Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА 10: Правовое регулирование управления в сфере использования и охраны земель.
План. 10.1. Понятие, содержание и субъекты управления в сфере использования и охраны земель. 10.2. Землеустройство. 10.3. Мониторинг земель. 10.4. Государственный земельный кадастр.
10.1. Понятие, содержание и субъекты управления в сфере использования и охраны земель. Субъектом управления в области использования и охраны земель является система уполномоченных органов, которые соответственно земельному законодательству осуществляют организационно-правовую деятельность относительно обеспечения рационального использования земельных ресурсов и их охраны. К числу таких субъектов ЗК Украины относит: Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым, областные, Киевскую и Севастопольскую городских, районные, районные в городах, городские, поселковые и сельские советы, Кабинет Министров Украины, центральный орган исполнительной власти по вопросам экологии и естественных ресурсов, центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации. Функции управления — это виды (направления) деятельности, которые осуществляют уполномоченные органы относительно обеспечения организации рационального и эффективного использования и охраны земель. В Соответствии с ЗК Украины к функциям управления в области использования и охраны земель необходимо отнести: F установление и изменение границ административно-территориальных образований; F планирование использования земель; F землеустройство; F контроль за использованием и охраной земель F мониторинг земель; F ведение государственного земельного кадастра; F экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель; F возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства. Традиционно систему органов управления в области использования и охраны земель разделяют на два вида: органы общей компетенции и органы специальной компетенции. Особенностью управления в области использования и охраны земель органами общей компетенции есть то, что они осуществляют указанную деятельность вместе с решением других задач, отнесенных к их компетенции, — развитие экономики, социальной сферы (здравоохранение, образование, культура), национальной безопасности и обороны и т.п.. В отличие от этого, для органов специальной компетенции управления в области использования и охраны земель является главным или одним изглавных направлений их деятельности. К системе органов общей компетенции, которые осуществляют управление в области использования и охраны земель, принадлежат: Верховная Рада Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, Кабинет Министров Украины, Совет министров Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, местные органы исполнительной власти. Систему органов управления специальной компетенции в указанной сфере составляют: Министерство экологии и естественных ресурсов Украины, Государственный комитет Украины по земельным ресурсам. Государственное планирование использования земель Украины — важный и необходимый элемент системы регулирования общественного отношения в этой области. Его задача состоит в обеспечении оптимального распределения земель между сферами производства и других народнохозяйственных нужд, максимальном сохранении земель сельскохозяйственного назначения, в особенности наиболее ценных сельскохозяйственных угодий. Важное значение для планирования использования земель приобретает природно-сельскохозяйственное районирование и зонирование земель. Они составляют новые правовые явления в земельном законодательстве Украины, которые приобрели силу с принятием нового ЗК Украины. Природно-сельскохозяйственное районирование земель составляет деление территории с учетом естественных условий и агробиологических требований сельскохозяйственных культур. Оно помогает составить четкое представление о характере земель, их необходимое и целесообразное использования, производительность и дает возможность быстро, экономически и довольно полно оценить потенциальные возможности земельных ресурсов соответствующей территории. Порядок осуществления природно-сельскохозяйственного районирования определяет Кабинет Министров Украины (ст. 179 ЗК). Зонирование земель является одной из форм планирования использования и охраны земель. Оно осуществляется соответственно ст. 180 ЗК Украины лишь в границах населенных пунктов и неразрывно связано с планированием и застройкой территорий, правовое регулирование которых урегулировано Законом Украины «О планировании и застройке территорий» от 20 апреля 2000 г. Согласно с ст. 11 указанного Закона схемы планирования территорий на местном уровне определяют зонирование территорий для застройки и другого использования. При этом Генеральной схемой планирования территории Украины, утвержденной Законом Украины от 7 февраля 2002 p., предусмотренные мероприятия по усовершенствованию системы расселения и обеспечения постоянного развития населенных пунктов. Землеустройство. Соответственно ст. 181 ЗК Украины и Закона Украины «О землеустройстве» от 22 мая 2003 г. землеустройство представляет собой совокупность социально-экономических и экологических мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений и региональной организации территории административно-территориальных образований, субъектов хозяйствования, которые осуществляются под влиянием общественно-производственных отношений и развития продуктивных сил. Он выполняет важные функции организации рационального использования земельных ресурсов, их охраны и защиты грунтов независимо от целевого назначения земель, вместе с тем является одной из функций государственного управления в сфере землепользования и распространяется на земле всех форм собственности. Цель землеустройства определяется соответствующими направлениями его проведения, а именно: F обеспечение рационального использования земель; F охрана земель; F создание благоприятной экологической среды; F улучшение естественных ландшафтов. Субъектами землеустройства являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, которые осуществляют землеустройство, землевладельцы и землепользователи, а объектами — территория Украины, территории административно-территориальных образований или их частей, территории землевладений или отдельные земельные участки. Землеустройство, как совокупность социально-экономических мероприятий, выполняют разнообразнейшие задачи, связанные с обеспечением рационального использования и охраны земель независимо от их целевого назначения (сельскохозяйственного производства, промышленности, лесного и водного хозяйства, градостроительства и т.п.). Землеустройство осуществляют за счет средств Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов, а также средств граждан и юридических лиц. Формой землеустройства является землеустроительный процесс. Землеустроительный процесс — это общий порядок выполнения отдельных землеустроительных действий. Он состоит из таких взаимосвязанных стадий, которые последовательно выполняются: нарушение ходатайства о проведении землеустроительного действия; подготовительные работы относительно составления проекта землеустройства; составление проекта землеустройства; рассмотрение проекта, проектной документации; утверждение проекта; перенесение проекта в натуру (на местность); оформление и выдача землеустроительных материалов и документов; осуществление авторского надзора завыполнением проекта землеустройства. Мониторинг земель. Мониторинг земель — важная функция управления в сфере использования и охраны земель. Его объектом являются земли Украины независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования. Мониторинг земель состоит из систематических наблюдений за состоянием земель (съемки, обследования и выискивания), выявления изменений, а также оценки: состояния использования угодий, полей, участков; процессов, связанных с изменениями плодородия грунтов, увеличением сельскохозяйственных угодий, загрязнением земель токсичными веществами; состояния береговых линий речек, морей, озер, водохранилищ, гидротехнических сооружений; процессов, связанных с образованием ярил, селевыми потоками, землетрясениями и другими явлениями; состояния земель в границах населенных пунктов, территорий, занятых очистительными сооружениями, а также другими промышленными объектами. К задачам мониторинга земель относят: F долгосрочные систематические наблюдения за состоянием земель; F анализ экологического состояния земель; F своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и изготовление рекомендаций относительно предотвращения отрицательным процессам и устранения их последствий; F информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, землепользования, землеустройства, государственного контроля за использованием и охраной земель, а также собственников земельных участков. Мониторинг земель осуществляется соответственно общегосударственных и региональных (местных) программ. Информация о состоянии земельных ресурсов и их использовании, которое получено в процессе ведения мониторинга, накапливается в архивах и банках данных автоматизированной информационной системы. Полученные материалы объективно характеризуют физические, химические, биологические процессы в окружающей среде, уровень загрязнения грунтов, который дает возможность органам государственного управления предъявлять к землепользователям определенные требования относительно устранения правонарушений в сфере использования и охраны земель. Государственная система мониторинга окружающей естественной среды вообще возлагается на Министерство охраны окружающей естественной среды Украины. Мониторинг земель является составной общего мониторинга окружающей среды. Структура, задачи и содержание мониторинга земель определены в Положении о мониторинге земель, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 20 августа 1993 г. Ведение мониторинга земель возлагается на Государственный комитет Украины по земельным ресурсам с участием Министерства охраны окружающей естественной среды Украины, Министерство аграрной политики Украины, Национальное космическое агентство Украины, другие заинтересованные министерства и ведомства. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 231. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |