

Учет специальной оснастки и спецодежды.

Регистры учета материально-производственных запасов.

Инвентаризация материально-производственных запасов и учет ее результатов.

 

4. Учет труда и заработной платы. Учет страховых взносов в Пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования

Нормативное регулирование вопросов труда и заработной платы. Классификация и учет личного состава работников организации. Средняя численность работающих. Табельный учет. Системы оплаты труда.

Учет выработки и норм выработки. Документация по учету труда при разных системах оплаты.

Порядок расчета оплаты труда, доплат, оплаты отпусков, надбавок, гарантий и компенсаций. Учет начислений заработной платы, премиальных вознаграждений. Учет начислений за отпуск, за выслугу лет, социальных выплат. Учет резерва на оплату отпусков работников

Виды и учет удержаний из заработной платы. Учет налога на доходы физических лиц. Расчет заработной платы, составление расчетно-платежных ведомостей, расчетных листков. Лицевые счета работников. Сводки заработной платы. Порядок выплаты заработной платы. Депонированная заработная плата.

Регистры по учету заработной платы.

Учет страховых взносов в Пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования. Учет страховых взносов на социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

5. Учет затрат на производство, калькулирование себестоимости продукции

Нормативное регулирование учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Организационная структура промышленной организации.

Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции. Классификация затрат на производство: по местам возникновения, видам продукции, принадлежности к отчетному периоду, технико-экономическому назначению, способу включения в себестоимость продукции, составу, зависимости от объемов производства. Типовая номенклатура статей полной себестоимости продукции промышленной организации.

Характеристика счетов по учету затрат на производство. Общая схема учета затрат на производство в промышленности. Учет прямых расходов. Учет расходов будущих периодов, Учет резервов предстоящих расходов. Учет и распределение затрат вспомогательных производств. Учет расходов будущих периодов. Учет и распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Учет потерь от простоев. Учет брака продукции, порядок определения и списания потерь от брака. Учет, оценка и инвентаризация незавершенного производства.

Понятие и виды калькуляции себестоимости продукции.

Методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости в одно- и многономенклатурном производстве.

Простой метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Позаказный метод калькулирования себестоимости продукции, условия его применения и особенности.

Попередельный метод калькулирования себестоимости продукции, условия его применения.

Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Нормативная калькуляция. Учет отклонений от норм. Учет изменений норм.

Сводный учет затрат на производство. Полуфабрикатный и бесполуфабрикатный варианты сводного учета, их отражение на производственных счетах.

Бухгалтерская отчетность о затратах на производство и себестоимости продукции.

 

6. Учет готовой продукции и ее продажи

Нормативное регулирование учета готовой продукции. Определение понятия готовой продукции и способы ее оценки: по фактической себестоимости; по нормативной (плановой) себестоимости. Определение фактической себестоимости готовой продукции.

Документальное оформление и учет поступления готовой продукции из производства на склад. Учет готовой продукции на складе и в бухгалтерии. Регистры по учету готовой продукции.

Оформление и учет отпуска и отгрузки продукции покупателям. Системы расчетов за отгруженную продукцию, учет движения отгруженной продукции.

Методы учета продажи продукции для целей налогообложения.

Определение фактической себестоимости отгруженной и проданной продукции.

Регистры для учета отгрузки и продажи продукции. Учет расходов на продажу, их состав и аналитический учет.

 Полная себестоимость продукции.

Учет расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость, акцизам.

Расчет и отражение в учете результатов продажи.

 

7. Учет расчетов с юридическими и физическими лицами

Расчеты по товарным операциям с поставщиками и покупателями, их синтетический учет. Наличные и безналичные расчеты. Формы безналичных расчетов: платежными поручениями, аккредитивами, расчетными чеками, плановыми платежами, зачет взаимных требований и другие. Учет коммерческого кредита, предоставляемого в ходе товарных операций, в форме вексельных расчетов, расчетов с отсрочкой платежа, авансов, расчеты в условных денежных единицах.

Учет расчетов по налогам и сборам.

Учет расчетов с подотчетными лицами.

Расчеты с персоналом по предоставленным займам, по возмещению материального ущерба.

Учет расчетов с учредителями организации по вкладам в уставный капитал и доходам от участия в капитале.

Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами. Учет расчетов по претензиям. Учет расчетов по личному и имущественному страхованию. Учет расчетов по доходам организации в виде дивидендов, процентов по ценным бумагам.

Учетные регистры по отражению расчетов.

Инвентаризация расчетов: сроки и порядок проведения, оформление результатов. Создание и использование резерва по сомнительным долгам.

Отчетность о дебиторской и кредиторской задолженности.

 

8. Учет кредитов и займов

Нормативное регулирование учета кредитов и займов. Классификация кредитов и займов: долгосрочные, краткосрочные; срочные и просроченные. Состав и порядок признания затрат по кредитам и займам. Порядок отнесения затрат по кредитам и займам в стоимость инвестиционных активов. Порядок отнесения затрат по кредитам и займам в состав прочих расходов.

Порядок и формы кредитования организаций банками: овердрафт, дисконт векселей, факторинг и другие. Документация по кредитам. Аналитический учет кредитов. Учет кредитных операций. Учет кредитования под залог. Учет процентов за кредит. Учет просроченных кредитов.

Виды заемных средств. Учет получения и погашения займов. Учет эмиссии долговых ценных бумаг, выплаты процентов по ним и их погашения.

Отчетность о движении заемных средств.

 

9. Учет капитала

Нормативное регулирование учета капитала. Учет уставного капитала. Учет резервного капитала. Учет добавочного капитала. Учет целевого финансирования. Учет государственной помощи. Учет нераспределенной прибыли организации.

10. Учет финансовых результатов

Нормативное регулирование учета доходов и расходов организации. Понятие доходов и расходов. Классификация расходов и доходов в зависимости от их характера, условий получения. Признание доходов и расходов. Учет распределения доходов и расходов по отчетным периодам.

Учет продаж. Учет прочих доходов и расходов. Порядок ведения счетов «Продажи», «Прочие доходы и расходы» в течение отчетного периода и их закрытия по окончании отчетного года.

Понятие о прибыли. Синтетический учет ее формирования и использования на платежи в бюджет и другие обязательные платежи. Назначение и структура счета «Прибыли и убытки». Отражение на счете «Прибыли и убытки» финансовых результатов. Порядок закрытия счета по окончании отчетного года. 

Отражение информации о прибылях и убытках в бухгалтерской отчетности.

11. Отчетность

Нормативное регулирование порядка составления отчетности организации. Состав бухгалтерской отчетности. Основные требования к составлению бухгалтерской отчетности. Правила оценки статей бухгалтерской отчетности. Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности. Сводная и консолидированная бухгалтерская отчетность. Порядок ее формирования и сроки представления.

Рекомендуемая литература

 

Основная

1. Вещунова, Н. Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. — М.: «Рид Групп», 2011 .— 608 с.

2. Бабаев Ю.А., Макарова Л.Г., Петров А.М. Бухгалтерский финансовый учет. Учебник для вузов. – М. Изд. «Вузовский учебник», 2010. – 587 с.

 

Дополнительная

3. Вещунова Н. Л., Л.Ф. Фомина. Самоучитель по бухгалтерскому и налоговому учету — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2010. — 551 с.

4. Вещунова Н.Л., Баврин А.А. Бухгалтерский финансовый учет. Учебное пособие. – СПб.: Изд. СПбГПУ. 2014. – 228 с.

 

Практические занятия

 

В табл. 1.1 приведен план проведения практических занятий для дневной формы обучения. Номера использованных источников указаны в соответствии со списком рекомендуемой литературы.

                                                              

                                          Таблица 1.1                       

План проведения практических занятий

№ заня-тия Тема занятия Содержание занятия Источники для подготовки и проведения занятия 1)
1 2 3 4

1.

 

Учет кассовых операций. Учет денежных документов

1. Опрос по теоретическому материалу [1]
2. Решение задач [4] 1.1-1.7
3. Выдача заданий по курсовому проекту [4]
4. Выдача домашнего задания [4] 1.8-1.10

Продолжение табл.1.1

1 2 3 4

2.

Учет расчетов с подотчетными лицами

1. Контроль и анализ домашнего задания [4] 1.8-1.10, 2.2
2. Опрос по теоретическому материалу [1]
3. Решение задач [4] 3.1-3.7
4. Выдача домашнего задания [4] 3.8-3.9

3.

Учет средств на расчетном счете. Учет средств на прочих счетах в банках

1. Контроль и анализ домашнего задания [4] 3.8-3.9
2. Опрос по теоретическому материалу [1]
3. Решение задач [4] 4.1, 4.3, 5.1
4. Контроль раздела курсового проекта [4]
5. Выдача домашнего задания [4] 4.2, 5.2

4.

Учет основных средств

 

 

1. Контроль и анализ домашнего задания [4] 4.2, 5.2
2. Опрос по теоретическому материалу [1]
3. Решение задач   [4] 6.1-6.12
4. Контроль раздела курсового проекта [4] табл.8-9
5. Выдача домашнего задания [4] 6.13-6.21

5.

Учет нематериальных активов

1. Контроль и анализ домашнего задания [4] 6.13-6.21
2. Опрос по теоретическому материалу [1]
3. Решение задач   [4] 7.1-7.13
4. Контроль раздела курсового проекта [4], табл.10
5. Выдача домашнего задания [4] 7.14- 7.16

6

Учет расходов на НИОКР

1. Контроль и анализ домашнего задания [4] 7.14- 7.16
2. Опрос по теоретическому материалу [1]
3. Решение задач   [4] 8.1-8.2
4. Контроль раздела курсового проекта [4], табл.11-15
5. Выдача домашнего задания [4] 8.3

7.

Учет материально-производственных запасов

1. Контроль и анализ домашнего задания [4] 11.1-11.5
2. Опрос по теоретическому материалу [1]
3. Решение задач [4] 9.1-9.5
4. Контроль раздела курсового проекта [4] табл.16
5. Выдача домашнего задания [4] 9.6-9.8

 

 

Продолжение табл.1.1

1 2 3 4

8.

Учет финансовых вложений

1. Контроль и анализ домашнего задания [4] 9.6-9.8
2. Опрос по теоретическому материалу [1]
3. Решение задач   [4] 12.1-12.3
4. Контроль раздела курсового проекта [4], табл.17-18
5. Выдача домашнего задания [4] 12.4-12.6

9.

Учет расчетов с персоналом

1. Контроль и анализ домашнего задания [4] 12.4-12.6
2. Опрос по теоретическому материалу [1]
3. Решение задач   [4] 13.1-13.9
4. Контроль раздела курсового проекта [4]
5. Выдача домашнего задания [4] 13.10-13.16

10.

Учет расчетов на социальное страхование и обеспечение

1. Контроль и анализ домашнего задания [4] 13.10-13.16
2. Опрос по теоретическому материалу [1]
3. Решение задач   [4] 14.1-14.5
4. Контроль раздела курсового проекта [4]
5. Выдача домашнего задания [4] 14.6-14.7

11.

Учет затрат на производство продукции. Выпуск готовой продукции

1. Контроль и анализ домашнего задания [4] 14.6-14.7
2. Опрос по теоретическому материалу [1]
3. Решение задач [4] 16.1-16.8
4. Контроль раздела курсового проекта [4], табл.19-20
5. Выдача домашнего задания [4] 16.9-16.13

12.

Учет выпуска готовой продукции и ее продажи

1. Контроль и анализ домашнего задания [4] 16.9-16.13
2. Опрос по теоретическому материалу [1]
3. Решение задач   [4] 17.1-17.4
4. Контроль раздела курсового проекта [4], табл.21-22
5. Выдача домашнего задания [4] 17.5-17.7

 

Продолжение табл.1.1

1 2 3 4

13.

Учет кредитов и займов

1. Контроль и анализ домашнего задания [4] 17.5-17.7
2. Опрос по теоретическому материалу [1]
3. Решение задач [4] 15.1-15.2
4. Контроль раздела курсового проекта [4], табл.23-24
5. Выдача домашнего задания [4] 15.3-15.4

14.

Учет товаров. Учет спецоснастки и спецодежды

1. Контроль и анализ домашнего задания [4] 15.3-15.4
2. Опрос по теоретическому материалу [1]
3. Решение задач [4] 10.1-10.6,11.1-11.2
4. Контроль раздела курсового проекта [4], табл.25
5. Выдача домашнего задания [4] 10.7, 11.3-11.4

15.

Финансовый результат деятельности организации

1. Контроль и анализ домашнего задания [4] 10.7, 11.3-11.4
2. Опрос по теоретическому материалу [1]
3. Решение задач [4] 18.1-18.10, 18.21-18.29, 18.34-18.35
4. Контроль раздела курсового проекта [4], табл.26
5. Выдача домашнего задания [4] 18.11-18.20, 18.30-18.33, 18.36

16.

Уставный. резервный, добавочный капитал, целевое финансирование

1. Контроль и анализ домашнего задания [4] 18.11-18.20, 18.30-18.33, 18.36
2. Опрос по теоретическому материалу [1]
3. Решение задач [4] 19.1-19.18
4. Контроль раздела курсового проекта [4] табл.27-28


Сборник задач

 

УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Задание 1.1

В организации функционирует касса в соответствии с положением центрального банка России (ЦБР) о порядке ведения кассовых операций в РФ. Выберите правильные ответы.

1. На кого распространяется положение ЦБР о порядке ведения кассовых операций в РФ:

а) только на юридических лиц и на юридических лиц, находящихся на упрощенной системе налогообложения;

б) на юридических лиц, находящихся на любых системах налогообложения и на физических лиц;

в) на юридических лиц  и на индивидуальных предпринимателей.

2. Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются:

а) юридическим лицом;

б) индивидуальным предпринимателем;

в) старшим кассиром организации (индивидуального предпринимателя).

3. Кассовые операции ведутся у юридического лица (индивидуального предпринимателя):

а) кассиром;

б) руководителем;

в) любым работником организации.

4. С кассиром должен быть заключен:

а) договор поручения;

б) договор хранения;

в) договор о материальной ответственности;

г) договор подряда.

Задание 1.2

Кассир Иванова Анна Владимировна принята на работу в ОАО "Вариант" 26.08.20ХХ г. С ней был произведен инструктаж по правилам ведения кассовых операций и заключен договор о материальной ответственности 26.08.20ХХ г.

Выписка из лицевой карточки отдела кадров Ивановой Анны Владимировны:

- паспортные данные: 40-03 №728390, паспорт выдан 6 ОМ г. Санкт-Петербурга 15 января 2003 г.;

- домашний адрес: 195030, г. Санкт-Петербург, ул. Сиреневая, д.2, кв.15.

Заполните договор о материальной ответственности, заключенный между Ивановой А.В. и ОАО "Вариант", по приведенной ниже форме (фамилии должностных лиц и адрес организации установите самостоятельно).

 

ДОГОВОР

о полной материальной ответственности

В целях обеспечения сохранности материальных ценностей, принадлежащих _____________________________________________________________

(наименование организации)

_____________________________________________________________

(должность, фамилия, имя, отчество руководителя организации)

именуемый в дальнейшем "администрация", с одной стороны, и работник

_____________________________________________________________

(подразделение организации, фамилия, имя, отчество работника)

именуемый в дальнейшем "работник", с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Работник, занимающий должность ____________________________

                                                                    (наименование должности)

или выполняющий работу ______________________________________

                                                           (наименование работы)

непосредственно связанную ____________________________________

                                                      (операции с материальными ценностями)

_____________________________________________________________

принимает на себя полную материальную ответственность за необеспечение сохранности вверенных ему предприятием материальных ценностей и в связи с изложенным обязуется:

а) бережно относиться к переданным ему на хранение или для других целей материальным ценностям предприятия и принимать меры к предотвращению ущерба;

б) своевременно сообщать администрации о всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенных ему материальных ценностей;

в) вести учет, составлять и предоставлять в установленном порядке отчеты о движении и остатках вверенных ему материальных ценностей;

г) участвовать в инвентаризации вверенных ему материальных ценностей.

2. Администрация обязуется:

а) создавать работнику условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенных ему материальных ценностей;

б) знакомить работника с действующим законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный организации, а также с действующими инструкциями, нормативами и правилами получения, расходования, учета и хранения материальных ценностей в учреждении, организации и на предприятии;

в) проводить в установленный срок инвентаризацию материальных ценностей.

3. В случае необеспечения по вине работника сохранности вверенных ему материальных ценностей определение размера ущерба, причиненного предприятию и его возмещение производится в соответствии с действующим законодательством.

4. Действие настоящего договора распространяется на весь период работы с вверенными работнику материальными ценностями.

5. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, из которых первый находится у администрации, а второй - у работника.

Адреса сторон договора:

а) администрации ___________________________________________

б) работника _______________________________________________

Подписи сторон

администрации                                                 работника

___________________________      ___________________________

"___"_____________20__ г.

М.П.

Задание 1.3

Выберите правильные ответы.

1. Оформление кассовых операций производится следующими документами:

а) приходный кассовый ордер;

б) накладная;

в) расходный кассовый ордер;

г) акт приемки.

2. Кассовая книга [может / не может] вестись автоматизированным способом.

3. Приходные и расходные кассовые ордера выписываются в [бухгалтерии/кассе/дирекции] и регистрируются в журнале________________________________________________________________.

Кассовые ордера [могут / не могут] содержать исправления, выполненные корректурным способом.

4. Прием и выдача денег по кассовым ордерам производится:

а) в течении 3-х рабочих дней, включая день составления;

б) в течение срока, установленного руководителем по согласованию с обслуживающим банком;

в) только в день составления;

г) в течение 10-ти рабочих дней, включая день составления .

5. Кассовые ордера могут заполняться:

а) простым карандашом от руки;

б) на пишущей машинке;

в) от руки шариковой ручкой;

г) на принтере.

6. Данные кассовых ордеров после приема и выдачи денег заносятся кассиром в ____________________________________________. Этот регистр ведется в [одном /двух/ трех] экземплярах. Второй экземпляр служит ________________________________________, который в конце дня передается в [банк/ бухгалтерию/ финансовый отдел] с приходными и расходными кассовыми документами под расписку [кассира/ представителя банка/ бухгалтера/ начальника финансового отдела] в кассовой книге.

Задание 1.4

Выберите правильные ответы.

1. Ежедневный остаток наличных денег в кассе организации:

а) ограничен лимитом;

б) не ограничен лимитом.

2. Лимит остатка кассы устанавливает:

а) главный бухгалтер;

б) руководитель организации;

в) юридическое лицо;

г) управляющий банком;

д) обслуживающий банк по согласованию с руководителем.

3. Лимит остатка кассы в организации определяется:

а) с учетом наличных денег, хранящихся в обособленных подразделениях организации, имеющих свой счет в банке;

б) без учета наличных денег, хранящихся в обособленных подразделениях, имеющих счета в банке.

4. Лимит остатка кассы обособленного подразделения организации, имеющего свой счет в банке, определяется:

а) с учетом наличных денег, хранящихся в головном подразделении организации;

б) без учета наличных денег, хранящихся в головном подразделении организации.

5. Средства сверх лимита могут находиться в кассе в случае:

а) болезни кассира;

б) выдачи зарплаты, пособий, стипендий;

в) накопление наличных денег для предстоящих расчетов;

г) если организация получает выручку от реализации продукции наличными;

д) при получении разрешения от обслуживающего банка;

е) лимит превышен быть не может.

6. Сверхлимитные средства хранятся в течение:

а) одного рабочего дня;

б) срока, установленного обслуживающим банком по согласованию с руководителем;

в) трех рабочих дней;

г) недели.

7. Расчеты наличными ограничены:

а) только между организациями;

б) только между индивидуальными предпринимателями;

в) между организациями; между организациями и индивидуальными предпринимателями; между индивидуальными предпринимателями.

8. Предел расчетов наличными установлен:

а) 100 000 руб. по одному платежу;

б) 100 000 руб. по одной сделке;

в) 100 000 руб. за один день;

г) 100 000 руб. от одного покупателя.

Задание 1.5

Выберите правильные ответы.

1. Инвентаризация кассы проводится:

а) по распоряжению обслуживающего банка;

б) по приказу руководителя организации;

в) по указанию главного бухгалтера;

г) по распоряжению начальника финансового отдела.

2. Сроки проведения инвентаризации в кассе:

а) ежемесячно;

б) ежеквартально;

в) перед составлением годового отчета;

г) по мере необходимости.

3. Инвентаризация кассы проводится:

а) руководителем организации;

б) комиссией обслуживающего банка;

в) главным бухгалтером;

г) комиссией, созданной по приказу руководителя предприятия.

4. Излишки наличных денег в кассе, выявленные при инвентаризации, относятся на увеличение:

а) кредиторской задолженности;

б) прочие доходы;

в) уставного капитала;

г) зарплаты кассира;

д) добавочного капитала.

5. Недостачи в кассе, выявленные при инвентаризации, списываются на:

а) прочие расходы;

б) затраты на производство;

в) виновных лиц;

г) добавочный капитал.

Задание 1.6

Выберите правильные ответы.

1. Какие штрафы применяются к организации в случае превышения лимита остатка кассы:

а) в размере от 40 до 50 тыс.руб.;

б) в двухкратном размере сверхлимитной кассовой наличности;

в) в размере сверхлимитной кассовой наличности.

2. Какие штрафы применяются к организации в случае осуществления расчетов наличными с другими организациями сверх установленных предельных сумм:

а) в размере от 40 до 50 тыс.руб.;

б) в двухкратном размере суммы, уплаченной сверх предельного размера;

в) _________________________________________________________

3. Какие штрафы применяются к должностным лицам организации, допустившим нарушения, указанные в п.1 и 2:

а) в размере от 4 до 5 тыс.руб.;

б) в размере десяти МРОТ;

в) _____________________________

Задание 1.7

Приказом руководителя предприятия №20 от 15.06.20ХХ г. была назначена инвентаризационная комиссия для инвентаризации кассы в следующем составе:

- председатель комиссии: Сердюков И.П. - зам. генерального директора;

- члены комиссии: Смирнова Р.Г. - зам. главного бухгалтера,                                Маслов Г.И. - менеджер.

Инвентаризация кассы проведена 16.06.20ХХ г. Порядковые номера последних выписанных документов: приходные кассовые ордера - № 18; расходные кассовые ордера - № 38. Кассир организации – Зайцева Н.П.

По данным учета в кассе должно быть денежных средств - 8 700 руб.

По данным инвентаризации было установлено наличие в кассе денежных средств - 8 000 руб. Выявленная недостача внесена кассиром в кассу.

1. По результатам инвентаризации определите все необходимые операции, составьте по операциям бухгалтерские проводки. Занесите информацию в журнал регистрации операций (табл.1.1).

2. Составьте акт инвентаризации кассы в приведенной ниже форме.

 

Таблица 1.1

Журнал регистрации хозяйственных операций

№ оп.

Документ и содержание операции

Корр. Счета

Сумма, руб.

Д К
1 Выявлена недостача денежный средств в кассе      
2 Недостача денег в кассе отнесена на кассира      
3 Оприходована в кассу недостача, внесенная кассиром      

Акт

инвентаризации денежных средств, находящихся в кассе

на __________________ кассир ___________________

Расписка

Я, _____________________________________ , даю расписку в том,

                        (Ф.И.О. кассира)

что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на денежные средства переданы бухгалтеру, и все поступившие денежные средства оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Последние документы - приходные:

                                         расходные:

Материально ответственное лицо

Кассир ____________________________  ___________________

                                    Ф.И.О.                                                подпись

На основании приказа руководителя организации № _____ от _____ произведена инвентаризация денежных средств.

При инвентаризации установлено:

1. Наличных денег __________________________________________

                                                                 сумма прописью

_____________________________________ руб. _______________ коп.

ИТОГО: фактическое наличие ________________________________

                                                                          сумма прописью

_____________________________________ руб. _______________ коп.

По данным учета _________________________________________

                                                               сумма прописью

_____________________________________ руб. _______________ коп.

Результаты инвентаризации: недостача - _______________________

                                               излишки - _______________________

Последние номера документов: приходных: №

                                                     расходных: №

Председатель комиссии ________________________ ____________

Члены комиссии   __________________________ ____________

                                     __________________________ ____________

 

Задание 1.8

1. Объем поступлений наличных денег в ООО «Альфа» за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период (В) составил 300 000 руб. Расчетный период (Р) равен 60 рабочим дням. Период времени между днями сдачи в банк наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги равен 5 рабочим дням. Выберите лимит остатка наличных денег в кассе ООО «Альфа»:

а) 25 000 руб.;

б) 300 000 руб.;

в) 60 000 руб.

2. Объем выдач наличных денег в ООО «Бетта» (кроме сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам) за расчетный период составил 630 000 руб. Расчетный период равен 90 рабочим дням. Период времени между днями получения в банке наличных денег равен 5 рабочим дням. Выберите лимит остатка наличных денег в кассе ООО «Бетта»:

а) 35 000 руб.;

б) 630 000 руб.;

в) 126 000 руб.

Задание 1.9

По результатам проверки налоговым органом порядка ведения кассовых операций в организации 10.07.20ХХ г. был составлен акт. В акте проверки были установлены следующие факты несоблюдения правил ведения кассовых операций:

1) 01.07.20ХХ г. лимит кассы был превышен на 10 000 руб. (установленный лимит кассы равен 5 000 руб.);

2) 21.06.20ХХ г. произведен платеж наличными средствами в сумме 120 000 руб. по счету № 24 от 20.06.20ХХ г. ЗАО "Шарм", что превышает установленный предел.

За выявленные нарушения налоговой инспекцией наложены на организацию штрафы, что отражено в соответствующем акте.

1. Произведите расчет размеров штрафов, наложенных налоговой инспекцией на организацию и ее руководителя:

- штраф на организацию =  

- штраф на руководителя организации =

Задание 1.10

1. В организации в течение одного рабочего дня 14.08.20ХХ г. по кассе был осуществлен ряд хозяйственных операций.

Остаток денег в кассе на начало 14.08.20ХХг. – 3 000 руб.

Лимит остатка кассы, установленный в организации, равен 10 000 руб.

1) Приходный кассовый ордер № 5 – получены деньги из банка по чеку № 385667 на выдачу заработной платы (сдал Иванов А.В.) –  70 000 руб., и на хозяйственные расходы – 10 000 руб.

2) Расходный кассовый ордер № 10, платежная ведомость № 7/ 20ХХ г.– выдана зарплата работникам за июль 20ХХ г. 68 000 руб.

3) Приходный кассовый ордер № 6 – получено от ЗАО "Альфа" за проданную им продукцию согласно счету № 30 от 11.08.20ХХ г. (договор на поставку № 41 от 10.08.20ХХ г.) – 56 000 руб.

4) Приходный кассовый ордер № 7 - получен возврат неиспользованных подотчетных сумм от секретаря организации Родниной А.П. согласно авансовому отчету № 20 от 11.08.20ХХ г. - 30 000 руб.

5) Расходный кассовый ордер № 11 – выдано под отчет завхозу организации Петрову С.А. по распоряжению руководителя организации на хозяйственные расходы в сумме 5 000 руб.

6) Расходный кассовый ордер № 12 – оплачен счет поставщика № 3 от 02.08.20ХХг. за материалы в сумме 35 400 руб. согласно договору № 32 от 10.08.20ХХг. Деньги выданы представителю поставщика Сергееву Н.Н. по доверенности № 8 от 12.08.20ХХ г.

7) Расходный кассовый ордер № 13 – выплачены из кассы алименты в сумме 5 000 руб. Корнеевой И.Р. – жене работника организации.

8) Расходный кассовый ордер № 14 – сданы в банк суммы депонента и сверхлимитные суммы по квитанции банка № 20 от 14.08.20ХХ г. 

2. Заполните кассовую книгу за 14.08.20ХХ г. по приведенной ниже форме (табл.1.2).

 

Таблица 1.2

Кассовая книга

Касса за 14 августа 20ХХ г.                                      Лист 45

Номер документа От кого получено или кому выдано Корреспонди­рую­щий счет  При­ход Расход
    Остаток на начало дня            
 

Итого за день

Остаток на конец дня

   

Кассир

Записи в кассовой книге проверил и документы в количестве

________________ приходных и _______________ расходных получил.

  прописью                                              прописью

Бухгалтер             

3. Сформулируйте все совершенные хозяйственные операции, составьте бухгалтерские проводки и занесите информацию в журнал регистрации операций (табл.1.3).

4. Проверьте, соблюдены ли правила ведения кассовых операций и обращения с денежной наличностью:

1) превышают ли суммы расчетов наличными между юридическими лицами по одному платежу существующие ограничения на наличные расчеты [да/нет];

2) превышает ли остаток денег в кассе на начало и на конец дня лимит кассы [да/нет].

 

Таблица 1.3

Журнал регистрации хозяйственных операций

№ оп

Документ и содержание операции

Корр. счета

Сумма, руб.

Д К

1

Приходный кассовый ордер № 5. Получены деньги из банка по чеку № 385667      

2

Расходный кассовый ордер № 10, платежная ведомость № 7/20ХХ. Выдана зарплата работникам за июль 20ХХ г.       

3

Приходный кассовый ордер № 6. Получено от ЗАО "Альфа" за проданную им продукцию согласно счету № 30 от 11.08.20ХХ г.       

4

Приходный кассовый ордер № 7. Получен возврат неиспользованных подотчетных сумм от секретаря организации Родниной А.П.      
5

Расходный кассовый ордер № 11. Выдано под отчет завхозу организации Петрову С.А. 

     
6

Расходный кассовый ордер № 12. Оплачен счет поставщика № 3 от 02.08.20ХХг.

     
7

Расходный кассовый ордер № 13. Выплачены из кассы алименты

     
8

Расходный  кассовый ордер № 14. Сданы в банк суммы депонента и сверхлимитные суммы

     
           

 



УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Задание 2.1

Выберите правильные ответы.

1. К денежным документам относятся:

а) приходные и расходные кассовые ордера;

б) железнодорожные билеты;

в) платежные ведомости на выдачу зарплаты;

г) туристические путевки;

д) почтовые конверты без марок;

е) полученные векселя.

2. Денежные документы в бухгалтерском учете отражаются:

а) по стоимости приобретения;

б) по минимуму из стоимости приобретения и текущей рыночной стоимос­ти;

в) по номиналу;

г) по условной учетной оценке;

д) по согласованной стоимости.

Задание 2.2

В течение 17.05.20ХХ г. осуществлены следующие операции с денежными документами:

1) по акту приемки №6 от 17.05.20ХХ г. оприходованы 3 путевки в санаторий «Хохлома» для работников организации, по цене 20 000 руб. за путевку, на общую сумму – 60 000 руб. Путевки оформлены на бланках строгой отчетности установленной формы;

2) путевки в санаторий «Хохлома» на сумму 60 000 руб. выданы работникам организации по ведомости выдачи денежных документов № 3 от 17.05.20ХХ г. Оплата путевок производится работниками организации за свой счет.

3) по акту приемки № 7 от 17.05.20ХХ г. оприходовано 80 почто­вых марок, приобретенных завхозом Суворовым П.Р. для нужд организации, по цене 5 рублей за марку, на общую сумму 400 руб. согласно авансовому отчету № 34 от 17.05.20ХХ г.;

4) согласно требованию № 54 от 17.05.20ХХ г. выдано в АХО организации 80 почтовых марок на общую сумму 400 руб.;

5) по акту приемки №8 от 17.05.20ХХ г. оприходованы авиабилеты, приобретенные для командировки работников организации. Стоимость билетов – 23 600 руб. в том числе НДС;

6) авиабилеты выданы работникам организации, командируемым в другой город РФ, по ведомости выдачи денежных документов № 4 от 17.05.20ХХ г.;

7) по акту приемки №12 от 17.05.20ХХ г. приняты от АЗС 8 талонов на приобретение бензина. Стоимость одного талона – 5 900 руб., в том числе НДС; 

8) выданы талоны на бензин водителям организации по ведомости выдачи денежных документов №5 от 17.05.20ХХ г.;

9) по акту приемки № 2 от 26.05.20ХХ г.оприходованы приобретенные билеты на балет в Мариинский театр. Стоимость билетов 50 000 руб.;

10) билеты в театр выданы работникам организации по ведомости выдачи денежных документов № 6 от 17.05.20ХХ г. Стоимость билетов в театр погашается за счет чистой прибыли организации.

Сформулируйте хозяйственные операции, оформленные данными документами, составьте бухгалтерские проводки по операциям и занесите их в журнал регистрации операций (табл.2.1).

 

Таблица 2.1

Журнал регистрации хозяйственных операций

№ оп.

Документ и содержание операции

Корр. счета

Сумма

руб.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...