Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 11. Безработица и инфляция в системе макроэкономического равновесия




Понятие занятости населения. Полная и эффективная занятость. Безработица. Виды безработицы. Уровень безработицы.

Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена. Государственная политика в области занятости.

Сущность инфляции. Причины инфляции. Показатели инфляции. Инфляция спроса, инфляция издержек. Типы и виды инфляции. Влияние инфляции на перераспределение доходов и объем национального продукта. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Модель Филипса. Дилемма стабилизационной политики.

Инфляция в современной экономике, ее причины и последствия.

 

Литература

1.Агапова, Т.А. Макроэкономика: учеб. / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 560c.

2.Вечканов, Г.С. Макроэкономика / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - СПб.: Питер, 2012. – 560с.

3.Видяпин, В.И. Экономическая теория: учеб. / В.И. Видяпин, А.И. Добрынин, Г.П. Журавлева, Л.С. Тарасевич.- М.: ИНФРА-М, 2010. - 714с.

4.Кузнецов, Б.Т. Макроэкономика: учеб. пособие / Б.Т. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 458с.

5.Курс экономической теории: учеб. пособие / под ред. А.В.Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 2012. – 832 с.

6.Современная экономическая наука: учеб. пособие / под ред. Н.Н. Думной, И.П. Николаевой. – М.: Юнити-Дана, 2012. - 534 с.

7.Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учеб. для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Юрайт, 2013. - 686c.

Контрольные задания

11.1. Объясните, что такое занятость как экономическая категория? Чем отличается полная и эффективная занятость?

11.2. Экономисты считают, что полная занятость в стране достигается в том случае, когда:

а) все население страны работает;

б) работают все, кто достигает трудоспособного возраста;

в) работают все, кто хочет работать;

г) число свободных рабочих мест совпадает с числом безработных.

11.3. Может ли рыночная экономика нормально функционировать, не имея резервной армии труда? Почему?

11.4.Что такое безработица, перечислите основные виды безработицы?

11.5. Экономика достигла полной занятости при среднемесячной заработной плате 1500 ден. ед. Профсоюзам удалось добиться повышения заработной платы на 10%. Используя неоклассическую концепцию занятости, объясните, как изменится ситуация на рынке труда в результате действий профсоюзов. Проанализируйте причины изменений. Задание выполните графически.

11.6. Нужно ли стремиться к полной ликвидации безработицы? Объясните как положительный, так и отрицательный эффект безработицы.

11.7. Показатели уровня безработицы?

11.8. Предположим, что в стране живет 100 млн. человек, из которых 15 млн. – дети до 16 лет, 10 млн. – пенсионеры, безработных – 6 млн. человек. Какой уровень безработицы в данной стране?

11.9. Что такое естественный уровень безработицы? Почему он не равен нулю?

11.10. Определите фактический и естественный уровень безработицы, если известно, что совокупная рабочая сила составляет 78 млн. чел., количество официально зарегистрированных безработных 6,24 млн. чел., в том числе 75% из них остались без работы вследствие экономического кризиса.

11.11. Объясните вероятное влияние каждого из этих факторов на естественный уровень безработицы:

а) минимальная заработная плата уменьшилась на 40% относительно средней ставки заработной платы;

б) помощь по безработице стала облагаться налогом;

в) правительством значительно урезано средства для программ переквалификации для безработных;

г) вследствие высокой циклической безработицы много подростков из национальных меньшинств почти не получали средств на обучение по месту работы.

11.12. Дайте краткую характеристику различных форм и видов безработицы.

11.13. Рассчитайте циклическую безработицу при следующих условиях: численность рабочей силы - 20000 чел., численность занятых - 18400 чел., естественная безработица = 4%.

11.14.Чему равен уровень естественной безработицы в условиях полной занятости?

11.15. Фактический ВВП равен потенциальному ВВП при наличии только:

а) циклической и фрикционной безработицы;

б) структурной безработицы;

в) структурной и фрикционной безработицы;

г) естественной безработицы.

11.16. Согласно закону Оукена пятипроцентное повышение фактического уровня безработицы над его естественным уровнем означает, что отставание фактического объема ВНП от потенциального составляет:

а) 10%; б) 12,5%; в) 5%; г) 5,5%.

11.17. Используя закон Оукена, определите, чему равно отставание фактического уровня ВНП от потенциального, если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на два процента. Объем фактического ВНП составлял 700 млрд. долл.

11.18. Предположим, что в данном году естественный уровень безработицы составляет 6%, а фактический уровень – 9%. Определите, какой объем ВНП был потерян из-за безработицы, если номинальный ВНП в этом году равнялся 500 млрд. долл.

11.19. Определите фактический уровень безработицы, если известно, что номинальный ВНП составляет 3712,5 млрд. долл., в то время как потенциальный – 4125 млрд. долл. (естественный уровень безработицы – 6%).

11.20. Объясните, в чем сущность инфляции. Каковы ее причины?

11.21. Всегда ли повышение цен означает инфляцию? Приведите примеры не инфляционного роста цен.

11.22. Рассчитайте темпы инфляции для каждого года (за базовый принимайте предыдущий год):

Год Индекс цен Темп инфляции, %
1 100  
2 112  
3 123  
4 129  

11.23. Объясните разницу между инфляцией издержек и инфляцией спроса. Как бы вы изобразили графически инфляцию спроса и инфляцию издержек с помощью кривой совокупного спроса и кривой совокупного предложения? В какую сторону смещаются эти кривые при различных типах инфляции?

11.24. Какой тип инфляции - спроса или предложения - вызывают события, указанные далее? 1) Резкий скачок цен на нефть; 2) Значительный рост государственных расходов, направляемых на военные нужды; 3) Автоматический рост заработной платы, связанный с законом о прожиточном минимуме; 4) Внезапное уменьшение сбережений у населения; 5) Значительное сокращение налогов на личные доходы населения. Обоснуйте ответ.

11.25. И при инфляции спроса, и при инфляции издержек в стране наблюдается рост общего уровня цен. Существует ли способ разграничения этих двух разновидностей инфляции? Какой тип инфляции, на ваш взгляд, имел место в 90-х годах в постсоветских государствах?

11.26. При развертывании инфляции что чему предшествует: 1) рост денежной массы предшествует росту цен? 2) рост цен росту денежной массы?

11.27. В чем вы видите конфликт целей при проведении антиинфляционной политики с целью стабилизации совокупного спроса?

11.28. Рассмотрите такие направления антиинфляционной политики: высокая безработица; контроль над ценами и заработной платой; политика доходов, основанная на налогах. Для каждого вида перечислите преимущества и недостатки.

Тема 12. Финансово-денежная система

Финансы: сущность, структура, функции. Финансовая система государства и принципы ее построения.

Государственный бюджет. Доходы и расходы государственного бюджета. Дефицит государственного бюджета. Современные концептуальные подходы к сбалансированию бюджета.

Фискальная политика государства. Правительственные расходы и налоги. Кривая Лаффера. Денежный рынок. Денежные агрегаты. Равновесие на денежном рынке. Норма процента.

Банковская система и ее структура. Создание банками денег. Денежный мультипликатор.

Денежно-кредитная политика государства.

Литература

1.Вечканов, Г.С. Макроэкономика / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - СПб.: Питер, 2012. – 560с.

2.Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика: учеб. / Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. - М.: Инфра-М, 2015. - 448 с.

3.Камаев, В.Д. Экономическая теория: учеб. пособие / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. - М.: КноРус , 2012. - 384 с.

4.Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учеб. для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Юрайт, 2013. - 686c.

5.Экономическая теория: учеб. для студентов вузов / под ред. Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити-Дана, 2014. - 527 с.

Контрольные задания

12.1. Дайте определение экономической категории „финансы”. Назовите составляющие элементы финансовой системы.

12.2. Покажите разницу между финансами и денежным оборотом.

12.3. Почему государственные финансы являются главным звеном финансовой системы?

12.4. Охарактеризуйте сущность и составляющие государственного бюджета.

12.5. Охарактеризуйте основные черты и закономерности формирования государственного бюджета.

12.6. Экономика страны характеризуется следующим образом: фактический доход (Y) = 4000 долл., предельная склонность к потреблению (МРС) = 0,8. Равновесный доход (Yх) = 4200 долл.. Как должны измениться государственные расходы для того, чтобы экономика достигла равновесия?

12.7. Личный подоходный налог и налог на прибыль корпораций несут в себе основную фискальную нагрузку (то есть именно за счет этих налогов формируется основная часть поступлений в бюджет). Почему тогда в конце 80-х годов, несмотря на рост бюджетных дефицитов , правительства развитых стран проводили сокращение налоговых ставок и снизили перечень доходов, которые облагаются налогом?

12.8. Почему налоговые системы большинства стран носят прогрессивный характер?

12.9. Кейнсианцы считают, что фискальная политика влияет:

а) на совокупное предложение;

б) на совокупный спрос;

в) на а) и б);

г) влияет только на денежный оборот.

12.10. Что показывает кривая Лаффера? Насколько она является практичной? Назовите область ее применения.

12.11. Дайте определение дефицита бюджета как экономического явления. Можно ли говорить о том, что существование бюджетного дефицита всегда отрицательно влияет на экономическое развитие страны? Какие существуют способы покрытия бюджетного дефицита?

12.12. Какой вид бюджетного дефицита напрямую зависит от деятельности правительства в фискальной области: структурный или циклический? Объясните.

12.13. Как государство может использовать фискальную политику для увеличения занятости и стимулирования экономического роста?

12.14. Почему сторонники экономики предложения при проведении стимулирующей политики в больший степени, чем сторонники теории эффективного спроса ориентируются на снижение налогов? Как, с точки зрения этих двух экономических школ, снижение налогов повлияет на бюджетный дефицит?

12.15. Предположим, что правительство хочет сократить налоги, чтобы стимулировать экономику в период спада. Имеет ли значение то, какие налоги сократить: с населения или с корпораций?

12.16. Рассмотрите три возможных варианта сбалансирования государственного бюджета. Чем концепция функциональных финансов принципиально отличается от первых двух способов балансирования? Способ балансирования государственного бюджета, с вашей точки зрения, является наиболее приемлемым?

12.17. Что такое денежный рынок? Каковы его функции?

12.18. В чем заключается содержание спроса на деньги? Какова его структура и факторы, определяющие его параметры?

12.19.Понятие “спрос на деньги” означает:

а) сумму денег, которую предприниматели хотели бы использовать для предоставления кредита при данной процентной ставке;

б) сумму денег, которую население хотело бы истратить на покупку товаров и оплату услуг;

в) спрос на деньги со стороны активов;

г) совокупность спроса на деньги для сделок и спроса на деньги как на активы.

12.20. Спрос на деньги для сделок зависит от:

а) процентной ставки коммерческих банков;

б) реального ВВП;

в) количества наличных денег вне банков;

г) скорости оборота денежной единицы.

12.21. Если номинальный объем ВНП составляет 4000 млрд. долл., а объем спроса на деньги для сделок – 800 млрд. долл., то:

а) спрос на деньги со стороны активов составляет 3200 млрд. долл.;

б) общий спрос на деньги составит 4800 млрд. долл.;

в) в среднем каждый доллар делает 5 оборотов в год;

г) необходимо увеличить объем предложения денег.

12.22. Допустим, денежный рынок находится первоначально в состоянии равновесия, а затем предложение денег увеличились. Объясните, как будет устанавливаться новая равновесная ставка процента. Как повлияет изменение процентной ставки на уровень производства, занятости и цен?

12.23. Спрос на деньги для сделок составляет 10% номинального объема ВНП, предложение денег – 500 ден. ед. Спрос на деньги как на активы представлено ниже:

Процентная ставка 11 12 13 14
Спрос на деньги как на активы, ден. ед. 350 300 250 200

Номинальный ВНП равен 300 ден. ед. Определите равновесную процентную ставку на денежном рынке. Как изменится равновесная процентная ставка, если предложение денег увеличится до 550 ден. ед.?

12.24. Предположим, что функция спроса на реальные денежные запасы выражена следующим образом: (М / Р) = 2000 – 200r. Предложение денег М = 2000 ден. ед., а уровень цен Р = 2. Изобразите графически денежный рынок. Какова равновесная ставка процента? Найдите новую равновесную ставку процента, если предложение денег сократилось до 1600. Предположим, что НБ уменьшает ставку процента в два раза. Уровень предложения денег должен быть для достижения равновесия на денежном рынке, если уровень цен фиксировано.

12.25. Почему возникли коммерческие банки и какие функции они выполняют?
12.26. Каким образом банк делает деньги? Правильно ли, что при норме резервов 25%, имея массу депозитов в 10000 ден. ед., банк может создать новые деньги только на сумму 25000 ден. ед.? Объясните.

12.27. Если норма обязательных резервов составляет 100%, то чему равна величина банковского мультипликатора?

12.28. Банк имеет депозит 10 000 ден. ед. Норма обязательных резервов – 25%. Этот депозит способен увеличить сумму займов:

а) на неопределенную величину;

б) 7500 ден. ед.;

в) 10 000 ден. ед.;

г) 30 000 ден. ед.

12.29. Рост нормы обязательных резервов:

а) увеличивает активы коммерческих банков;

б) увеличивает пассивы коммерческих банков;

в) сокращает депозиты фирм и домохозяйств в коммерческих банках;

г) сокращает активы коммерческих банков;

д) сокращает и активы, и пассивы коммерческих банков.

12.30. Что такое “операции на открытом рынке”? Объясните, как они влияют на денежную массу в обращении.

12.31. Какая из ниже перечисленных операций уменьшит количество денег в обращении?

а) ЦБ уменьшает норму обязательных резервов;

б) ЦБ покупает государственные облигации у населения и коммерческих банков;

в) ЦБ снижает учетную ставку, по которой он предоставляет кредиты коммерческим банкам;

г) ЦБ продает государственные облигации коммерческим банкам.

12.32. Термин “учетная ставка” означает:

а) курс государственных облигаций, по которому ЦБ покупает их на открытом рынке;

б) процентную ставку, по которой ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам;

в) увеличение общего объема резервов коммерческих банков;

г) степень воздействия ЦБ на рост денежной массы и объема ВВП;

12.33. Какая из следующих комбинаций мер монетарной политики будет оказывать наиболее стимулирующее влияние на экономику?

  А) Б) В) Г)
Учетная ставка повышение уменьшение уменьшение повышение
Операции на открытом рынке продажа облигаций покупка облигаций продажа облигаций продажа облигаций
Требования относительно резерва уменьшение уменьшение уменьшение повышение

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 276.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...