Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 9. Циклические колебания экономики. Макроэкономическое равновесие. Экономический рост




Циклические колебания экономики. Классификация циклов. Средние экономические циклы. Фазы цикла.

Длинные волны в экономике и их влияние на структуру общественного производства.

Макроэкономическое равновесие, его основные характеристики. Совокупный спрос и совокупное предложение в равновесной экономике. Неоклассическая, марксистская, кейнсианская теории равновесной экономики.

Экономический рост: сущность, типы, показатели и факторы. Государственное регулирование экономического роста.

 

Литература

1.Агапова, Т.А. Макроэкономика: учеб. / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 560c.

2.Видяпин, В.И. Экономическая теория: учеб. / В.И. Видяпин, А.И. Добрынин, Г.П. Журавлева, Л.С. Тарасевич.- М.: ИНФРА-М, 2010. - 714с.

3.Кузнецов, Б.Т. Макроэкономика: учеб. пособие / Б.Т. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 458с.

4.Курс экономической теории: учеб. пособие / под ред. А.В.Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 2012. – 832 с.

5.Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учеб. для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Юрайт, 2013. - 686c.

Контрольные задания

9.1. Почему цикличность рассматривается как общая закономерность развития рыночной экономики? Можно ли добиться плавного, нециклического характера экономического развития?

9.2. Дайте краткую характеристику основным типам циклов: малым, средним, длинным.

9.3. Сравните материальную основу средних и малых циклов и сделайте вывод относительно специфики каждого из них.

9.4. Какие из перечисленных факторов нельзя отнести к условиям циклического развития экономики:

а) динамика активности в строительстве;

б) периодическое обновление капитала;

в) ограниченность ресурсов макросистемы;

г) массовое обновление производственных запасов.

9.5. Как вы считаете, почему существует так много теорий, объясняющих причины циклической динамики рыночной экономики? Существует ли среди этих теорий такая, которая лучше всего объясняет причины и характер экономического цикла?

9.6. Назовите фазы экономического цикла. Объясните, как каждая из фаз цикла воздействует на экономику. Почему экономисты так уверены в том, что экономические циклы – это механизм развития рыночной экономики?

9.7. Чем современные циклы отличаются от промышленных циклов классического типа? Какие факторы проявились особенно заметно после второй мировой войны? Каким образом они модифицируют современный цикл?

9.8. Какова роль в системе экономического воспроизводства принадлежит фазе экономического кризиса?

9.9. Какое из перечисленных явлений не соответствует периоду экономического спада:

а) снижение инвестиций в оборудование с длительным сроком службы;

б) более низкий спрос на труд;

в) сокращение налоговых поступлений;

г) уменьшение пособий по безработице;

д) снижение прибылей корпораций.

9.10. Покажите динамику основных экономических показателей в различных фазах делового цикла (используйте отметки ).

Показатели Нижняя точка спада Оживление Пик дел. активности Спад
Инфляция        
Безработица        
Торговый баланс        
Экономический рост        
Инвестиции        
Норма процента        

9.11. Какие цели и методы антициклического регулирования экономики?

9.12. Как изменится кривая совокупного предложения в следующих случаях:

а) природные катаклизмы привели к потере 30% мощностей добывающей промышленности;

б) произошли изменения в шкале ценностей работников; они предпочитают нормальный отдых, а не увеличение рабочего времени при росте заработной платы;

в) в годы “Великой депрессии” в США Рузвельт прибегнул к увеличению бюджетного дефицита, увеличивая государственные расходы на общественные работы.

9.13. Предположим, что параметры совокупного спроса и предложения в экономике страны имеют такие значения:

Реальный объем национального производства, на который есть спрос (млрд. ден.ед.) Уровень цен (индекс цен) Реальный объем национального производства, предложенного для продажи (млрд. ден.ед.)
200 600 800
400 500 800
600 400 600
800 300 400
800 300 200

Постройте на основе этих данных график совокупного спроса и совокупного предложения. Каким будет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства? Совпадет ли равновесный реальный объем национального производства с реальным объемом национального производства при полной занятости? Объясните, почему кривая совокупного спроса имеет нисходящую траекторию? Почему уровень цен, к примеру 300, не является равновесным для такой экономики?

9.14. Что означает экономический рост? Какие отличия есть между экономическим ростом и экономическим развитием? Какое значение имеет экономический рост?

9.15. Охарактеризуйте основные факторы экономического роста. Покажите с помощью кривой производственных возможностей влияние на экономический рост факторов спроса и факторов предложения.

9.16. Какие из следующих утверждений правильные, а какие – нет?

а) экономический рост – это увеличение номинального объема ВНП за определенный период времени;

б) чем больше доля ВНП в условиях полной занятости направляется на инвестиции, тем выше темп роста ВНП;

в) экономический потенциал страны растет, когда кривая производственных возможностей сдвигается влево;

г) экономический рост смягчает противоречие между безграничными потребностями и ограниченными ресурсами.

9.17. В 60-х и начале 70-х годов большую роль играло движение против экономического роста. При этом утверждалось, что экономический рост вреден. Дайте оценку такой точки зрения. Почему, по Вашему мнению, это движение сошло на нет?

9.18. Какими показателями измеряется экономический рост?

9.19. Какое соотношение выражает темпы экономического роста:

а) изменение ВНП по отношению к ВНП предыдущего года,

б) ВНП текущего года по отношению к ВНП предыдущего года,

в) изменение валовой стоимости продукции по отношению к общественного продукта предыдущего года,

г) ВНП предыдущего года по отношению к ВНП текущего года.

9.20. Определить темпы экономического роста по годам. Как можно охарактеризовать динамику экономики?

Год 1 2 3 4
Номинальный ВНП, млрд. долл. 400 520 598 756
Годовые индексы цен, % 100 125 140 130

9.21. В народном хозяйстве ВНП вырос с 120 до 132 млрд. ден. ед., тогда как цены выросли на 4%. Сколько процентов составляет реальный экономический рост? Объясните произошедшие изменения.

9.22. В 1-ом г. ВНП в рыночных ценах составил 2847 млрд. ден. ед., во 2-ом г. – 2949 млрд. ден. ед. В то же время ВНП в 1-ом г. в ценах базового года составил 1581 млрд. ден. ед., а во 2-ом г. – 1618 млрд. ден. ед. Определите следующие величины:

 

Номинальный рост

Реальный рост

В млрд. ден. ед. Темп роста % В млрд. ден. ед. Темп роста %
       

9.23.Реальный ВНП составляет 50 тыс. ден. ед. в первом году и 54,2 тыс. ден. ед. во втором году. Каковы темпы роста ВНП? Предположим, что за это время население выросло с 75 до 80 человек. Каковы темпы роста ВНП на душу населения?

9.24. Какие существуют типы экономического роста и в чем заключается различие между ними?

9.25. Какое из положений не характеризует экстенсивного типа экономического роста?

а) чтобы увеличить объем продукции вдвое, необходимо вдвое больше использовать сырья;

б) чтобы увеличить объем продукции вдвое, необходимо вдвое больше ввести в действие средств производства;

) чтобы увеличить объем продукции вдвое, следует использовать неизменное количество средств производства, но лучшего качества.

9.26. Раскройте сущность интенсивного типа экономического роста, назовите его формы.

9.27. Какие факторы развития экономики можно отнести к экстенсивным, интенсивным: увеличение численности занятых; рост производительности труда; увеличение количества оборудования; совершенствование техники; улучшение качества материалов; снижение расхода топлива; увеличение капиталовложений; совершенствование пропорций воспроизводства.

9.28. Что означает эффективность и качество экономического роста?

9.29. Как следует понимать новое качество экономического роста?

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...