Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ 47 страница




В середине — второй половине 1988 г. активизировались группы откровенно антикоммунистической направленности. Заметный резо­нанс вызвали митинги Демократического союза 21 августа и 5 сентяб­ря. В первом случае собрание на Пушкинской площади было связано с 20-летием со дня ввода войск в Чехословакию, во втором — с 70-летним «юбилеем» «красного террора». По сути, впервые призывы к насиль­ственному свержению существующего в СССР строя не получили дей ственного отпора правоохранительных органов. 608 Изначально достаточно высокой организованностью отличались неформальные движения в Прибалтике, где разворачивался основан­ный на национальной идее процесс массовой политизации. Осенью 1988 г. в Латвии, Эстонии и Литве также оформились Народные фронты. Общий «враг» — союзные партийно-государственные и ведомствен­ные органы — обусловил идейную и организационную солидарность прибалтийских народнофронтовцев и российских «неформалов», ко­торые изначально рассматривали себя частями единого протестного движения. При этом российские «демократы» не без ревности погля­дывали в сторону прибалтийских союзников, создавших опережаю­щую модель демократического движения и сумевших собрать под свои знамена практически большую часть граждан этих республик. Россий­ские «демократы» обосновывали роль Прибалтики в качестве «пере­довой периферии», где быстрее, чем в целом по стране, появлялись ростки гражданского общества. Взятый в январе 1987 г. курс на демократизацию и гласность к концу 1988-го привел к важным последствиям. К этому времени про­исходит стремительная эволюция представлений о путях, степени ра­дикальности и конечных целях реформирования общества. И что осо­бенно важно, в это время «перестройка» приобрела автономность от своих инициаторов, что открывало возможные альтернативы в даль­нейшем развитии событий. Начало реформы политической системы. События 1985—1988 гг. «развязали» ряд очень важных социально-экономических, социально-политических и идеологических процессов, которые в 1989—1990-м зажили своей жизнью, дестабилизируя общественную жизнь и ослож­няя проведение реформы политической системы. 1989-й стал переломным в истории перестройки: в это время скла­дываются объективные предпосылки широкой антигорбачевской и антикоммунистической оппозиционности. Негативные тенденции в развитии экономики приобрели необратимый характер. Ухудшение эко­номического положения поштекло за собой повсеместное обострение социальных проблем. В марте состоялась первая шахтерская забастовка, которая летом охватила уже всю отрасль. В 1989—1990 гг. расширились география и масштабы забастовочного движения, а к экономическим требованиям прибавились политические. В большинстве республик Со­юза политическая жизнь все более окрашивается в этнические краски, что приводит к обострению существующих и появлению новых проти­воречий и конфликтов. Происходит дальнейшая эскалация вооружен­ных столкновений (Закавказье, Средняя Азия); отрабатывается прибал­тийская модель сепаратизма, на союзной политической сцене впервые как самостоятельный появляется российский фактор. Продолжавшееся углубление критики советского периода отечественной истории подво­дило к отрицанию социализма как общественной системы; все большее обоснование получала либерально-демократическая альтернатива раз- 609 Л)- 5578 вития страны. Одновременно происходит организационное оформле­ние политической оппозиции, радикальная часть которой изначально была нацелена на жесткую борьбу за овладение властью. Общественно-политическая ситуация начала 1989 г. во многом определялась выборами на I съезд народных депутатов. Созданные на предшествующем этапе неформальные клубные объединения стали превращаться в организационные ячейки по выдвижению и поддержке независимых кандидатов, подготовки их предвыборных программ. В столице был популярен клуб «Московская трибуна», члены которого много сделали для поддержки демократических кандидатов. «Демократ» в терминологии начала 1989 г. — активный сторонник реформ, анти­под «консерваторов-партократов». Именно против последних был на­правлен основной огонь критики, с их нежеланием менять существу­ющие порядки связывали неудачи в экономике 1985-1988 гг. Это при­вело к тому, что многие «номенклатурные» кандидаты потерпели поражение. Так, в Ленинграде не были избраны первые секретари ни обкома (Ю. Соловьев), ни горкома КПСС (А. Герасимов). В то же время мандаты депутатов здесь получила целая группа независимых кандида­тов с радикальными программами: А. Собчак, Ю. Болдырев, А. Денисов и др. Скандально для партаппарата выглядели результаты выборов но Московскому городскому избирательному округу: несмотря на чини мые препятствия, здесь триумфально победил «опальный» Б. Н. Ельцин, получивший рекордное число голосов — около 90%. Популярности многих независимых кандидатов способствовала такая форма выражения oi> щественного мнения и протестных настроений, как массовые митип ги, широко распространенные в это время. На митингах можно быт услышать самые радикальные предложения и требования. Вскоре ми тинговая стихия стала более управляемой и часто использовалась k;ik эффективное средство давления на официальные власти. Важнейшим политическим событием 1989 г. был I съезд народных депутатов СССР (май — июнь), работа которого означала вступление реформы политической системы в практическую фазу. На съезде из- браны постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет CCCР и его Председатель М. С. Горбачев. На форуме развернулась острая по­лемика по самому широкому кругу проблем, свидетелями которой благодаря телевидению были многие жители страны. В центре внима- ния депутатов были волнующие общество экономические проблемы, Сформулированная в докладе Н. И. Рыжкова программа работы пра­вительства удовлетворила далеко не многих. Акцент на поэтапность и постепенность перехода к рынку не соответствовал остроте социа и но-экономической ситуации. Доклад был подвергнут критике. Выска- зывались самые разные предложения, включая проведение референ- дума о целесообразности сохранения колхозов и совхозов, скорей шем переходе к республиканскому и региональному хозрасчету, о важности ограничения произвола ведомств. 610 А, Д. Сахаров предложил принять Декрет о власти, который пред­полагал отмену 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли партии в жизни советского общества и установление независимости высших должностных лиц государства отрешений КПСС. Много вре­мени на съезде заняло обсуждение проблем межнациональных отно­шений. Острота их постановки была связана и с тем, что за две недели до его открытия в Тбилиси произошло кровопролитие, ставшее след­ствием столкновения демонстрантов с армейскими частями. На съез­де это вызвало антироссийские и антирусские высказывания. Решено было создать специальную комиссию съезда для выяснения причин трагедии. По предложению делегаций от Прибалтийских республик, была сформирована также комиссия по расследованию секретного приложения к «пакту Молотова—Риббентропа» (1939). На I съезде народных депутатов впервые за долгие годы началось формирование организованной политической оппозиции. 7 июня 1989 г. депутат из Оренбурга В. Шаповаленко объявил о создании Межрегио­нальной депутатской группы (МДГ), в которую первоначально вош­ли 150 человек. Летом группа увеличилась до 388, из них 286 представ­ляли РСФСР. Окончательное организационное конституирование МДГ произошло 29 июля на первой обшей конференции ее членов. На ней тбраны пять сопредседателей: Ю. Н.Афанасьев, Б. Н. Ельцин, В. Пальм, I'. X. Попов и А. Д. Сахаров и Координационный совет из 20 с лишним человек. С программными тезисами группы выступил Б. Н. Ельцин, иыделив следующие принципиальные идеи: признание частной соб­ственности, децентрализация власти, экономическая самостоятель­ность и реальный хозяйственный суверенитет республик. Реформа политической системы связывалась с превращением Со­нетов в главный источник власти, что на политическом языке означа­ло необходимость отмены 6-й статьи Конституции СССР, закрепляв­шей ведущую роль КПСС. В экономической сфере упор сделан на ус­коренный переход к рыночным отношениям. Одним, из главных было предложение о перераспределении объектов общественной собствен­ности: в руках государства должны были остаться только отрасли, 1 рсбующие централизованного управления. В социальной сфере де­кларировалось создание системы льгот для малообеспеченных и ока­вшие всех бесплатных социальных услуг на конкурентной основе между учреждениями, работающими в этой сфере. Впоследствии идеи МДГ Оыли отчеканены в пяти <ще»: децентрализация, демонополизация, дсиартизация, деидеологизация, демократизация. При популярности демократических депутатов в обеих столицах и некоторых крупных городах их позиции не были столь прочными, чтобы оказывать влияние на официальные структуры. Поэтому изначально перед ними стояла проблема привлечения политических союзников, которые также обозначились в досъездовский период. Наметившееся w 611 сближение с националистами и сепаратистами закончилось форми­рованием политического альянса на I съезде. Другим союзником конституирующейся оппозиции становилось стачечное движение. Интерес к рабочим инициативам в «демократи­ческой» среде существовал давно, но летом 1989 г. становится более предметным. К этому времени в регионах, охваченных шахтерскими забастовками, идет создание чисто политических объединений. 17 ав­густа на конференции стачечных комитетов шахт, производственных объединений и городов Донбасса учрежден Союз стачечных комите­тов региона, принят его Устав и организован Координационный со­вет. С Донбассом координировали свои действия шахтеры Воркуты и Караганды. Из руководителей МДГ наиболее тесные контакты с лиде­рами стачкомов поддерживали Г. X. Попов и Н. И. Травкин, которые в поездках по шахтерским регионам вели переговоры о координации действий с рабочими лидерами. Объективной основой этого альянса была неприязнь к центральным властным структурам: шахтеры «на­жимали» на союзные ведомства, требуя быстрого решения накопив­шихся за десятилетия проблем. «Демократы» подсказывали, когда и какие шаги (лозунги, протесты, забастовки) нужно предпринимать, подключая шахтеров к общеполитической схватке за власть. Возможности оппозиции в этой борьбе были во многом усилены благодаря наличию в ее рядах яркого харизматического лидера попу листского толка. В 1989 г. степень популярности Ельцина являлась зер кальным отражением уровня падения авторитета Горбачева, которым воспринимался в качестве его политического антипода. После смерти в декабре этого года А. Д. Сахарова, обладавшего непререкаемым авто ритетом в демократическом движении, Ельцин становится главным лидером антикоммунистических сил. В то время как оппозиционное движение находилось на подъема, ситуация в КПСС складывалась иначе. Традиционные партийные струк туры оказались малопригодными для конкуренции с новыми дини мичными организациями. Отставание демократизации в партии сн происходящей в обществе было очевидным для многих. Однако ЦК партии не спешил определяться в стратегии перестройки ее деятеле ности в новых условиях. При запаздывании реформирования «сверху-импульсы стали поступать «снизу». 2 августа на заседании Московски го партийного клуба было принято решение о создании Демократ п ческой платформы в КПСС. Ее лидеры В. Н.Лысенко, И. Б. Чубат , В. Н. Шостаковский объявили о создании организации коммунистов сторонников многопартийности и радикальной демократизации КПО Единомышленники «Демплатформы» выступали за немедленную oi мену 6-й статьи Конституции СССР; введение фракционного плюр.1 лизма в КПСС; переход к созданию компартии России; превращемиг КПСС в парламентскую партию. Постепенно объединялись и kommv нисты, разделявшие и иные взгляды. Таким образом, в 1989 — начпк 612 1990 г. в КПСС фактически развернулся процесс политического «раз­межевания», официально не признаваемого ее руководством. В 1989 г. происходили стремительные изменения в идеологической жизни обшества. Все чаше в публикациях ученых, прежде всего фило­софов, можно было прочитать, что в СССР построен не социализм, даже не ранний, а казарменный псевдосоциализм, тоталитаризм. Пред­лагалось полностью и без остатка избавиться от авторитарно-бюро­кратической социальной и политической системы. Это виделось в воз-лрашении на путь к демократическому, гуманному обществу, через движение к некой «мировой цивилизации». Воплотить эти намерения предполагалось через осуществление антитоталитарной, антиказармен­ной революции, которая будет решать свои задачи в течение опреде­ленного переходного периода. Показательно, что в вышедшей в конце 1989-го работе Горбачева впервые лидером столь высокого ранга не упоминалось понятие «реальный социализм» — его вытеснила «соци­алистическая идея», что фактически означало отрицание социалис­тического характера построенного в СССР общества. Отсюда вытека­ла задача не совершенствования, а самого радикального реформиро-иания «реального социализма». К 1990 г. политическая система СССР находилась в кризисном состоянии. Начало ее реформы привело к общему снижению уровня управляемости социальными процессами. Передача властных функ­ций от партийных структур советским, которые организационно не были к этому подготовлены, привела к ослаблению централизован­ного влияния на экономику и политику, межнациональные отноше­ния и социальные процессы. Современники констатировали повсеме­стную «эскалацию безнаказанности». Одновременно приходило осоз­нание необходимости создания политического института, который компенсировал бы утрату интеграционной функции КПСС. В этих условиях в январе—феврале 1990 г. в окружении Горбачева решают дать ход идее о введении в СССР президентской системы. Представление о том, что ему «не хватает власти», было связано с растущей нелегитимностыо партии в условиях проведения курса на разделение функций между КПСС и государством, когда вмешательство в конфликтные ситуации по линии партаппарата стало затруднительным и малоэффективным. Учреждение поста Президента СССР на III съезде народных депу-татов в марте 1990 г. произошло одновременно с отменой 6-й статьи Конституции о руководящей роли КПСС. М. С. Горбачев так оценил но событие: «Это же, товарищи, в буквальном смысле слова перево­рог, завершение, полное завершение изменения политической сис-и'мы». Действительно, революционный смысл произошедшего состо-И1 в том, что верховная государственная власть законодательно отде­лилась от партийной и становилась подотчетной всем гражданам, независимо от их политических взглядов. Сама же партия юридически 613 превращалась в одну из общественных организаций, призванную бо­роться за влияние сугубо политическими методами. Почти одновременно с реформой политической системы зимой 1989/90 года разворачивается движение за российский суверенитет, ставшее важнейшим фактором союзного значения. В основе общерос­сийской консолидации лежали две основные причины: снижение эф­фективности управления со стороны союзных структур; хроническое нежелание союзного руководства заниматься российскими проблема­ми. Самосознание россиян было уязвлено и тем, что недовольство со стороны национальных регионов часто направлялось против России и русских, а не того самого «интернационального» Центра, от которого Россия страдала по крайней мере не меньше других республик. Поиск решения национальных проблем. Взрыв «национальной бом­бы» был полностью неожиданным для инициаторов реформ. В апреле 1990 г. М. С. Горбачев говорил: «Раньше считали, что все вопросы решены, ими можно особо и не заниматься. Ваш покорный слуга на первом этапе перестройки искренне полагал, что здесь больших про­блем нет. Так уж мы были воспитаны». В основе обострения национальных противоречий лежал ряд при­чин. Во-первых, проводившаяся длительное время бюрократическая унификация всех сторон жизни оказала негативное влияние на этно­культурную сферу. Под лозунгом «социалистического интернациона­лизма» часто скрывался великодержавный космополитизм, вызывав­ший естественное неприятие у всех национальностей. Во-вторых, все народы страны за годы Советской власти в различной форме (от де­портаций до гонений на национальную культуру) испытали немало несправедливостей. Перестройка воспринималась как время для ут­верждения новой национальной политики. В-третьих, в 1918—1920 гг. было заложено противоречие между национальным составом населе­ния и национально-государственной структурой СССР. В то время как в стране проживало более 100 больших и малых народов, лишь 14 «избранных» получили «свою» союзную республику. Другие доволь­ствовались различного уровня автономиями, у иных не было и авто­номий. Стремление «выравнять права» было тем обоснованней, что «титульные» народы на «своих» территориях обладали преимущества­ми в плане политического, экономического, социального, этнокуль­турного развития в сравнении с другими национальными группами. И наконец, национализм выступал как мощное оружие местных элит в борьбе против союзного Центра за контроль над республиканскими ресурсами в грядущей экономической реформе. Все это привело к тому, что после выхода национальных проблем на поверхность общественной жизни (Якутск и Алма-Ата, 1986) они дали о себе знать в 1988-1991 гг. в череде кровавых межэтнических конфликтов в самых разных частях СССР: в Карабахе и Сумгаите (Азер­байджан, 1988), Новом Узе не (Казахстан, 1989), Фергане (Узбекис- 614   тан, 1989), Кишиневе (Молдавия, 1989), Сухуми (Абхазия, 1989), Ьаку (Азербайджан, 1990), Цхинвале (Южная Осетия, 1990). Если в 1989 г. в них погиб 221 человек, то за шесть месяцев 1990 — уже 632. К этому времени было совершено 4648 погромов, более 600 тыс. чело-иек стали беженцами в своей стране. Межэтническая нестабильность нее чаще становилась мотивом эмиграции из СССР. Национальные проблемы стали предметом всестороннего обсуж­дения на пленуме ЦК КПСС лишь в сентябре 1989 г. Однако приня­тый в итоге документ «О национальной политике партии в современ­ных условиях» не содержал практически никаких новых подходов, а решения пленума, как полагают современные авторы, даже усугуби­ли ситуацию. Лишь в апреле — мае 1990-го Верховный Совет СССР принял ряд законов, призванных регулировать межнациональные и федеративные отношения: «Об усилении ответственности за посяга-[сльства на национальное равноправие граждан и насильственное на­рушение единства территории Союза ССР», «О порядке решения воп­росов, связанных с выходом союзной республики из СССР», «Об ос­новах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик». Однако эти акты появились тогда, когда центральная власть уже была ослаблена, а ситуация в республиках требовала твердой по­литической воли, немедленных и решительных действий. В результате ни всех направлениях национальной политики руководство страны китастрофически запаздывало с принятием необходимых решений, а если и действовало, то крайне вяло. Это проявлялось и. в Закавказье, и к Средней Азии, и в Прибалтике. Неэффективность действий Горба­чева на «национальном» направлении стала одним из факторов пер-мннентного падения его политического авторитета. Националисты во всех республиках пользовались схожим набором млей. Вначале использовались экологические мотивы. Естественная реакция на вредные последствия развития индустрии для природной среды и здоровья за пределами РСФСР приобретала форму заботы о (охранении этнической среды, а пренебрежение экологической безо-писностью со стороны союзных ведомств — как, в лучшем случае, Не (различие к судьбе нерусских народов. Аналогичным образом транс­формировались идеи национального возрождения. Вдруг «обнаружи­лось», что все нерусские народы оказались в состоянии глубокого культурного упадка, деэтнизации и даже на грани исчезновения. При­чины связывались со «зловредной» политикой Москвы. В сознание нпселения республик внедрялась мысль о неэквивалентном экономи­ческом {естественно, в пользу Центра) обмене и возможности быст­рою улучшения социально-экономической ситуации при условии автономного ведения хозяйства. Много внимания уделялось обоснованию идеи об аннексии Совет­ским Союзом, а до него Россией тех государств и территорий, истори­ческими наследниками которых провозглашали себя претендующие на 615 независимость союзные республики. Согласно этой логике, СССР и рус­ские были и остаются оккупантами, пребывание республик в Союзе — незаконно, восстановление исторической справедливости требует вос­создания государственной независимости. Одна из главных историчес­ких идеологем состояла в переносе пороков и преступлений сталинизм" на русский народ. К моменту роспуска СССР исторический образ Рос сии — страны-агрессора всех времен и при всех вождях в республика Советского Союза был демонизирован до немыслимых размеров. Нарастающая русофобия в республиках вызвала ответную реак­цию в РСФСР. «Взрыв» произошел на сентябрьском (1989) пленум ЦК, когда впервые союзному руководству был «предъявлен счет» з бедственное положение России. Констатировалось, что крупнейшая стране республика — Россия — находится в условиях финансовой ценовой, экономической дискриминации. Между тем Горбачев и ег окружение оказались не в состоянии предложить какой-либо разум ный вариант разрешения давнего исторического противоречия межд союзными и российскими властными структурами. Поощряя сувере низаторские «изыски» в других республиках, Горбачев настаивал н «интефационнои особенности» русских, «сложившейся исторически* Как вспоминал помощник генсека А. С. Черняев, его «патрон» «железно» стоял против создания компартии РСФСР и полного статус России в качестве союзной республики. Иначе развивались события вокруг Прибалтики. Здесь изначальн в основе действий национальных движений лежала идея обретепи независимости от СССР. В середине 1988 г. эти республики потребоиц ли «внести ясность» в события 1939 и 1940 гг., связанные с их присоо динением к СССР. Тогда же в политический обиход вводится терми «республиканский суверенитет», который трактуется достаточно широ ко. В документе «Саюдиса» (Литовского Народного фронта в поддерж перестройки) было записано, что «суверенитет Литовской ССР долже охватывать управление всеми отраслями хозяйства, включая эконом ку, политику, формирование бюджета, финансовую, кредитную, то говую, налоговую и таможенную политику». Осенью—зимой 1988 г. Прибалтике приняты важные законодательные акты, отразившие ли жение в этом направлении: местным языкам придан статус госуда ственных, а сессия ВС Эстонии приняла «Декларацию о суверенит те» и дополнения к Конституции, позволявшие в «определенных ел чаях» приостанавливать или устанавливать пределы применепи союзных законов. Позднее такие же акты приняли Литва и Латвия. В декабре 1989 г. на II съезде народных депутатов СССР прибалта удалось добиться осуждения советско-германского договора 1939 К этому времени литовцы смогли «оторвать» местную партийную ори низацию от союзной. XX съезд компартии Литвы (19—20 декабря I (№ объявил ее независимой от КПСС. Тем самым каналы политически! влияния Москвы на регион быстро сужались. 616 11 марта 1990 г. Верховный Совет Литвы принял Акт «О восста­новлении независимого Литовского государства». Литовская ССР пе­реименовывалась в Литовскую республику с отменой на ее террито­рии конституций Литовской ССР и СССР. Вместо них утверждался временный Основной Закон Литовской республики на базе Консти­туции 1938 г. 30 марта и 4 мая схожие акты пришли соответственно Эстония и Латвия. Таким образом, к середине 1990 г. прибалтийские «независимцы» прошли значительную часть пути к «свободе». Дальнейшая судьба «вос­созданных стран» зависела от позиции союзного руководства, а также ситуации в других республиках, прежде всего — России. Эволюция представлений о путях экономических преобразований. Концепция экономической реформы Горбачева и его «команды» сформулирована на июньском (1987) пленуме ЦК КПСС. Подготовка к нему шла трудно. Горбачев вспоминал, что только в марте 1987 г. стали нащупываться новые подходы. Основным результатом июньского пленума стало принятие Зако­на «О государственном предприятии (объединении)» и «пакета» из конкретизирующих его 11 совместных постановлений ЦК и Совмина СССР (о Совмине, о Госснабе, Госплане, Минфине, республикан­ских органах управления, о реформе ценообразования, совершенство­вании банковской системы). Изменялось соотношение прав мини­стерств и предприятий, союзных и республиканских органов власти. Вместо привычного плана вводился «государственный заказ», охва-i u павший лишь часть производимой продукции, остальную предпри­ятиям разрешалось реализовывать по своему усмотрению. На самих предприятиях предусматривалось избрание руководителей, а также сонетов трудовых коллективов, что также должно было мобилизовать нктивность, повысить ответственность и заинтересованность работ­ников. Ту же цель преследовало расширение прав предприятий в оп­ределении зарплаты и выбора ассортимента выпускаемой продукции. Очень «рыночной» была статья 23 закона, допускавшая возможность прекращения деятельности убыточного предприятия. Закон о государственном предприятии обобщил все «лучшее», что существовало в тогдашней практике хозяйствования и было апробиро-Мшю в порядке эксперимента. Одновременно он стал вершиной пред­шествующего этапа экономического вольномыслия, предоставляя пред­приятиям не виданную ранее свободу и вводя реальные элементы ры­ночного регулирования хозяйственных отношений. И тем не менее уже Первые результаты действия закона были далеки от ожидаемых. В 1988 г. госзаказ составил в среднем 85%, однако предприятия Требовали его увеличения, так как отсутствие опыта, а также рыноч­ной инфраструктуры (бирж, посреднических контор и др.) осложня­ли реализацию изготовленных изделий. Связи между предприятиями Принимали форму преимущественно бартерных отношений, и, еле- 617 довательно, были шагом назад даже не только в плане продвижения к проектируемому рынку, но и в сравнении с реальной социалистичес­кой экономикой. Выборность директоров часто приводила к выдвиже­нию не лучших профессионалов, в деятельности которых к тому же усиливался популизм. Многие предприятия воспользовались возмож­ностью поднять зарплату работникам и в то же время поднимали цены на свои изделия, сокращали выпуск дешевого ассортимента. Не все­гда повышали уровень управления и советы трудовых коллективов, дублируя функции и профсоюзов, и администрации. «Зависала» ста­тья 23 закона (о возможном банкротстве): в 1988 г. более 30% предпри­ятий были убыточными, а еще 25 — получали небольшую прибыль; при переходе на самофинансирование и лишении господдержки они рисковали стать банкротами, вызывая взрывы безработицы. К такому повороту событий не были готовы ни общество, ни государство. Столь же неоднозначной оказалась и кооперативная политика. В 1987—1988 гг. был принят ряд актов, поощряющих частную инициа­тиву. Главным из них стал Закон «О кооперации в СССР» (май 1988). За счет стремительного роста кооперативного движения государство пыталось улучшить положение в социальной сфере: неудовлетворен­ный спрос на промтовары широкого потребления составлял более 30 млрд рублей, а в сфере услуг, оказываемых госпредприятиями, — около 15. Однако чем активнее развивалось кооперативное движение, тем более настороженное отношение оно вызывало. Льготы позволяли кооператорам закупать сырье по низким госценам, а продавать про­дукцию по высоким, коммерческим. При сопоставимой интенсивнос­ти труда зарплата в кооперативах была несравненно выше, чем в госу­дарственном секторе. Несовершенство системы контроля приводило к тому, что руководители многих предприятий создавали при них коо­перативы. Возможности использовать государственную материально-техническую базу и ресурсы, соединенные с преимуществами и льго­тами кооператоров, давали особенно значительный эффект. Такие кооперативы откровенно паразитировали на государственной эконо­мике. Закон о кооперации способствовал легализации теневого биз­неса, создавал условия для «отмывания» криминальных денег, увели­чения социальных диспропорций, появления рэкетиров. В 1988 г. за­фиксировано 600 случаев рэкета, но только в 137 из них потерпевшие обратились за помощью в правоохранительные органы. Реформирование экономики страны в 1987-1988 гг. не ограничи­лось принятием законов о госпредприятии и кооперации. Создавались совместные предприятия; были расширены права госпредприятий и кооперативов во внешнеэкономической деятельности; началась ком­мерциализация отраслевых банков: в августе 1988-го зарегистрирован первый кооперативный банк. При обсуждении аграрных проблем про­двигалась идея аренды; было разрешено приступить к выпуску акций предприятиями и организациями; рассматривался вопрос о возмож- 618 ной конверсии. Преимущественно в этих сферах концентрировалось социально активное население, наиболее заинтересованное в радика­лизации экономической реформы. И тем не менее реализация закона о государственном предприя­тии, попытка использовать «кооперативный» ресурс были наиболее значимыми направлениями экономического курса 1987—1988 гг. Но ни одно из них не решило первоначальных задач. Более того, наложенные на проинфляционные меры предшествующего этапа, эти два элемента политики значительно усугубили ситуацию как в производственной сфере, так и на потребительском рынке. С начала 1988 г. отмечается ажиотажный спрос, к осени стала реальностью перспектива развала потребительского рынка в результате финансовых диспропорций. Одна из главных причин хозяйственных неудач в СССР в конце 1988 г. — недооценка роли финансовых рычагов регулирования эконо­мики, что было характерно для мышления высшей партийно-хозяй­ственной элиты в 1985-1988 гг. По мнению специалистов, ценовая и денежная реформы должны были если не предшествовать, то, по край­ней мере, сопутствовать, не отставать от других «прорыночных» пре­образований, В СССР же ситуация развивалась иначе. Принципиальное решение о реформе ценообразования, принятое на июньском (1987) пленуме ЦК, должно было осуществляться с 1 января 1988 г. Всю иторую половину 1987-го Госкомцен «гнал» подготовку реформы и к намеченному сроку ее параметры были определены. Однако реформу пришлось отложить. Это было сделано в силу существования ряда сте­реотипов, мощное давление которых испытывали как рядовые граж­дане, так и руководство страны.








Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...