Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Девиантное поведение, связанное с использованием компьютера и Интернета




 

Ни для кого не секрет, что технический прогресс, традиционно понимаемый, как благо, тем не менее, привносит в жизнь общества немалые отрицательные моменты. Именно это мы наблюдаем в процессе всеобщей компьютеризации. Не обсуждая положительных сторон этого явления, можно выделить основные направления его отрицательного влияния[34]. Приближенно их можно свести к следующим:

- Компьютер как средство административного принуждения. Невозможность трудоустройства без знания ПК; давление на персонал и слежка за его действиями с помощью администрирования локальных сетей; постоянное т.н. «дистанционное обучение», обязательное во многих коммерческих организациях, и т.д.

- Компьютер как мотивационный фактор. Активность индивида направляется на достижение идентификации себя с представлениями о компетентности в вопросах компьютерной грамотности, на постоянное усвоение новой прикладной информации и постоянную модификацию материальной части собственного компьютера. Таким образом, человек вынужден сопровождать своим вниманием и деятельностью постоянные изменения в конъюнктуре компьютерного рынка. Но эта потребность – потребность навязанная ему извне, вынужденная. При этом она легко может «дослужиться» до смыслообразующего ядра личности.

- Компьютер и Интернет как средства психологического замещения и источник аддикции. Это – наиболее очевидный отрицательный фактор. Он связан с проблемами игровой зависимости, избыточного, бесцельного или навязчивого пребывания в сети, и т.п. Обобщенно: компьютер и Интернет превращаются для индивида в соблазн и средство заместить подлинную жизнь в реальном мире пребыванием в вымышленной действительности.

- Компьютер и Интернет как средства прямой реализации девиантного поведения. К этой категории можно отнести:

- Компьютерную преступность (Компьютерное воровство, проникновение в закрытые сети с корыстной целью, распространение порочащих кого-либо сведений, пропаганда насилия, распространение порнографии.) 

- Собственно хакеров – в строгом логическом и юридическом смысле это частный случай предыдущего пункта, но в психологическом плане могут иметь место существенные мотивационные отличия (взлом сетей - без обязательного наличия корыстного мотива, но с обязательным мотивом самоутверждения – корысть, таким образом, заменяется азартом и/или хулиганскими побуждениями);

- Сетевые сообщества деструктивной направленности (Доминируют коммуникативный мотив, мотив самореализации, асоциальные установки. Деятельность таких групп и отдельных хулиганов направлена на создание помех работе общедоступных Интернет-ресурсов, их дискредитацию, оскорбление посетителей. Чаще всего, в поведении таких лиц наблюдаются отчетливые признаки психопатических черт.)

 

В литературе, посвященной этой проблематике, отмечаются (С.В.Бондаренко) также факторы, способствующие девиантному поведению молодежи в киберпространстве:

 

- отсутствие законодательно установленных норм поведения индивидов в киберпространстве,

- технологический детерминизм[35], лежащий в основе государственной и региональной политики, в вопросах компьютеризации различных сторон жизни социума;

- отсутствие подготовленных специалистов, а также образовательных программ, направленных на подготовку специалистов, способных на профессиональном уровне осуществлять противодействие виртуальным сетевым сообществам девиантного поведения и профилактику возникновения такого рода сообществ;

- привлекательность в молодежной среде действий «хакеров», совершающих взлом компьютерных систем, вызванная сформировавшейся молодежной субкультурой;

- финансирование функционирования экстремистских виртуальных сообществ из-за рубежа.

 

___________________

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 301.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...