Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Признаки и критерии оценки деструктивности религиозной организации и использования ею психологического насилия
Конституцией Российской Федерации гарантируется свобода вероисповедания. При этом на территории России действует множество традиционных и нетрадиционных религиозных организаций, не являющихся деструктивными. Поэтому появляется проблема правильной идентификации религиозной организации, оценки ее характера. Оценить деструктивность культа и наличие в его деятельности психологического насилия можно по следующим общим для некоторых деструктивных религиозных организаций признакам и критериям.
1. Характер лидерства: - есть ли претензии на "харизматическое" лидерство: провозглашение божественности или исключительных мудрости, могущества или духовности, требование беспрекословного согласия с властью и привилегией; - характер подчинения руководству: даже если лидер производит серьезные изменения в определенной идеологии, от последователей ожидают, что они соответственно приспособят свои взгляды, демонстрируя таким образом свою верность лидеру (группе лидеров); - строгая обязанность подражать лидеру; - есть ли документы, удостоверяющие личность лидера (рекомендации, наличие прошлых криминальных историй); - практикуется ли открытость к обратной связи, есть ли возможность сдерживать власть лидера (лидеров) или противостоять ей.
2. Характер и структура доктрины: - наличие "внутренних" доктрин (только для использования внутри культа) и для внешнего окружения (только для других, фасадные, чисто рекламные); - формулируется ли в той или иной форме убеждение, что {"цели оправдывают средства"}, и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует достижению целей группы; - индоктринация тоталитарного мировоззрения (синдром "мы/они"), приводящего к преобладанию групповых целей над индивидуальными и к одобрению (оправданию) аморального поведения при претензиях на добро; - утверждение, что верования группы представляют собой абсолютную истину, и они выше мирского закона; внушение, что членство в группе дает доступ к особым силам и привилегиям.
3. Характер создания и поддержания членства в группе: - активная и пассивная вербовка, включающая в себя разнообразные виды обмана, в том числе агитацию и сбор средств при скрываемых целях и без полного раскрытия использования техник контроля сознания, использование "фасадных групп", - использование манипуляции, включая: создание атмосферы секретности и элитарности (элитарная ментальность), проведение ритуалов посвящения (включающих меры предосторожности), поддержание чувства исключительности, манипуляции посредством чувств страха и вины; - использование техник контроля сознания: провоцирование у личности эмоциональных пиков и спадов, создание ситуации отчуждения (отделение от семьи, друзей и общества), изменение в ценностях и замещение их культом как новой "семьей", наличие фактов постепенных или резких личностных изменений, необъяснимых только самостоятельной активностью данного человека; - внушение, что чувства выше мыслей (эмоции, инстинктивные ощущения, интуиция и тому подобные рассматриваются как более заслуживающие доверия, чем рациональные умозаключения), постоянное манипулирование чувствами рядовых участников со стороны лидера и других адептов; - разрыв связей с прошлым (семьей, друзьями, целями, интересами), изменения в целом во временной ориентации (счастье обещается только через хорошее внешнее поведение, как оно навязывается группой); - постоянная клевета на критическое мышление, характеризующая ум, рациональное мышление и умственную деятельность как нечто чуждое или пагубное для адепта; - ограничение свободы выхода из культа с помощью индоктринации различных фобий (фобия на выход из культа, боязнь "внешнего" мира, боязнь сверхъестественных санкций за отступничество от культа) и психологической, а иногда и физической изоляции члена группы, желающего выйти из культа, как в самой группе, так и от иного социального окружения; - внушение взгляда на мир с позиции поляризованности (культ- хороший, мир вне культа - плохой); - создание прямой и скрытой зависимости (психологической, физической, финансовой) и наличие эксплуатации адептов культа его лидерами; - отсутствие у адептов возможности задавать вопросы и получать на них полные и точные ответы.
К сожалению, в рамках настоящего пособия мы не можем уделить внимание подробному рассмотрению вопроса, и ограничимся приведением минимально необходимых сведений о самых активно действующих сектах.
Сатанизм Из наиболее известных объединений сатанистов можно назвать: "Церковь сатаны", "Международную ассоциацию люциферистов кельтско-восточного обряда", "Зеленый орден". В Америке и Западной Европе действует целый ряд других дьявольских культов: "Тысяча первая церковь Трапезонда" (Сан-Франциско), "Церковь последнего суда" (Лос-Анджелес), "Общество Асмодеуса" (Вашингтон), "Международная Ассоциация ведьм и колдовства" (Нью-Йорк), Международный центр магии (г.Блуа, Франция), различные группы культа Вуду (языческий культ вест-индского происхождения), секта паладинов (культ Афины Паллады, их главой в прошлом веке был Альберт Пайк (род. в 1809 г.), США), культ Исиды, культ Кали (Кали - богиня зла, обычно изображаемая жаждущей крови, с высунутым языком, серьгами из тел младенцев и ожерельем из человеческих черепов) и другие. К сатанистским культам, действующим в России, относятся: "Южный крест", "Черный ангел", "Черный дракон", "Российская церковь сатаны", "Синий лотос", "Зеленый орден", "Общество сатаны". В последние годы в нашей стране отмечена повышенная активность этих криминогенных сект. Они проникают в высшие учебные заведения, например, в МГУ, снимают ночами элитные рестораны, клубы (в первую очередь секс-клубы) и кафе, охотно дают интервью журналистам.
Сатанизм, как «религия» может быть кратко охарактеризован, как материалистический гедонистический культ. Основным признаком можно назвать наличие этики «зеркальной» по отношению к христианству. Провозглашается животная природа человека, а это обстоятельство служит оправданием для его скотского поведения, как в плане потребления благ, так и в плане поведения по отношению к другим людям. Поучительно и радостно, однако, то, что идеологам сатанизма не удалось создать полностью «отрицательную этику». Сатанист все-таки обязан быть и честным, и великодушным, и тому подобное, – правда, только по отношению к единомышленникам. По отношению же к остальным людям за ним сохраняется «моральное право» на месть, на пропорциональное (и даже непропорциональное) воздаяние и прочие «права». В центре традиционного сатанизма находится поклонение персонифицированному и могущественному дьяволу. Психологу небезынтересным покажется тот факт, что сама персона дьявола наделяется позитивными характеристиками: выдержкой, честностью во мнениях, терпимостью, свободолюбием. Тем самым для молодого, восторженного и неокрепшего ума велик соблазн рассматривать этот образ чуть ли не как образ «положительного революционера». Известно, что подросткам и юношам, на которых, в основном, направлено идеологическое влияние сатанизма, свойственна тяга к независимости, к оригинальности, и т.п. Именно поэтому сатанизм, как система убеждений, привлекает их, и они искренне верят, что делают при этом что-то оригинальное, хотя этой «оригинальности» больше семи тысяч лет. Психологу-практику важно понимать, что при работе с клиентом, вовлеченным в подобную секту, следует искать внутренние причины этого в самом подростке (юноше) – в его характерологических чертах, поведенческих паттернах, устойчивых ролях в среде сверстников, в его жизненных целях и планах. Именно это, а не «убеждения», которыми тот попытается отгородиться, окажется подлинной причиной его несчастья.
Саентология Вплотную к сатанизму примыкает так называемая «церковь саентологии»[32] созданная неким Роном Хаббардом, писателем-фантастом и, к слову, - одним из учеников знаменитого сатаниста Алистера Кроули. «Саентология» – дальнейшее развитие не состоятельной в научном смысле т.н. «дианетики», первоначально создававшейся Хаббардом как «наука», но многократно разоблаченной многими видными учеными, в том числе и Эрихом Фроммом. Не потянув на научность, «саентологии» ничего не оставалось, как сделаться «церковью». "Церковь саентологии" вообще церковью в христианском смысле этого слова не является, так как место бога практически занимает Хаббард, и каждый адепт вносит свою лепту в культ его личности, что подтвердил Федеральный Суд по Трудовым Спорам ФРГ в приговоре от 22 марта 1995 года.[33]
Книга Хаббарда "Дианетика - современная наука душевного здоровья" содержит сведения из области психологии, смешанные с информацией из книг по оккультизму и магии, а "инграммы" (engramme) - главное понятие в саентологии. - на деле являются псевдонаучной версией древних представлений о карме. Источниками саентологии предположительно являются: - дешевая научная фантастика; - надерганные из научно-популярной литературы идеи современной Хаббарду психологии (сейчас уже порядком устаревшие); - учения необуддизма и неоиндуизма, упрощенные мэтрами европейской теософии; - оккультизм (магия и сатанизм). Основная деятельность «саетнологов» сводится к выкачиванию денег из своих адептов. Эта организация имеет разветвленную мировую сеть и владеет капиталом приблизительно в 400 млрд. долл. "Фронтовые" и дочерние организации "Церкви саентологии": центры дианетики, гуманитарные центры Хаббарда, система Хаббард-колледжей (Административная технология Хаббарда), организации "Нарконон" (центры, провозглашающие своей целью борьбу с наркоманией) и "Криминон" (центры реабилитации осужденных), гуманитарные центры детоксикации человека и др.
«Свидетели Иеговы» "Свидетели Иеговы" – одно из поздних направлений в протестантизме, которое можно отнести к так называемым вторичным протестанским церквям, возникшим на основе лютеранства и кальвинизма с теми или иными отклонениями от них в своем вероучении. Возглавляет общины "Свидетелей Иеговы" Бруклинский центр, в аппарате которого свыше двух тысяч работников. Центр имеет около 100 филиалов, разбросанных по всему миру. Всего же среднее число "Свидетелей Иеговы" (по их же данным) на начало 2003 года достигло 5 миллионов 400 тысяч человек в 232 странах. Общины иеговистов называются "собраниями", которые возглавляются советом старейшин. Один из старейшин назначается "надзирателем", или пресвитером. Собрания объединяются в округа, а те - в "обводы", возглавляемые разъездными надзирателями, которые подчиняются краевому комитету во главе со "слугой края". Собрания состоят из нескольких "студий" по 10-15 человек. Занятия студий проводятся на квартирах, собрания студий – в школах, ПТУ. Ежегодно в Санкт-Петербурге проводятся конгрессы "Свидетелей Иеговы", которые собирают целые стадионы. Студии и собрания занимаются изучением Библии по своим журналам и брошюрам, причём от "брата" или "сестры" требуется почти дословный пересказ содержания брошюры и её интерпретации Библии. Темы для обсуждения на студии всегда соответствуют журналу, выпущенному организацией на момент обсуждения. Для вовлечения в свою церковь новых членов организуются не только массовые мероприятия, но и проводится индивидуальная работа - беседы с прохожими на улицах, в парках, разговор с людьми в транспорте, обязательный обход квартир. Квартиры обходятся всегда двумя хорошо подготовленными "свидетелями". Ведётся учёт времени общения с кем-либо и часов занятий на дому. Больший статус получают те, у кого больше часов (60 часов проповедничества в месяц – статус "подсобного пионера", 90 часов – "общего пионера", 140 и более часов в месяц – "миссионера"). Руководители всех подразделений строго соблюдают субординацию и неукоснительно следуют инструкциям Бруклинского центра. Большое внимание иеговисты уделяют распространению религиозно-пропагандистской литературы. В настоящее время их литература издается более чем на 160 языках. В том числе "Сторожевая башня" - на 125 языках тиражом почти 22 млн. экземпляров, журнал "Пробудитесь!" - на 81 языке тиражом около 18 тыс. экземпляров. Кроме этого издаётся огромное количество всевозможных брошюр и песенников на десятках языках тиражами в десятки миллионов экземпляров. Все эти издания печатаются на качественной бумаге, имеют много красочных иллюстраций, а ряд изданий - твёрдые переплёты. Журнал "Сторожевая башня" выходит дважды в месяц, а "Пробудись!" - один раз. В этих журналах и брошюрах открыто заявляется: "Мы даем ответ на все жизненно важные вопросы, которые часто встают перед людьми…". К 2003 году по всему миру в разных отделах, типографиях, жилых помещениях и на фермах работало почти 14 тыс. добровольных работников. С 1920 года по 2003 год организация, по различным подсчетам, выпустила свыше 9 миллиардов книг, брошюр, журналов более чем на 200 языках. Одна из наиболее отличительных особенностей "Свидетелей Иеговы" - открытая спекуляция на Библии. Достаточно сравнить журналы и брошюры Свидетелей Иеговы за несколько десятков лет. Провозглашая жизнь по библейским законам, "Свидетели Иеговы" с неприязнью отзываются о приверженцах других религиозных культов, а также о тех, кто не принял их "весть". Иеговисты говорят о пороках современного мира, и это справедливо. Но они ничего сами не делают, чтобы помочь этому миру исправиться. Располагая огромными денежными средствами, эта организация не создала ни одного благотворительного фонда. "Свидетели Иеговы" утверждают, что помогают людям другим образом, а именно - проповедуя детальное изучение Библии. Но в этом изучении они делают упор не на нравственном наследии Библии (десяти заповедях и всем с ними связанным), а на слепой вере в истинность каждого библейского слова.
Вопросы для самопроверки: 1) Каковы социально-политические причины активизации деятельности религиозных сект на территории России? 2) Каковы критерии, по которым можно отличить тоталитарную деструктивную секту? 3) Перебирая в уме типы акцентуаций характера, проанализируйте для каждого опасность вовлечения в тоталитарную секту.
Тема 17 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 293. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |